История школы

«Она была первой»
 
После победы Октябрьской революции Россия вступила в полосу ранее нежданных преобразований во всех сферах жизни общества  в экономике, культуpе, образовании. До этого политика царизма сдерживала эти процессы на окраинах России. Колониальный гнет рассматривался как инструмент, при помощи которого царизм управлял  народами КавказаНаш край не являлся исключением. Располагая значительными природными богатствами, он оставался слабо развитым районом. Предстояло многое сделать по налаживанию работы во всех сферах жизни общества, особенно в народном образовании. Как отмечалось во время празднования 80-летия КБР и Дня ее государственности, Советская власть приступила к решительным мерам по развитию культурно-просветительной работы и народного образования. Эти направления в политике государства были приоритетными, так как открывали реальную возможность решения всех общественно-государственных проблем. В республике создается определенная образовательная система подготовки специалистов для народного хозяйства нашей республики, включавшая Ленинский учебный городок, Терскую сельскохозяйственную школу в нашем районе. Но это не решало главной задачи -подготовки национальных кадров с общим средним образованием, которое открывало путь к подготовке специалистов с высшим образованием коренной национальности в других регионах России.
    В поселке Терек в середине 20-х годов работала начальная школа, которая располагалась там, где в настоящее время на­ходится санэпидстанция. Это старое кирпичное строение было сооружено в конце 19 в. для детей рабочих со станции Муртазово. В начале 30-х го­дов эта школа имела статус поселковой, а заведовал в ней Карашай Мисостович Блаев. Учительницей работала Дикинова Дина Дмит­риевна с дипломом духовной семинарии. Ее учениками были Смоляков Александр, братья Малинины - Анатолий и Евгений, Кравченко Алек­сандр, Тажев Николай, Черевашенко Иван, Бориева Алижан.
     Недостаточное знание рус­ского языка учениками корен­ной национальности затрудня­ло работу в школе, но стрем­ление ребят к учебе не осла­бевало, а напротив, возрастало. В середине 30-х годов в рес­публике вводится всеобщее неполное среднее образова­ние, строятся школы при самом активном участии жителей сел и при поддержке местной вла­сти. В этом движении большую роль играют партийные и ком­сомольские организации. В Терском районе в селах Дейское, Плановское, Верхний Акбаш также появились началь­ные школы. Так, в селении Дейское организатором и первым учителем школы был ныне здравствующий Шауцуков Аслангерий. В 1935 г. эта школа получила почетное звание образцовой.
      Правительство республики считало, что в тех конкретных условиях, что сложились в рес­публике, Ленинский учебный го­родок свою задачу выполнил, и приняло решение о его расфор­мировании. На его базе в Нальчи­ке открывается педагогическое училище, затем учительский ин­ститут, а еще позже - педагоги­ческий институт по подготовке национальных кадров учителей для школ республики. Наряду с преподавателями из других ре­гионов в институте работают пре­подаватели коренной националь­ности.
   Многие студенты педучи­лища учились заочно и одновре­менно работали в школах нашей республики. В школах нашего района в середине 30-х годов бо­лее половины педагогов учились и одновременно работали.
    В Терском районе были те же проблемы, что по всей респуб­лике, и решались они исходя из конкретных условий. В районе принимается решение об откры­тии в районном центре школы с учетом того, что опыт уже был накоплен в Терской сельскохо­зяйственной школе. Предполага­лось, что эта школа будет яв­ляться не только учебным заве­дением, но и организационно-ме­тодическим центром. В методи­ческой помощи нуждались учите­ля всех школ района. Планиро­валось приглашение учителей из других регионов России.
