MYI]I4IN4IAIIbHOE KA3EHOE OEX-IEOEPA3OBATEJIbHOE YI{PEXNEHI,G (JII,IIsrz Nel fopoAcKofo ftocE nEHI4flTEpEK) TEpCKOfo M v I{alLilAJIbHoro PAt loHA K AEA PAI4HO-6AJ KA pL Kot4 p Lc I I y bi r 14 Nl.1 r CO|JIACOBAHO Ha 3ac e ra:nr4pl lleaarorptqecro ro coBera MKOY,rluqeiJ\bl r.n. Tepex flporoxor o, ,,LQ, 6 2023 r. Ns i 4 luperHanpan.neunocrb nporpaMMbr : xyAoxecrBeHHat Vponenr nporpatrnrsi: 6aronfi Bnq nporpanrnau: uoglr$zquporanurri Agpecar: 10-16 ner Cporc peanuraquu: I roA, 144 uaca (Dopnra o6yvenua: ovnax Arrop: Llloreivoga Eapucar XaN6ep4oeua ne,'laror i'lonoJ,rntzrcnr,rror o 06Dalo salrr g r.n. Teper<, 2023r. Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Дизайн» имеет художественную направленность, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися технологий дизайн-проектирования в области дизайна. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социальнокультурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Как будут выглядеть предметы в будущем? Что влияет на их функциональность и внешний вид? Появление новых предметов и товаров становится возможным при появлении соответствующих материалов, технологий и готовности общества к этому (социальной ситуации). Дизайнер – это специалист, который создает удобные, красивые, практичные и безопасные предметы. По мере прохождения учебного материала программы у обучающихся будут формироваться представления о профессии дизайнера, как о творческой деятельности, позволяющей создавать предметную среду с положительным пользовательским опытом. Опираясь на вышеизложенное можно утверждать, что обучение по программе «Дизайн» является актуальным. Направленность: художественная Уровень программы: базовый Вид программы: модифицированный Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность дополнительного образования Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Национальный проект «Образование». Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Конвенция ООН о правах ребенка. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». 2 Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». Постановление Правительства РФ от 20.10.2021 г. № 1802 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации». Приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 г. №1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам». Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 г. №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания при этом необходимой помощи». Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей». Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». Приказ Минпросвещения России от 16.09.2020 г. № 500 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»). Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями по независимой оценке качества образования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»). Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, 3 способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учѐтом их особых образовательных потребностей»). Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»). Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 г. №831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату предоставления информации». Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об образовании». Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015 г. № 778 «Об утверждении Региональных требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в КабардиноБалкарской Республике». Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020 г. №242-рп «Об утверждении Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР». Приказ Минпросвещения КБР от 14.09.2022 г. №22/756 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КБР». Письмо Минпросвещения КБР от 02.06.2022 г. №22-01-32/4896 «Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные)». Письмо Минпросвещения КБР от 26.12.2022 г. №22-01-32/11324 «Методические рекомендации по разработке и экспертизе качества авторских дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ». Устав школы. Актуальность дополнительной образовательной программы «Дизайн» в том, что она интегрирует в себе достижения сразу нескольких традиционных направлений: дизайн-проектирование, эргономика, скетчинг, материаловедение, методы 4 проектной работы, прототипирование и привносит в них современные технологические решения, инструменты и приборы. Новизна программы в оптимальном сочетании теоретических и практических материалов, направленных на максимизацию проектно-изыскательской работы ребенка, в результате которой он получит общественно значимые результаты и развитие собственных социально активных навыков. Отличительной особенностью данной программы от уже существующих программ является то, что дополнительная образовательная программа «Дизайн» предоставляет возможность обучающимся создать свой проект, в котором можно удовлетворить свой познавательный интерес и проявить себя в творческой деятельности. Обучающиеся после окончания программы, имея основу из полученных знаний, смогут самостоятельно заниматься совершенствованием собственных навыков в области сбора, обработки и визуализации пространственных моделей, что позволит им продолжать исследовать окружающую среду и заниматься проектной деятельностью или перейти на следующий уровень программ. Педагогическая целесообразность В ходе реализации данной программы у обучающихся сформируются представления о профессии дизайнера, как о творческой деятельности, позволяющей создавать предметную среду с положительным пользовательским опытом. Реализация модуля позволит раскрыть таланты в области дизайнпроектирования и содействовать в их профессиональном самоопределении. Адресат: обучающиеся 10-16 лет. Срок реализации: 1 год, 144 часа. Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа с 10 минутным перерывом, продолжительность занятий 45 минут. Наполняемость группы: 10-15 человек. В группу могут быть приняты все желающие без предварительного отбора. Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом. Группы формируются из обучающихся разного возраста. Состав группы обучающихся – постоянный. Допускается дополнительный набор обучающихся на обучение при наличии освободившихся мест на начальном этапе обучения. Форма обучения: очная. Формы занятий: индивидуальная, групповая. Цель программы: формирование интереса к процессу дизайн - проектирования и развитие дизайн - мышления. Задачи программы: Личностные: Воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности. 5 Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.). Воспитать и развить художественный . Приобщить ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела. Предметные: Развить творческие способности. Развить познавательные процессы (образное и пространственное мышление, творческое воображение, внимание, память, восприятие). Научить создавать дизайн-проект, с учетом основных этапов, методик предпроектных исследований. Формировать навыки технического рисования, базовые навыки 3Dмоделирования и прототипирования. Метапредметные: Развить умения решения проблем творческого и поискового характера. Развить умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Развить умения использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. Развить внимательность и наблюдательность, творческое воображение и фантазию. Учебный план № п/п 1. 1.1 1.2 2. Наименование раздела, темы Раздел 1. Введение в программу Вводное занятие Ознакомление с материалами, инструментами и приспособлениями. Виды материала инструментов и приспособлений. Раздел 2. Объект из будущего Количество часов Формы аттестации / всег Теори Практик контроля о я а 4 2 2 Опрос,Тест 2 Опрос 2 2 36 6 14 2 Тест «Материалы проектирования » 22 Презентация, выставка работ, защита 2.1 . 2.2 . 2.3 . 3. 3.1 . 