ООП НОО МКОУ Лицей №1 г.п. Терек на 2025-2026 учебный год
Описание образовательной программы
Описание ООП НОО МКОУ Лицей №1 г.п. Терек на 2025-2026
учебный год
Основная образовательная
программа начального общего образованиям МКОУ Лицей №1 г.п. Терек (далее –
Программа) разработана на основе ФГОС
НОО, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31
мая 2021 г. №286 с учетом (потребностей социально-экономического развития
регионов, этнокультурных особенностей населения) и в соответствии Федеральной
образовательной программы начального общего образования (утверждена приказом
Минпросвещенитя РФ от 18.05.2023 г. №372), учитывает изменения, внесенные
приказом Минпросвщения РФ от 09.10.2024 г. №704, вступающие в силу с
01.09.2025 г.
Содержание и планируемые
результаты Программы не ниже соответствующих содержания и планируемых
результатов ФОП НОО.
При разработке Программы предусмотрено непосредственное применение при
реализации обязательной части ООП НОО федеральных рабочих программ по учебным
предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир».
Программа
включает 3 раздела: целевой, содержательный, организационный.
Программа включает обязательную
часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений за счет
включения в учебные планы учебных предметов, учебных курсов (в т.ч. внеурочной деятельности),
учебных модулей по выбору родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся из перечня, предлагаемого МКОУ Лицей №1 г.п.
Терек.
Программа является основным
документом, регламентирующим образовательный процесс МКОУ Лицей №1 г.п. Терек
на уровне НОО в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете
установленного ФГОС соотношения обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
1.1.1. Цели реализации Программы
Цели реализации Программы:
- обеспечение реализации
конституционного права каждого гражданина РФ на получение качественного
образования, включающего обучение, развитие и воспитание каждого обучающегося;
- организация образовательного
процесса с учётом целей, содержания и планируемых результатов начального общего
образования, отражённых во ФГОС НОО;
- создание условий для свободного
развития каждого обучающегося с учётом его потребностей, возможностей и
стремления к самореализации;
- организация деятельности
педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов
для одарённых, успешных обучающихся и (или) для детей социальных групп,
нуждающихся в особом внимании и поддержке.
- создание условий для свободного
развития каждого обучающегося с учётом его потребностей, возможностей и
стремления к самореализации;
- организация деятельности
педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов
для одарённых, успешных обучающихся и (или) для детей социальных групп,
нуждающихся в особом внимании и поддержке.
Для
достижения поставленных целей Программа предусматривает решение следующих
основных задач:
- формирование общей культуры,
гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание, интеллектуальное
развитие, становление творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья
обучающихся;
- обеспечение планируемых
результатов по освоению обучающимся целевых установок, приобретению знаний,
умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности в
ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
- обеспечение преемственности
начального общего и основного общего образования;
- обеспечение доступности получения
качественного НОО;
- выявление и развитие способностей
обучающихся, в т.ч. лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему
клубов, секций, студий и других, организацию общественно полезной деятельности;
- организация интеллектуальных и
творческих соревнований, научно-технического творчества и
проектно-исследовательской деятельности;
- участие обучающихся, их родителей
(законных представителей), педагогических работников в проектировании и
развитии социальной среды образовательной организации.
1.1.2. Принципы формирования и
механизмы реализации Программы
Программа сформирована с учетом
следующих подходов и принципов:
- системно-деятельностный подход: предполагает ориентацию образовательного процесса на уровне начального
общего образования на развитие личности обучающегося, его активной
учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию
и непрерывному образованию на основе освоения им универсальных учебных
действий, а также познания и освоения мира;
- принцип учёта ФГОС НОО: Программа базируется на требованиях, предъявляемых
ФГОС НОО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения в
начальной школе;
- принцип учёта языка обучения: с учётом условий функционирования образовательной
организации Программа характеризует право получения образования на родном языке
из числа языков народов Российской Федерации и отражает механизмы реализации
данного принципа в учебных планах, планах внеурочной деятельности;
- принцип учёта ведущей деятельности обучающегося: Программа обеспечивает конструирование учебного
процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы
формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная
задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);
- принцип индивидуализации обучения: Программа предусматривает возможность и механизмы
разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с
особыми способностями, потребностями и интересами с учетом мнения родителей
(законных представителей) обучающегося;
- принцип преемственности и перспективности: Программа обеспечивает связь и динамику в
формировании знаний, умений и способов деятельности между этапами начального
общего образования, а также успешную адаптацию обучающихся к обучению по
образовательным программам основного общего образования, единые подходы между
их обучением и развитием на уровнях начального общего и основного общего
образования;
- принцип интеграции обучения и воспитания: Программа предусматривает связь урочной и
внеурочной деятельности, разработку мероприятий, направленных на обогащение
знаний, воспитание чувств и познавательных интересов обучающихся,
нравственно-ценностного отношения к действительности;
- принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не
допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и
(или) психическому здоровью обучающихся, приоритет использования
здоровьесберегающих педагогических технологий;
- принцип обеспечения санитарно-эпидемиологической
безопасности обучающихся в
соответсвии с требованиями, предусмотренным санитарными правилами и нормами
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утверждёнными постановлением Главного госу-дарственного санитарного врача РФ от
28.01.21 г. № 2
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29.01.21 г.,
регистрационный № 62296), с изменениями, внесенными постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.12.22 г.
№ 24 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 09.03.23 г.,
регистрационный № 72558), действующими до 01.03.27 г. (далее - Гигиенические
нормативы), и санитарными правилами СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждёнными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.20 г. № 28
(зарегистрировано Министерством юстиции РФ 18.12.20 г., регистрационный №
61573), действующими до 01.01.27 г. (далее - Санитарно-эпидемиологические
требования).
Механизмы реализации Программы
Программа учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся.
Наиболее адаптивным сроком
освоения Программы является четыре года. Общий объем аудиторной работы
обучающихся за четыре учебных года не может составлять менее 2954 академических
часов и более 3345 академических часов в соответствии с требованиями к
организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной учебной неделе,
предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими
требованиями.
При реализации трехгодичного
срока обучения на уровне НОО необходимо распределять образовательную нагрузку
на три года обучения, корректировать общий объем аудиторной нагрузки
обучающихся по индивидуальным планам в соответствии с Гигиеническими нормами и
Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В целях удовлетворения
образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в т.ч. для
ускоренного обучения, в пределах осваиваемой Программы в порядке, установленном
локальными нормативными актами образовательной организации.