«Она была первой»
После победы Октябрьской революции Россия вступила в полосу ранее нежданных преобразований во всех сферах жизни общества в экономике, культуpе, образовании. До этого политика царизма сдерживала эти процессы на окраинах России. Колониальный гнет рассматривался как инструмент, при помощи которого царизм управлял народами КавказаНаш край не являлся исключением. Располагая значительными природными богатствами, он оставался слабо развитым районом. Предстояло многое сделать по налаживанию работы во всех сферах жизни общества, особенно в народном образовании. Как отмечалось во время празднования 80-летия КБР и Дня ее государственности, Советская власть приступила к решительным мерам по развитию культурно-просветительной работы и народного образования. Эти направления в политике государства были приоритетными, так как открывали реальную возможность решения всех общественно-государственных проблем. В республике создается определенная образовательная система подготовки специалистов для народного хозяйства нашей республики, включавшая Ленинский учебный городок, Терскую сельскохозяйственную школу в нашем районе. Но это не решало главной задачи -подготовки национальных кадров с общим средним образованием, которое открывало путь к подготовке специалистов с высшим образованием коренной национальности в других регионах России.
В поселке Терек в середине 20-х годов работала начальная школа, которая располагалась там, где в настоящее время находится санэпидстанция. Это старое кирпичное строение было сооружено в конце 19 в. для детей рабочих со станции Муртазово. В начале 30-х годов эта школа имела статус поселковой, а заведовал в ней Карашай Мисостович Блаев. Учительницей работала Дикинова Дина Дмитриевна с дипломом духовной семинарии. Ее учениками были Смоляков Александр, братья Малинины - Анатолий и Евгений, Кравченко Александр, Тажев Николай, Черевашенко Иван, Бориева Алижан.
Недостаточное знание русского языка учениками коренной национальности затрудняло работу в школе, но стремление ребят к учебе не ослабевало, а напротив, возрастало. В середине 30-х годов в республике вводится всеобщее неполное среднее образование, строятся школы при самом активном участии жителей сел и при поддержке местной власти. В этом движении большую роль играют партийные и комсомольские организации. В Терском районе в селах Дейское, Плановское, Верхний Акбаш также появились начальные школы. Так, в селении Дейское организатором и первым учителем школы был ныне здравствующий Шауцуков Аслангерий. В 1935 г. эта школа получила почетное звание образцовой.
Правительство республики считало, что в тех конкретных условиях, что сложились в республике, Ленинский учебный городок свою задачу выполнил, и приняло решение о его расформировании. На его базе в Нальчике открывается педагогическое училище, затем учительский институт, а еще позже - педагогический институт по подготовке национальных кадров учителей для школ республики. Наряду с преподавателями из других регионов в институте работают преподаватели коренной национальности.
Многие студенты педучилища учились заочно и одновременно работали в школах нашей республики. В школах нашего района в середине 30-х годов более половины педагогов учились и одновременно работали.
В Терском районе были те же проблемы, что по всей республике, и решались они исходя из конкретных условий. В районе принимается решение об открытии в районном центре школы с учетом того, что опыт уже был накоплен в Терской сельскохозяйственной школе. Предполагалось, что эта школа будет являться не только учебным заведением, но и организационно-методическим центром. В методической помощи нуждались учителя всех школ района. Планировалось приглашение учителей из других регионов России.
Многие ребята из поселка, чтобы продолжить учебу, ходили в ст. Александровскую, где была семилетняя школа. В 1935 г. начальная школа преобразуется в семилетнюю, с перспективой дальнейшего преобразования ее в среднюю. На том месте, где сейчас находится школа №2, в 1935 г. было построено из красного кирпича одноэтажное здание для средней школы. Первым ее директором был Мешков Николай Федорович, затем его сменил Балкаров Сафарби Харунович, старший брат Балкарова Адальби Харуновича, который всю свою жизнь посвятил воспитанию и обучению детей. В 1939 г. директором школы назначается Хажуев Натриб Цирович, одновременно преподававший химию. В 1942 г. он добровольно ушел на фронт. Под его руководством в школе сформировался коллектив учителей, приехавших из городов России: Мараев Иван Демьянович - математик, Гаврюшенко Геннадий Васильевич - географ, Леонтьев Андрей Федорович - иностранный язык, Пчела Мария Макаровна - историк. Раннее утро 1 сентября 1937 г. выдалось ясным, свежим. Накануне прошел грозовой дождь, и все вокруг было ослепительно чистым, умытым. Все блестело серебром под лучами восходящего солнца. Августовская жара уступила свои права бархатному осеннему теплу.
У нового здания СШ выстроились учащиеся. Стайка ребят была одета в свежевыстиранные рубахи, а девочки - в цветастые, отглаженные платьица. В руках у них цветы, как символ радости и добра. Все это выглядело торжественно, празднично. Радостные лица, легкое волнение - как ни судите, а открывается первая средняя школа в районе. Над главным входом красовался приветливый призыв "Добро пожаловать!", а вокруг - зелень кустов сирени, посаженных детьми.
Подняв дорожную пыль, у школы остановилась тачанка, в которой прибыл на торжество Гуважоков Тита Озирович - председатель поселкового Совета. Он был особенно взволнован. Активный строитель и защитник Советской власти в годы гражданской войны понимал, что сбывается вековая мечта его народа. Митинг был коротким, немногословным. Поздравления, пожелания успехов. Общее мнение, что школа будет первой в учебе, труде и обороне, выразил Малинин Михаил Григорьевич, занимавший в те годы пост заведующего отделом здравоохранения района.