4 2 2 проекта Презентация, выставка работ Влияние новых технологий на 4 предметную среду. Поиск новых идей путем 4 присоединения к исходному объекту свойств, других, случайно выбранных объектов. Урок рисования 4 2 2 Защита проекта 2 2 Презентация результатов 2 2 Выставка работ 4 Защита проекта 2 2 Презентация результатов 2 2 Презентация, выставка работ Основы разработки 4 презентации в программе PowerPoint. Теоретические основы построе ния компьютерных презентаций. Создание списков 4 положительных и отрицательных качеств и свойств предмета, визуализация идей, создание презентации. Раздел 3. 36 Дизайн 2 2 Презентация 4 Защита проекта 17 19 Основы дизайн-скетчинга 4 2 2 Презентация в веб-формате, защита проекта. Презентация результатов Основы техники маркерной графики. Техника наложения 4 2 2 Метод фокальных объектов. Объект из будущего. Построение объектов в 4 перспективе, основы светотени. Передача различных 4 материалов и фактур: матовые, глянцевые и прозрачные. Метод контрольных вопросов. Основы композиции и 4 улучшение функций предмета. 7 Презентация контура. Комбинирование маркеров с другими материалами. результатов Объем и форма, материалы и фактура. 4 2 2 Защита проекта 3.2 . Исследование и основы проектного анализа. 4 2 2 Презентация, в веб-формате 3 3.3 . Изменение формы, функции, 3 материалы предметов из разных эпох. Функции предмета, выделение 5 главной функции. Фиксация различий и особенностей объектов из разных эпох. Формообразование. Новый 4 объект Изучение метода гирлянд 4 ассоциаций и метафор. 4. 4.1 . 4.2 . Презентация 2 3 Презентация результатов 2 2 Визуализация идеи, прототипирован ие 2 2 Защита проекта 4 Презентация результатов 26 42 4 2 2 Выставка работ, презентация, защита проекта Презентация Аспекты дизайн-деятельности. 4 Проблематизация проектной задачи в дизайнпроектировании. 2 2 Основы 3D-моделирования 2 Визуализация идеи, 4 прототипирование. Модели и ключевые принципы быстрого и эффективного прототипирован ия. Раздел 4. 68 Основы проектирования Основы проектирования. 2 8 Выставка работ, создание индивидуальны х моделей 4.3 . Геометрические тела и их 4 элементы. Знакомство с принципами 3дмоделирования. сплайна. Интерфейс программы. 4 Сохранение и открытие проектов. Визуализация проектов. Инструменты управления 4 отображением в видовых окнах. Управление отображением в Perspective. 2 2 Презентация результатов 2 2 Визуализация идеи 2 2 Выставка работ Работа с модификатором 8 вращения Lathe. Работа с модификатором выдавливания Extrude. Создание 3Dмоделей. 3D-Печать тонких цилиндров и «иголок». Освоение навыков работы в 4 программе для 3Dмоделирования SketchUp. Трансформация объектов. Системы координат. Проектирование. 4 2 6 Защита проекта 4 Презентация 2 2 Выставка работ, презентация, защита проекта Исследование дизайна объекта, 4 рассуждения о функциях предмета, эффектной подачи, принципы построения тел вращения. Разработка трехмерного эскиза. Этапы дизайн-проектирования. Основные виды дизайн- 4 проектирования. Методы в дизайн-проектировании. 2 2 Презентация результатов 2 2 Творческая работа 9 4.4 . Эскизирование новых идей в 4 цвете. Макетирование из предложенных материалов. 3D-моделирование объекта. Процесс дизайнпроектирования. Создание проекта по основным 4 фазам дизайнерского процесса. 2 2 Групповая творческая работа 2 2 Индивидуальны й проект Составление техзадания. Дизайн-исследование. Разработка концепции. 2 2 Презентация Создание авторского дизайн- 8 проекта. 8 Защита проекта Итоговое занятие 2 2 Итоговое мероприятие. ВСЕГО: 144ч 59ч. 85ч. 4 Содержание учебного плана Раздел 1: Введение в программу - 4 часа. Тема 1.1: Вводное занятие - 2 ч. Теория: Первичный инструктаж по технике безопасности в учебном учреждении (техника безопасности, соответствующая инструкциям). Знакомство с рабочим кабинетом, с содержанием обучения, требованиями к принадлежностям, необходимым для занятий. Режим занятий. Правила поведения на занятиях и в образовательном учреждении. Тема 1.2: Ознакомление с материалами, инструментами и приспособлениями. Виды материала инструментов и приспособлений - 2 ч. Практика: Ознакомление с материалами, инструментами и приспособлениями. Виды материала инструментов и приспособлений. Раздел 2: Объект из будущего - 36 часов. Тема 2.1: Метод фокальных объектов. Объект из будущего - 12 часов. Теория: Метод фокальных объектов. Влияние новых технологий на предметную среду. Поиск новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств, других, случайно выбранных объектов. Практика: Закрепление метода фокальных объектов. Заполнение карты ассоциаций, визуализация идей. Тема 2.2: Урок рисования – 12 часов. 