ООП дошкольного образования МКОУ Лицей №1 г.п. Терек в 2025-2026 учебном году
Описание образовательной программы
Описание
образовательной программы
дошкольного образования ДО МКОУ «Лицей
№1г.п. Терек»
Образовательная
программа дошкольного образования охватывает возраст детей от 1,5года до 7(8)
лет. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в
различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных
психологических и физиологических особенностей.
Программа направлена на:
· создание условий развития ребенка,
открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного
развития, развития инициативы и творческих способностей на основе
сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам
деятельности;
· на создание развивающей
образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации
и индивидуализации детей.
Строится образовательная программа дошкольного
образования Учреждения на основе инновационной программы дошкольного
образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез 2021 год утвержденных Минобрнаукой
РФ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья
нуждаются в специальном (коррекционном) обучении и воспитании, их состояние
здоровья может препятствовать освоению образовательной программы. К данной
категории относятся и дети-инвалиды, нуждающиеся в специально организованном
образовательном пространстве. В течение месяца с момента начала посещения
группы осуществляется педагогическая и психологическая диагностика, в том числе
ребенка с ОВЗ. Результаты проведенного обследования развития ребенка
используются для составления адаптированной образовательной программы,
выстраиваемой на основе основной образовательной программы группы путем
применения адекватных способов индивидуализации и создания специальных условий
ее реализации. В случае выявления таких категорий – детей с ОВЗ,
разрабатывается адаптированная образовательная программа.
Парциальные программы:
|
1. Парциальная программа «Юный эколог!». Авт. С. Н. Николаева. Программа
экологического воспитания в детском саду. |
|
2.Парциальная программа Р.Б.
Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой «Основы безопасности детей
дошкольного возраста». |
|
3.Программа
обучения кабардино-черкесскому языку «Анэбзэ» под редакцией Р.М.Ацкановой. |
Содержание разработанной Программы охватывает
следующие образовательные области:
· социально-коммуникативное
развитие;
· познавательное развитие;
· речевое развитие;
· художественно-эстетическое
развитие;
· физическое развитие.
Конкретное содержание указанных образовательных
областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей,
определяется целями и задачами Программы и реализовывается в различных видах
деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как
сквозных механизмах развития ребенка):
в раннем возрасте (1,5 –
3 лет) - предметная деятельность и игры с составными и
динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок,
вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под
руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми
предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок,
стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
для детей дошкольного возраста (3
- 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая
сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная
(общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и
экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и
фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на
улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули,
бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка,
аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных
произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских
музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы
активности ребенка.
Программой предусмотрена необходимость охраны и
укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального
благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое
отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться,
обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное
развитие.
Содержание образовательных областей
зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Определяется целями
и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности (общении,
игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах
развития ребёнка) и т.д.
Виды деятельности в Учреждении для детей
дошкольного возраста
Игровая, коммуникативная (общение и
взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская
(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также
восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и
элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного
материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и
понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические
движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение
основными движениями) формы активности ребенка
Содержание Программы
отражает следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного
возраста:
· предметно-пространственная
развивающая образовательная среда;
· характер взаимодействия со
взрослыми;
· характер взаимодействия с другими
детьми;
· система отношений ребёнка к миру, к
другим людям, к себе самому.
Образовательная программа дошкольного
отделения включает следующие разделы:
1. Целевой: К целевым ориентирам дошкольного образования
относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка
на этапе завершения дошкольного образования:
· ребёнок проявляет инициативность и
самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании
и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности,
обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
· ребёнок уверен в своих силах,
открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает
чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать
интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других,
стараться разрешать конфликты;
· ребёнок обладает развитым
воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка
к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в
игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным
правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том
числе игровую и учебную;
· творческие способности ребёнка также
проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок
может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную
речь и может выражать свои мысли и желания;
· у ребёнка развита крупная и
мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими,
обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных
материалов и т. п.;
· ребёнок способен к волевым усилиям в
разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до
конца начатое дело.