Ровно 9 часов утра. Над головами присутствующих малиновым звоном заливается серебряный колокольчик, который был в худенькой ручонке невысокого роста девочки. Его звон разносится далеко вокруг, как бы извещая всех о том, что у нас есть своя средняя школа. Колокольчик замер, ученики пошли на первый урок в пахнущие краской просторные классы.
Был скомплектован один восьмой класс. В классный журнал вписали десять учеников, которые в полном составе дошли до десятого. Судьбой было начертано этим мальчикам и девочкам быть первым выпуском первой школы в г.Тереке. В классе были ученики из Терека, Тамбовки. Класс был интернацио-нальный:Тажев Николай, Бориева Алижан- представители коренной национальности. Тажев Николай в 70-80 гг. работал в Тереке, на ЗАИ, а Бориева Алижан - учительницей в той же школе, в которой когда-то училась. Девочка из хутора Тамбовский Скиба Александра (Вербило Александра Васильевна), много лет затем работала здесь же директором.
Внутренняя жизнь школы до предела была насыщена учебно-воспитательными мероприятиями: уроки, предметные кружки, спортивно-массовые соревнования, а пятница была днем "свободного общения", как выразился какой-то остряк. Дело, в том, что в этот день проводились общественные мероприятия, классные собрания.
Большое значение в воспитательной работе уделялось такому вопросу, как уважительное отношение к прошлому, осознанное отношение к настоящему. Учитель истории Мария Макаровна Пчела на примерах истории нашего края воспитывала в детях чувство национального самосознания и национальной гордости. Директор Натриб Цирович Хажуев утверждал, что национальное самосознание народа есть путь к действительной дружбе между народами.
Быстро и как-то незаметно пролетели три учебных года. 1940 год. Бывший восьмой- уже десятый. Приближались экзамены, к которым тщательно готовились и выпускники, и учителя. В те годы экзамены сдавали выпускники школ по всем предметам. Трудно было, но что делать...
Конец июня, экзамены сданы, все готовятся к торжественному событию - к первому выпуску в первой школе в Терском районе. Событие историческое, подводились итоги этапа в развитии народного образования в Малой Кабарде.
21 июня, накануне выходного дня, состоялось торжественное собрание в школе, на котором Хажуев Н.Ц. вручил выпускникам аттестаты о среднем образовании и произнес напутственную речь. В своем напутствии молодым людям директор просил не забывать, откуда они родом, с достоинством пронести через все невзгоды честь первой школы, никогда не забывать, что они были первыми, а это много значит. Затем выпускников поздравили председатель поселкового Совета, представитель родительского комитета, а с ответным словом выступила выпускница Александра Скиба. Она выразила глубокую благодарность Советской власти, правительству нашей республики, учителям, которые, не жалея сил, здоровья, сделали все от них зависящее, чтобы ученики получили полное среднее образование. Она заверила всех, что напутствие Натриба Цировича они постараются не забывать никогда. Жизнь подтвердила правоту сказанных слов на выпускном вечере. Все выпускники с честью и достоинством, будь то фронт Великой Отечественной, глубокий тыл, мирное строительство, учительская работа - везде были первыми, помнили, что они воспитанники первой в Малой Кабарде средней школы, которая до наших дней высоко держит честь первой. Воспитанники школы работали и продолжают работать во многих отраслях производства. Из школы в разное время вышли крупные общественные и государственные деятели, крупные хозяйственники, научные работники, заслуженные учителя и артисты, и просто замечательные труженики. Школа трепетно чтит и сохраняет традиции первой, не забывая о том, что это обязывает ко многому.
На снимке: первый выпуск 1940 г. первой средней школы г. Терека. В первом ряду сидят слева направо:AM.Бориева, Н.Тажев, А. Скиба; во втором ряду третий слева математик И.Д.Мараев, четвертый -Г.В.Гаврюшенко, пятый - директор школы Н.Ц.Хажуев, шестая - завуч школы Е.Масько, крайняя справа учитель истории ММ.Пчела в верхнем ряду стоят: второй справа А.М.Малинин, четвертый справа А.Кравченко.
В своем становлении и развитии МОУ «Лицей № 1 ГП. Терек» прошел большой и динамичный путь. Лицей был основан в 1927 году как начальная школа. В 1934 году школа была реорганизована в семилетнюю, в 1937 году – в среднюю. В 1940 году состоялся ее первый выпуск. В 2005 году школа получила статус лицея, первого в Терском районе.
Деятельность лицея сегодня направлена на создание вариативной образовательной среды, обеспечивающей саморазвитие каждого ученика на основе его личностных особенностей, интересов, склонностей. Для реализации программ профильного обучения в лицее создана современная инфраструктура, соответствующая требованиям к условиям осуществления образовательного процесса.
Лицей является стажировочной площадкой по реализации ФЦПРО в 2011-2015гг по направлению «Достижение во всех субъектах РФ стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» по теме «Эффективное использование современных образовательных и воспитательных программ в образовательном процессе».
На базе лицея создан информационно-консультативный центр «Перспективная начальная школа» для обеспечения информационно-методической помощи педагогам, использующим в практике преподавания программу «Перспективная начальная школа» и УМК «Предшкола нового поколения».
Лицей является победителем Всероссийского конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы обучения в рамках приоритетного национального проекта «Образование», лауреатом республиканского конкурса «Лучшие школы КБР». Лицей награжден почетными грамотами Правительства и Парламента Кабардино-Балкарской республики, грамотами МОН КБР, внесен в Федеральный реестр «Всероссийская книга почета». Десять учителей лицея стали победителями Приоритетного Национального Проекта «Образование» в категории «Учителя».
Среди учащихся лицея есть победители районных, республиканских и российских олимпиад, смотров, соревнований, лауреаты премии Президента КБР, лауреаты международных конкурсов.