Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Лицей №1 городского поселения Терек»
Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики
РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
протокол
от ―29.08.2025г.‖
№1
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по
УВР
Каирова А.А
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
от ―29.08.2025г.‖ № 95
__________ Балкарова Л.З.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
на 2025 – 2026 учебный год
Терский муниципальный район, Кабардино-Балкарская Республика, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план начального общего образования муниципального казѐнного
общеобразовательного учреждения ``Лицей №1 городского поселения Терек``
Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (далее учебный план) для 1-4 классов, разработан на основе федерального учебного
плана (п.25 «Федеральный учебный план начального общего образования»
Федеральной образовательной программы НОО) в соответствии с Федеральной
образовательной программой начального общего образования (утверждена
приказом Минпросвещения РФ от 18.05.2023 г. №372), учитывает изменения,
внесенные приказом Минпросвщения РФ от 09.10.2024 г. №704, вступающие в
силу с 01.09.2025 г.
Учебный план фиксирует общий объѐм нагрузки, максимальный объѐм
аудиторной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
Содержание
образования
при
получении
НОО
реализуется
преимущественно за счѐт учебных курсов, обеспечивающих целостное
восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию
обучения.
Учебный план является частью образовательной программы МКОУ``Лицей
№1 городского поселения Терек`` Терского муниципального района
Кабардино-Балкарской Республики, разработанной в соответствии с ФГОС
начального общего образования, с учетом Федеральной образовательной
программы начального общего образования, и обеспечивает выполнение
санитарно-эпидемиологических требований в соответствии с требованиями,
предусмотренным санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», утверждѐнными
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.21
г. № 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
29.01.21 г., регистрационный № 62296), с изменениями, внесенными
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.12.22 г. № 24 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 09.03.23 г., регистрационный № 72558), действующими
до 01.03.27 г. (далее - Гигиенические нормативы), и санитарными правилами
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утверждѐнными постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.09.20 г. № 28 (зарегистрировано
Министерством юстиции РФ 18.12.20 г., регистрационный № 61573),
действующими до 01.01.27 г. (далее - Санитарно-эпидемиологические
требования) и предусматривает четырехлетний нормативный срок освоения
образовательных программ начального общего образования для 1-4 классов.
Учебный год в МКОУ ``Лицей №1 городского поселения Терек`` Терского
муниципального района Кабардино-Балкарской Республики начинается
01.09.2025 и заканчивается 26.05.2026.
В 1-4 классах учебный год делится на четверти. Продолжительность
учебного года в 1 классе - 33 учебные недели во 2-4 классах – 34 учебных
недели. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять
менее 2 954 часа и более 3 190 часов в соответствии с требованиями к
организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной
учебной неделе. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в
неделю составляет в 1 классе - 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа.
Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих
требований: в сентябре-октябре четвертый урок и один раз в неделю пятый
урок (всего 48 уроков) следует проводить в нетрадиционной форме: целевые
прогулки, экскурсии, уроки- театрализации. Уроки в нетрадиционной форме
распределяются в рамках учебного плана в соответствии с рабочими
программами учителей следующим образом: 24 урока физической культуры и
24 урока по другим учебным предметам, в том числе: 4-5 экскурсий по
окружающему миру, 3-4 экскурсии по изобразительному искусству, 4-6
нетрадиционных занятий по технологии; 4-5 уроков-театрализаций по музыке,
6-7 уроков- игр и экскурсий по математике (кроме уроков русского языка и
литературного чтения).
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня
составляет:
для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в
неделю -5 уроков.
для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом,
чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в
расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу
по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале
трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х
уроках в середине учебной недели. Продолжительность урока (академический
час) составляет 40 минут, за исключением 1 класса.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в
первую смену;
использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии
(в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по
40 минут каждый).
Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3
классах - 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени, сессий и каникул.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников
предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей
четверти.
Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по 5-и дневной
учебной неделе.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть
учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных
областей. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
индивидуальных
потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть
использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные
интересы обучающихся. В 1-4-х классах один час в неделю части учебного
плана, формируемой участниками образовательных отношений, используется, по
заявлению родителей (законных представителей),
на изучение родного
(кабардино-черкесского) языка, в целях создания условий для реализации
национально-регионального компонента. В рамках реализации плана внеурочной
деятельности введены следующие курсы:
разговоры о важном – формирование взглядов школьников на основе
национальных ценностей через изучение центральных темпатриотизм,
гражданственность,
историческое
просвещение,
нравственность, экология;
функциональная грамотность - развитие умений применять запасы
имеющейся информации на практике и решать сложные жизненные
задачи;
финансовая грамотность- социализация и достижение успехов в
будущем, формирование правильного отношения к деньгам.