     Многие ребята из поселка, что­бы продолжить учебу, ходили в ст. Александровскую, где была семилетняя школа. В 1935 г. начальная школа пре­образуется в семилетнюю, с пер­спективой дальнейшего преобра­зования ее в среднюю. На том месте, где сейчас находится шко­ла №2, в 1935 г. было построено из красного кирпича одноэтаж­ное здание для средней школы. Первым ее директором был Мешков Николай Федорович, затем его сменил Балкаров Сафарби Харунович, старший брат Балкарова Адальби Харуновича, ко­торый всю свою жизнь посвятил воспитанию и обучению детей. В 1939 г. директором школы назна­чается Хажуев Натриб Цирович, одновременно преподававший химию. В 1942 г. он добровольно ушел на фронт. Под его руковод­ством в школе сформировался коллектив учителей, приехавших из городов России: Мараев Иван Демьянович - математик, Гаврюшенко Геннадий Васильевич - географ, Леонтьев Андрей Федо­рович - иностранный язык, Пче­ла Мария Макаровна - историк. Раннее утро 1 сентября 1937 г. выдалось ясным, свежим. На­кануне прошел грозовой дождь, и все вокруг было ослепительно чистым, умытым. Все блестело серебром под лучами восходящего солнца. Августовская жара уступила свои права бархатному осеннему теплу.
     У нового здания СШ выстрои­лись учащиеся. Стайка ребят была одета в свежевыстиранные рубахи, а девочки - в цветастые, отглаженные платьица. В руках у них цветы, как символ радости и добра. Все это выглядело торже­ственно, празднично. Радостные лица, легкое волнение - как ни судите, а открывается первая средняя школа в районе. Над главным входом красовался при­ветливый призыв "Добро пожало­вать!", а вокруг - зелень кустов сирени, посаженных детьми.
    Подняв дорожную пыль, у шко­лы остановилась тачанка, в ко­торой прибыл на торжество Гуважоков Тита Озирович - председа­тель поселкового Совета. Он был особенно взволнован. Ак­тивный строитель и защитник Со­ветской власти в годы гражданс­кой войны понимал, что сбыва­ется вековая мечта его народа. Митинг был коротким, немно­гословным. Поздравления, поже­лания успехов. Общее мнение, что школа будет первой в учебе, труде и обороне, выразил Малинин Михаил Григорьевич, зани­мавший в те годы пост заведую­щего отделом здравоохранения района.
    Ровно 9 часов утра. Над голо­вами присутствующих малино­вым звоном заливается серебря­ный колокольчик, который был в худенькой ручонке невысокого роста девочки. Его звон разносит­ся далеко вокруг, как бы изве­щая всех о том, что у нас есть своя средняя школа. Колоколь­чик замер, ученики пошли на пер­вый урок в пахнущие краской про­сторные классы.
     Был скомплектован один восьмой класс. В классный жур­нал вписали десять учеников, которые в полном составе дош­ли до десятого. Судьбой было начертано этим мальчикам и де­вочкам быть первым выпуском первой школы в г.Тереке. В клас­се были ученики из Терека, Тамбовки. Класс был интернацио-нальный:Тажев Николай, Бориева Алижан- представители корен­ной национальности. Тажев Ни­колай в 70-80 гг. работал в Тере­ке, на ЗАИ, а Бориева Алижан - учительницей в той же школе, в которой когда-то училась. Девоч­ка из хутора Тамбовский Скиба Александра (Вербило Александ­ра Васильевна), много лет затем работала здесь же директором.
    Внутренняя жизнь школы до предела была насыщена учеб­но-воспитательными мероприя­тиями: уроки, предметные круж­ки, спортивно-массовые сорев­нования, а пятница была днем "свободного общения", как выра­зился какой-то остряк. Дело, в том, что в этот день проводились общественные мероприятия, классные собрания.
    Большое значение в воспита­тельной работе уделялось тако­му вопросу, как уважительное отношение к прошлому, осознан­ное отношение к настоящему. Учитель истории Мария Мака­ровна Пчела на примерах исто­рии нашего края воспитывала в детях чувство национального самосознания и национальной гордости. Директор Натриб Цирович Хажуев утверждал, что национальное самосознание народа есть путь к действи­тельной дружбе между народа­ми.
   Быстро и как-то незаметно пролетели три учебных года. 1940 год. Бывший восьмой-  уже десятый. Приближались экза­мены, к которым тщательно го­товились и выпускники, и учи­теля. В те годы экзамены сда­вали выпускники школ по всем предметам. Трудно было, но что делать...
    Конец июня, экзамены сданы, все готовятся к торжественно­му событию - к первому выпус­ку в первой школе в Терском районе. Событие историчес­кое, подводились итоги этапа в развитии народного образо­вания в Малой Кабарде.

