Описание ООП НОО МКОУ Лицей №1 г.п. Терек на 2025-2026 учебный год
Основная
образовательная
программа
начального
общего
образованиям МКОУ Лицей №1 г.п. Терек (далее – Программа)
разработана на основе ФГОС НОО, утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №286 с учетом
(потребностей
социально-экономического
развития
регионов,
этнокультурных особенностей населения) и в соответствии Федеральной
образовательной программы начального общего образования (утверждена
приказом Минпросвещенитя РФ от 18.05.2023 г. №372), учитывает
изменения, внесенные приказом Минпросвщения РФ от 09.10.2024 г. №704,
вступающие в силу с 01.09.2025 г.
Содержание и планируемые результаты Программы не ниже
соответствующих содержания и планируемых результатов ФОП НОО.
При разработке Программы предусмотрено непосредственное
применение при реализации обязательной части ООП НОО федеральных
рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литературное
чтение», «Окружающий мир».
Программа включает 3 раздела: целевой, содержательный,
организационный.
Программа включает обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений за счет включения в учебные
планы учебных предметов, учебных курсов (в т.ч. внеурочной
деятельности), учебных модулей по выбору родителей (законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся
из
перечня,
предлагаемого МКОУ Лицей №1 г.п. Терек.
Программа является основным документом, регламентирующим
образовательный процесс МКОУ Лицей №1 г.п. Терек на уровне НОО в
единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного
ФГОС соотношения обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений.
1.1.1. Цели реализации Программы
Цели реализации Программы:
- обеспечение реализации конституционного права каждого
гражданина РФ на получение качественного образования, включающего
обучение, развитие и воспитание каждого обучающегося;
- организация образовательного процесса с учѐтом целей, содержания
и планируемых результатов начального общего образования, отражѐнных
во ФГОС НОО;
- создание условий для свободного развития каждого обучающегося с
учѐтом его потребностей, возможностей и стремления к самореализации;
- организация деятельности педагогического коллектива по созданию
индивидуальных программ и учебных планов для одарѐнных, успешных
обучающихся и (или) для детей социальных групп, нуждающихся в особом
внимании и поддержке.
- создание условий для свободного развития каждого обучающегося с
учѐтом его потребностей, возможностей и стремления к самореализации;
- организация деятельности педагогического коллектива по созданию
индивидуальных программ и учебных планов для одарѐнных, успешных
обучающихся и (или) для детей социальных групп, нуждающихся в особом
внимании и поддержке.
Для
достижения
поставленных
целей
Программа
предусматривает решение следующих основных задач:
- формирование общей культуры, гражданско-патриотическое,
духовно-нравственное воспитание, интеллектуальное развитие, становление
творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
- обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся
целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых
личностными,
семейными,
общественными,
государственными
потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности в ее индивидуальности,
самобытности, уникальности и неповторимости;
- обеспечение преемственности начального общего и основного
общего образования;
- обеспечение доступности получения качественного НОО;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в т.ч. лиц,
проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций,
студий и других, организацию общественно полезной деятельности;
- организация интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
- участие обучающихся, их родителей (законных представителей),
педагогических работников в проектировании и развитии социальной среды
образовательной организации.
1.1.2. Принципы формирования и механизмы реализации
Программы
Программа сформирована с учетом следующих подходов и
принципов:
- системно-деятельностный подход: предполагает ориентацию
образовательного процесса на уровне начального общего образования на
развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной
деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и
непрерывному образованию на основе освоения им универсальных учебных
действий, а также познания и освоения мира;
- принцип учѐта ФГОС НОО: Программа базируется на требованиях,
предъявляемых ФГОС НОО к целям, содержанию, планируемым
результатам и условиям обучения в начальной школе;
- принцип учѐта языка обучения: с учѐтом условий функционирования
образовательной организации Программа характеризует право получения
образования на родном языке из числа языков народов Российской
Федерации и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных
планах, планах внеурочной деятельности;
- принцип учѐта ведущей деятельности обучающегося: Программа
обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной
деятельности,
предусматривает
механизмы
формирования
всех
компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные
операции, контроль и самоконтроль);
- принцип индивидуализации обучения: Программа предусматривает
возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и
учебных планов для обучения детей с особыми способностями,
потребностями и интересами с учетом мнения родителей (законных
представителей) обучающегося;
- принцип преемственности и перспективности: Программа
обеспечивает связь и динамику в формировании знаний, умений и способов
деятельности между этапами начального общего образования, а также
успешную адаптацию обучающихся к обучению по образовательным
программам основного общего образования, единые подходы между их
обучением и развитием на уровнях начального общего и основного общего
образования;
- принцип интеграции обучения и воспитания: Программа
предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, разработку
мероприятий, направленных на обогащение знаний, воспитание чувств и
познавательных интересов обучающихся, нравственно-ценностного
отношения к действительности;
- принцип здоровьесбережения: при организации образовательной
деятельности не допускается использование технологий, которые могут
нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся,
приоритет
использования
здоровьесберегающих
педагогических
технологий;
- принцип обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности
обучающихся в соответсвии с требованиями, предусмотренным
санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания», утверждѐнными постановлением
Главного госу-дарственного санитарного врача РФ от 28.01.21 г. № 2
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
29.01.21 г., регистрационный № 62296), с изменениями, внесенными
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.12.22 г. № 24 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 09.03.23 г., регистрационный № 72558),
действующими до 01.03.27 г. (далее - Гигиенические нормативы), и
санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи», утверждѐнными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.20 г.
№ 28 (зарегистрировано Министерством юстиции РФ 18.12.20 г.,
регистрационный № 61573), действующими до 01.01.27 г. (далее Санитарно-эпидемиологические требования).
Механизмы реализации Программы
Программа учитывает возрастные и психологические особенности
обучающихся.
Наиболее адаптивным сроком освоения Программы является четыре
года. Общий объем аудиторной работы обучающихся за четыре учебных
года не может составлять менее 2954 академических часов и более 3345
академических часов в соответствии с требованиями к организации
образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной учебной
неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями.
При реализации трехгодичного срока обучения на уровне НОО
необходимо распределять образовательную нагрузку на три года обучения,
корректировать общий объем аудиторной нагрузки обучающихся по
индивидуальным планам в соответствии с Гигиеническими нормами и
Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов
обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в
т.ч. для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой Программы в
порядке,
установленном
локальными
нормативными
актами
образовательной организации.