10 Теория: Построение объектов в перспективе, основы светотени. Передача различных материалов и фактур: матовые, глянцевые и прозрачные. Метод контрольных вопросов. Применение в сочетании метод контрольных вопросов и метод мозгового штурма. Практика: Создание макета. Построение объектов в перспективе, исследование формы и принципы падения падающей тени, фиксация принципов и правил передачи различных фактур поверхностей. Тема 2.3: Основы композиции и улучшение функций предмета - 12 часов. Теория: Основы разработки презентации в программе PowerPoint. Теоретические основы построения компьютерных презентаций. Разработка плана компьютерной презентации по выбранной теме. Практика: Создание списков положительных и отрицательных качеств и свойств предмета, визуализация идей, создание презентации. Раздел 3: Дизайн - 36 часов. Тема 3.1: Основы дизайн-скетчинга – 12 часов. Теория: Основы техники маркерной графики. Техника наложения контура. Комбинирование маркеров с другими материалами. Объем и форма, материалы и фактура. Практика: Исследование формы, принципы и правила передачи различных фактур поверхностей. Рисование с контуром линерами. Техники чѐрнобелой графики. Создание неуравновешенной композиции. Технология предварительного эскиза. Выбор удачной композиции, проложение основного света и тени. Тема 3.2: Исследование и основы проектного анализа - 12 часов. Теория: Изменение формы, функции, материалы предметов из разных эпох. Функции предмета, выделение главной функции. Практика: Фиксация различий и особенностей объектов из разных эпох. Тема 3.3: Формообразование. Новый объект - 12 часов. Теория: Изучение метода гирлянд ассоциаций и метафор. Использование цепочек (гирлянд) ассоциаций и метафор позволяет совершить переход в новую область знаний, переосмыслить проблему. В качестве информационного фонда выступает ассоциативная память человека, который занимается поиском решений. Практика: Визуализация идеи, прототипирование. Модели и ключевые принципы быстрого и эффективного прототипирования. Создание прототипа. Раздел 4: Основы проектирования - 68 ч. Тема 4.1: Основы проектирования - 8 ч. Теория: Анализ несложного предмета, обсуждение. Качества объекта дизайна. Аспекты дизайн-деятельности. Проблематизация проектной задачи в дизайнпроектировании. 11 Практика: Разбор несложного предмета: его устройство, конструкция, материал, технология, механика, способы крепления. Фотографируем предмет в сборе и в разобранном состоянии. Создание презентации. Тема 4.2: Основы 3D-моделирования - 26 часов. Теория: Геометрические тела и их элементы. Знакомство с принципами 3дмоделирования. Интерфейс программы. Сохранение и открытие проектов. Визуализация проектов. Инструменты управления отображением в видовых окнах. Управление отображением в Perspective. Моделирование на основе простейших геометрических объектов. Модификаторы геометрической формы. Сплайны. Практика: Освоение навыков работы в программе для 3D-моделирования SketchUp. Трансформация объектов. Системы координат. Перемещение и поворот объектов. Группирование объектов. Редактирование сплайна. Работа с модификатором вращения Lathe. Работа с модификатором выдавливания Extrude. Создание 3D-моделей. 3D-Печать тонких цилиндров и «иголок». Тема 4.3: Проектирование- 32 ч. Теория: Исследование дизайна объекта, рассуждения о функциях предмета, эффектной подачи, принципы построения тел вращения. Разработка трехмерного эскиза. Этапы дизайн-проектирования. Основные виды дизайн-проектирования. Методы в дизайн-проектировании. Практика: Эскизирование новых идей в цвете. Макетирование из предложенных материалов. 