     21 июня, накануне выходно­го дня, состоялось торжествен­ное собрание в школе, на ко­тором Хажуев Н.Ц. вручил вы­пускникам аттестаты о сред­нем образовании и произнес напутственную речь. В своем напутствии молодым людям директор просил не забывать, откуда они родом, с достоин­ством пронести через все не­взгоды честь первой школы, никогда не забывать, что они были первыми, а это много зна­чит. Затем выпускников по­здравили председатель по­селкового Совета, представи­тель родительского комитета, а с ответным словом выступи­ла выпускница Александра Скиба. Она выразила глубо­кую благодарность Советской власти, правительству нашей республики, учителям, кото­рые, не жалея сил, здоровья, сделали все от них зависящее, чтобы ученики получили пол­ное среднее образование. Она заверила всех, что напутствие Натриба Цировича они поста­раются не забывать никогда. Жизнь подтвердила правоту сказанных слов на выпускном вечере. Все выпускники с чес­тью и достоинством, будь то фронт Великой Отечествен­ной, глубокий тыл, мирное стро­ительство, учительская рабо­та - везде были первыми, по­мнили, что они воспитанники первой в Малой Кабарде сред­ней школы, которая до наших дней высоко держит честь пер­вой. Воспитанники школы ра­ботали и продолжают рабо­тать во многих отраслях произ­водства. Из школы в разное время вышли крупные обще­ственные и государственные деятели, крупные хозяйствен­ники, научные работники, зас­луженные учителя и артисты, и просто замечательные труже­ники. Школа трепетно чтит и сохраняет традиции первой, не забывая о том, что это обя­зывает ко многому.

     На снимке: первый выпуск 1940 г. первой средней школы г. Терека.   В первом ряду сидят слева направо:AM.Бориева, Н.Тажев, А. Скиба; во втором ряду третий слева математик И.Д.Мараев, четвертый -Г.В.Гаврюшенко, пятый - ди­ректор школы Н.Ц.Хажуев, шестая - завуч школы Е.Масько, крайняя справа учитель истории ММ.Пчела в верх­нем ряду стоят: второй спра­ва А.М.Малинин, четвертый справа А.Кравченко.




 В своем становлении и развитии МОУ «Лицей № 1 ГП. Терек» прошел большой и динамичный путь. Лицей был основан в 1927 году как начальная школа. В 1934 году школа была реорганизована в семилетнюю, в 1937 году – в среднюю. В 1940 году состоялся ее первый выпуск. В 2005 году школа получила статус лицея, первого  в Терском районе.
 

 Деятельность лицея сегодня направлена на создание вариативной образовательной среды, обеспечивающей саморазвитие каждого ученика на основе его личностных особенностей, интересов, склонностей. Для реализации программ профильного обучения в лицее создана современная инфраструктура, соответствующая требованиям к условиям осуществления образовательного процесса.

   Лицей является стажировочной площадкой по реализации ФЦПРО в 2011-2015гг по направлению «Достижение во всех субъектах РФ стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» по теме «Эффективное использование современных образовательных и воспитательных программ в образовательном процессе».

    На базе лицея создан информационно-консультативный центр «Перспективная начальная школа» для обеспечения информационно-методической помощи педагогам, использующим в практике преподавания программу «Перспективная начальная школа» и УМК «Предшкола нового поколения».

 Хочу такой сайт


 

   Лицей является победителем Всероссийского конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы обучения в рамках приоритетного национального проекта «Образование», лауреатом республиканского конкурса «Лучшие школы КБР». Лицей награжден почетными грамотами Правительства и Парламента Кабардино-Балкарской республики, грамотами МОН КБР, внесен в Федеральный реестр «Всероссийская книга почета». Десять учителей лицея стали победителями Приоритетного Национального Проекта «Образование» в категории «Учителя».

   Среди учащихся лицея есть победители районных, республиканских и российских олимпиад, смотров, соревнований, лауреаты премии Президента КБР,  лауреаты международных конкурсов.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».