· ребёнок может следовать социальным
нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной
гигиены;
· ребёнок проявляет любознательность, задаёт
вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется
причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать,
экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном,
природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной
культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из
области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка
складываются предпосылки грамотности. Ребѐнок способен к принятию собственных
решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
· 2. Содержательный раздел определяет общее содержание
основной образовательной программы, обеспечивающее полноценное развитие детей с
учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, и раскрывает задачи:
– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье,
малой и большой родине;
· формирование основ собственной
безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);
· овладение элементарными
общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных
ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
· овладение элементарными нормами и
правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании,
при формировании полезных привычек и др.);
· развитие эмоционально-ценностного
восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного),
мира природы.
Часть Программы, формируемая участниками
образовательных отношений:
Разработанная программа предусматривает включение
воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями
Кабардино-Балкарской Республики.
Основной целью работы является формирование целостных
представлений о родном крае через решение следующих задач:
· приобщение к истории возникновения
родного города (села, поселка); знакомство со знаменитыми земляками и людьми,
прославившими КБР.
· формирование представлений о
достопримечательностях родного района, КБР (его государственных
символах);
· воспитание любви к родному дому,
семье, уважения к родителям и их труду;
· формирование и развитие
познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном районе,
селе;
· формирование представлений о
животном и растительном мире родного края;
· ознакомление с картой КБР, района,
города.
3. Организационный раздел
Включает:
– характеристику жизнедеятельности детей в группах,
включая распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий,
праздников, мероприятий;
– особенности работы в четырёх основных
образовательных областях в разных видах деятельности и/или культурных
практиках;
– особенности организации предметно-пространственной
развивающей среды; – особенности взаимодействия педагогического
коллектива с семьями обучающихся.
В основу совместной деятельности семьи и
дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
· единый подход к процессу воспитания ребёнка;
· открытость дошкольного учреждения
для родителей;
· взаимное доверие во взаимоотношениях
педагогов и родителей;
· уважение и доброжелательность друг к
другу;
· дифференцированный подход к каждой
семье;
· равно ответственность родителей и
педагогов.
На сегодняшний день в учреждении осуществляется
интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими
категориями родителей:
- с семьями обучающихся;
- с будущими родителями.
Особенности взаимодействия
педагогического коллектива с семьями обучающихся
Максимальная открытость образовательной деятельности
направлена на становление партнёрских взаимоотношений педагога с родителями.
Основные принципы работы с родителями:
· активности и сознательности –
участие всего коллектива Учреждения и родителей в поиске современных форм и
методов сотрудничества с семьей;
· открытости и доверия –
предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и
живут дети в Учреждении;
· сотрудничества - общение «на
равных»;
· совместная деятельность, которая
осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения;
согласованного взаимодействия - возможность высказывать друг другу свои
соображения о тех или иных проблемах воспитания;
· воздействия на семью через ребенка –
если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок
обязательно поделится впечатлениями с родителями.
Наше учреждение выступает в роли активного
помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «дошкольное
отделение–семья–социум», постоянно изучает и влияет на формирование
образовательных запросов родителей, проектирует условия для их удовлетворения.
Родители постепенно становятся единомышленниками и профессиональными
помощниками педагогов. Мы также выработали индивидуальную тактику
взаимодействия с родителями в образовательном процессе по направлениям:
· информационно-аналитическое:
· интерактивные формы работы:
проведение опросов, анкетирование, консультации специалистов;
· познавательное: клуб
заинтересованных родителей, изучение лучшего опыта семейного воспитания,
педагогическая библиотека для родителей;
· наглядно-информационное: «Дни
открытых дверей», информационные стенды, сайт Учреждения;
· досуговое: совместное проведение
досуга, выставки семейных творческих работ, конкурсы, проекты, семейные
спортивные мероприятия.
Педагоги
учреждения изучают специальную литературу по проблемам общения, проводят
тренинги для родителей, используют видео- и фотоматериалы, фиксирующие
самостоятельную игровую деятельность. В тесном взаимодействии с родителями
педагоги проводят педагогическую диагностику развития ребенка, планируют
образовательный процесс, создают высоко стимулирующую развивающую игровую
среду. Педагоги рассказывают о достижениях ребенка, о задачах, стоящих перед
ним, и получают такую же информацию от родителей. Двусторонний поток
информации, знаний и опыта, партнерский характер взаимодействия делает
сотрудничество более успешным. Такая работа развивает позитивное общественное
мнение об учреждении, повышает спрос на образовательные услуги, обеспечивает
доступность качественных образовательных услуг, улучшает подготовку к более
легкой адаптации к новой социальной среде.