В муниципальном казѐнном общеобразовательном учреждении ``Лицей №1
городского поселения Терек`` Терского муниципального района КабардиноБалкарской Республики языком обучения является русский язык.
По заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся осуществляется изучение родного языка и родной литературы из
числа государственных языков Кабардино-Балкарской Республики.
При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской
этики» выбор одного из учебных модулей: Основы православной культуры,
Основы исламской культуры, Основы иудейской культуры, Основы буддийской
культуры, Основы мировых религиозных культур, Основы светской этики
осуществляется по заявлению родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся. Курс ОРКСЭ является безотметочным.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества
освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего
объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная/годовая
аттестация
обучающихся
за
четверть
осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком.
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям.
Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений,
являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам
четверти. Промежуточная аттестация обучающихся 2-4-ых классов проводится по
итогам освоения общеобразовательной программы: на уровне начального общего
образования – по четвертям. Промежуточная аттестация обучающихся 1-х классов
не проводится. Во 2 – 4 классах в соответствии с действующим в школе
«Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» проводятся
контрольные работы по математике, контрольные диктанты по русскому языку,
тестовые работы по литературному чтению, окружающему миру и др. предметам,
всероссийские проверочные работы (ВПР), комплексные диагностические работы.
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения
осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной
основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки
самостоятельных работ.
Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого
класса не должен превышать продолжительности выполнения 1 час - для 1 класса,
1,5 часа - для 2 и 3 классов, 2 часа - для 4 класса. МКОУ Лицей № 1 г.п. Терек
осуществляет координацию и контроль объема домашнего задания обучающихся
каждого класса по всем предметам в соответствии с Гигиеническими
нормативами.
Домашнее задание на следующий урок рекомендуется задавать на текущем
уроке в электронном журнале не позднее времени окончания учебного дня. Для
выполнения задания, требующего длительной подготовки (например, подготовка
доклада, реферата, оформление презентации, заучивание стихотворений),
рекомендуется предоставлять достаточное количество времени.
Использование электронных средств обучения в ходе реализации
образовательной деятельности, включая выполнение домашних заданий,
внеурочную деятельность, проводится в соответствии с Санитарно- эпидемиологическими требованиями и Гигиеническими нормативами.
Освоение основных образовательных программ начального общего
образования завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения
ООП НОО составляет 4 года. В случае необходимости предусматривается
реализация учебного плана с использованием электронного обучения и
дистанционных
образовательных
технологий;
для
каждого
класса
устанавливается собственное время начала уроков и перемен.
Извлечение из ООП НОО
утверждѐнный приказом № 95 от 29.08.2025г.
Учебный план начального общего образования в соответствии с ФОП
НОО МКОУ СОШ
на 2025 – 2026 учебный год
(1-4кл., пятидневная учебная неделя)
Учебный план начального общего образования
(5-дневная учебная неделя с изучением родного языка)
Учебные предметы/ классы
Количество часов в неделю
Обязательная часть
Русский язык
Литературное чтение
Родной (кабардино-черкесский)
язык
Литературное чтение на родном
(кабардино - черкесском) языке
Иностранный язык
Математика
Окружающий мир
ОРКСЭ
Изобразительное искусство
Музыка
Труд (технология)
Физическая культура
Итого:
Часть, формируемая
участниками образовательных
отношений
Учебные недели
Всего часов
Максимально допустимая
недельная нагрузка,
предусмотренная действующими
санитарными правилами и
гигиеническими нормативами
Внеурочная деятельность (всего
часов)
1. Разговоры о важном
2 Богатство родного языка
3.Функциональная грамотность
(финансовая грамотность)
III
Всего
I
II
IV
5
3
5
3
5
3
5
3
20
12
0,5
1
1
0,5
3
0,5
1
1
0,5
-
2
2
2
3
6
4
2
1
4
2
1
4
2
1
4
2
1
1
16
8
1
4
1
1
2
20
0
1
1
2
23
0
1
1
2
23
0
1
1
2
23
0
4
4
8
89
0
33
*620
34
782
34
782
34
782
135
2966
20
23
23
23
89
4
1
2
1
3
1
1
1
3
1
1
1
4
1
2
1
14
4
6
4