3D-моделирование объекта. Процесс дизайн-проектирования. Создание проекта по основным фазам дизайнерского процесса. Составление техзадания. Дизайн-исследование. Разработка концепции. Создание авторского дизайн-проекта. Тема 4.4: Итоговое занятие - 2ч. Практика: Подведение итогов, выставка лучших работ. 12 Планируемые результаты Личностные: У обучающихся будет/будут: - сформированы такие качества личности как: ответственность, исполнительность, ценностное отношение к творческой деятельности, аккуратность и трудолюбие; - развиты коммуникативные навыки: изложение мысли в четкой логической последовательности, отстаивание своей точки зрения, анализ ситуаций и самостоятельное нахождение ответов на вопросы путем логических рассуждений; - сформированы нравственные качества по отношению к окружающим: доброжелательность, чувство товарищества, толерантность. Предметные: У обучающихся будет/будут: - развиты фантазия, дизайн-мышление, креативное мышление, внимание, объемно-пространственное мышление, воображение и мотивация к учебной деятельности; - сформированы умения создания индивидуальных дизайнерских проектов; - сформированы базовые навыки технического рисования, 3D-моделирования и прототипирования. Метапредметные: У обучающихся будет/будут: - сформированы навыки отбора информации, ее хранения, передачи с помощью технических средств информационных технологий; - развиты умения решения проблем творческого и поискового характера; - развиты внимательность и наблюдательность, творческое воображение. 13 Раздел 2: Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график Год обучения Базовый (1год) Дата начала учебного года 01.09. Дата окончания учебного года 31.05. Количество Количество учебных учебных недель часов в год 36 144 Режим занятий 2 раза в неделю по 2 часу Условия реализации Программа реализуется в оборудованном кабинете со столами и стульями соответственно возрасту детей (в соответствии с Санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.3648-20). Предметно-развивающая среда соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам программы. На занятиях используются материалы, безопасность которых подтверждена санитарно-эпидемиологическим условиям. Кадровое обеспечение Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими: среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, опыт дистанционной деятельности, а также прошедших курсы повышения квалификации по профилю деятельности. Материально-техническое обеспечение При реализации программы используется следующее оборудование: учебный кабинет; столы; стулья; информационные стенды; компьютер; 3D-принтер – 1 шт. Клеевой пистолет 11 мм. – 3 шт. Нож макетный 18 мм. –5 шт. Ножницы –5 шт. Фотоаппарат – 1 шт. Объектив для фотоаппарата – 1 шт. 14 Штатив для фотокамеры – 1 шт. Комплект осветительного оборудования – 1 шт. Магнитно-маркерная доска – 1 шт. Флипчарт – 1 шт. Презентационное оборудование Интерактивная доска– 1 шт. Компьютерное оборудование Графический планшет – 10 шт. Монитор –1 шт. Программное обеспечение Офисное программное обеспечение – 10 шт. Adobe Creative Cloud для учащихся и преподавателей – 10 шт. SketchUp – 10 шт. Расходные материалы Комплект письменных принадлежностей маркетной доски – 2 шт. Упаковка бумаги А4 для рисования и распечатки – 1 шт. Набор простых карандашей – 15 шт. Набор черных шариковых ручек - 1 шт. Лезвия для ножа сменные 18 мм – 1 шт. Клей ПВА –5 шт. Клей карандаш –10 шт. Скотч матовый – 2 шт. Скотч прозрачный – 2 шт. Скотч бумажный – 2 шт. Скотч двусторонний – 2 шт. PLA пластик 1,75 REC черный 0,75 кг – 3 шт. PLA пластик 1,75 REC белый 0,75 кг – 3 шт. PLA пластик 1,75 REC оранжевый 0,75 кг – 1 шт. PLA пластик 1,75 REC бирюзовый 0,75 кг – 1 шт. Методы работы Учебно-методическое и информационное обеспечение Данная программа основывается на решении кейс-технологии и технологии проектной деятельности, которые подразумевают коллективную работу в малых группах. 15 Алгоритм учебного занятия Организационный момент. Объяснение задания. Практическая часть занятия. Подведение итогов. Рефлексия. Дидактические материалы Данная программа предполагает наличие следующего раздаточного материала: карточки с типами задач; карта пользовательского опыта; шаблоны презентаций;демонстрационные рисунки, видеоролики); демонстрационные макеты; гипсовые фигуры. материалы (фотографии, Формы аттестации / контроля Формы аттестации: беседа; наблюдение; тестирование; презентация; защита творческих проектов; выставка детских работ; Виды контроля: входящая, промежуточная и итоговая диагностики. Оценочные материалы тесты; карточки-задания; карты (индивидуальные, диагностические). Проводится мониторинг уровня знаний, умений, навыков, приобретенных обучающимся за учебный год (оценочные материалы, критерии оценки и результаты мониторинга находится в папке у педагога). 16 Список литературы для педагогов 1. Байер, В. Е. Материаловедение для архитекторов, реставраторов, дизайнеров [Текст]: учебное пособие / В. Е. Байер. - Москва: Астрель; АСТ; Транзиткнига, 2018. – 251 с. 2. Гилл, М. Гармония цвета. Естественные цвета: новое руководство по созданию цветовых комбинаций [Текст] / М. Гилл. – Москва: АСТ; Астрель, 2019. - 143 с. 3. Гилл, М. Гармония цвета. Пастельные цвета [Текст]/ М. Гилл. – Москва: АСТ; Астрель, 2020. - 144 с. 4. Ефимов, А. В. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Специальное оборудование [Текст] / А.В. Ефимов. – Москва: Архитектура-С, 2014. - 136с. 5. Жабинский, В. И. Рисунок [Текст]: учебное пособие для СПО / В. И. Жабинский, А. В. Винтова. – Москва: ИНФРА-М, 2014. – 256 с. 6. Жданова, Н. С. Перспектива [Текст] / Н. С. Жданова. – Москва: ВЛАДОС, 2014. – 224 с. 7. Калмыков, Н.В. Макетирование из бумаги и картона [Текст] /Н. В. Калмыков. – Москва: КДУ, 2014. - 80с. 8. Ковешникова, Н. А. Дизайн: история и теория [Текст]: учебное пособие. Москва: Омега-Л, 2015. - 224 с. 9. Коротеева, Л. И. Основы художественного конструирования [Электронный ресурс]: учебник / Л.И. Коротеева, А.П. Яскин. – Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 304 с. 10.Норман, Д. Дизайн промышленных товаров [Текст] /Д. Норман. – Москва: Вильямс, 2019.-384с. 11.Отт, А. Курс промышленного дизайна. Эскиз. Воплощение [Текст] /А. Отт. – Москва: Художественно-педагогическое издание, 2015.-157с. 12.Панеро, Дж. Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер [Текст]: справочник по проектным нормам / Дж. Панеро, М.С. Зелник – Москва: АСТ; Астрель, 2014. – 319 с. 13.Попова, С. Современные образовательные технологии. Кейс-стади [Текст]: учебное пособие/ С. Попова, Е. Пронина. – Москва: Юрайт, 2018 – 126с. 14.Рунге, В.Ф. Эргономика в дизайне среды [Текст]: учебное пособие / В. Ф. Рунге, Ю.П. Манусевич. – Москва: Архитектура - С. 2016. – 328 с. 15.Слоун, Э. Интерьер. Цветовые гаммы, которые работают [Текст] / Э. Слоун. – Москва: АСТ; Астрель, 2013.- 165 с. 16.Степанов, А. В. Объемно-пространственная композиция [Текст]: учебник / А. В. Степанов, В. И. Мальгин, Г. И. Иванова и др. - Москва: Архитектура- С. 2014. - 256 с. 17.Уилан, Б. Гармония цвета: новое руководство по созданию цветовых комбинаций [Текст] / Б. Уилан. – Москва: Астрель; АСТ, 2019.- 160 с. 17 Список литературы для обучающихся 1. Джанда, М. То, чему не учат в дизайнерских школах[Текст] / М. Джанда. – Москва: Питер, 2016. - 384с. 2. Кливер, Ф. Чему вас не научат в дизайн-школе [Текст] / Ф. Кливер. – Москва: РИПОЛ Классик, 2017. - 224с. 3. Книжник, Т. Дети нового сознания. Научные исследования. Публицистика. Творчество детей. [Текст]/ Т. Книжник. – Москва: Международный Центр Рерихов, 2016 – 592 с. 4. Леви, М. Гениальность на заказ [Текст] / М. Леви. – Москва: Манн, Иванов и Фербер; Эксмо, 2019. - 224с. 5. Лидка, Ж. Думай как дизайнер. Дизайн-мышление для менеджеров [Текст] / Ж. Лидка, Т. Огилви. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 232с. Интернет-ресурсы 1. 2. 3. 4. 5. 6. http://new-school.ru/catalog/product/id/52 http://www.uroki.net/docinf/docinf110.htm http://kpolyakov.narod.ru/school/3d/gmax.htm. http://www.videouroki.net/view_catvideo.php?cat=21 http://www.instructing.ru http://www.videouroki.net/view_catvideo.php?cat=21 18