Описание ООП ДО МКОУ Лицей 1 гп Терек на 2024-2025

Описание
Основной образовательной программы дошкольного образования ДО
МКОУ «Лицей №1г.п. Терек»
Образовательная программа дошкольного образования охватывает возраст
детей от 1,5года до 7(8) лет. Программа обеспечивает развитие личности детей
дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их
возрастных,
индивидуальных
психологических
и
физиологических
особенностей.
Программа направлена на:
 создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его
позитивной социализации, его личностного развития, развития
инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со
взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам
деятельности;
 на создание развивающей образовательной среды, которая представляет
собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Строится образовательная программа дошкольного образования Учреждения на
основе инновационной программы дошкольного образования «От рождения до
школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.:
Мозаика-Синтез 2021 год утвержденных Минобрнаукой РФ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в специальном
(коррекционном) обучении и воспитании, их состояние здоровья может
препятствовать освоению образовательной программы. К данной категории
относятся и дети-инвалиды, нуждающиеся в специально организованном
образовательном пространстве. В течение месяца с момента начала посещения
группы осуществляется педагогическая и психологическая диагностика, в том
числе ребенка с ОВЗ. Результаты проведенного обследования развития ребенка
используются для составления адаптированной образовательной программы,
выстраиваемой на основе основной образовательной программы группы путем
применения адекватных способов индивидуализации и создания специальных
условий ее реализации. В случае выявления таких категорий – детей с ОВЗ,
разрабатывается адаптированная образовательная программа.
Парциальные программы:
1. «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет». Авт. Л. Л.
Тимофеева»
2. Программа обучения кабардино-черкесскому языку «Анэбзэ» под редакцией
Р.М.Ацкановой.
Содержание
разработанной
Программы
охватывает
следующие
образовательные области:
 социально-коммуникативное развитие;
 познавательное развитие;
 речевое развитие;
 художественно-эстетическое развитие;
 физическое развитие.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от
возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и
задачами Программы и реализовывается в различных видах деятельности
(общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных
механизмах развития ребенка):
в раннем возрасте (1,5 – 3 лет) - предметная деятельность и игры с
составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами
и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры
со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с
бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие
смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная
активность;
для детей дошкольного возраста (3 - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких
как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды
игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и
сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов
окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие
художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный
бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала,
включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и
понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические
движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная
(овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического
и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия
каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение
детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться,
обеспечивает
позитивное
эмоционально-личностное
и
социальнокоммуникативное развитие.
Содержание образовательных областей зависит от возрастных и
индивидуальных особенностей детей. Определяется целями и задачами
Программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре,
познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах
развития ребѐнка) и т.д.
Виды деятельности в Учреждении для детей дошкольного возраста
Игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и
сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов
окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие
художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный
бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала,
включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и

понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические
движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная
(овладение основными движениями) формы активности ребенка
Содержание Программы отражает следующие аспекты социальной ситуации
развития ребѐнка дошкольного возраста:
 предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
 характер взаимодействия со взрослыми;
 характер взаимодействия с другими детьми;
 система отношений ребѐнка к миру, к другим людям, к себе самому.
Образовательная программа дошкольного отделения включает следующие
разделы:
1. Целевой: К целевым ориентирам дошкольного образования относятся
следующие социальные и психологические характеристики личности ребѐнка на
этапе завершения дошкольного образования:
 ребѐнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах
деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать
себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает
способность к воплощению разнообразных замыслов;
 ребѐнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно
относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства.
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и
чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других,
стараться разрешать конфликты;
 ребѐнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных
видах деятельности. Способность ребѐнка к фантазии, воображению,
творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребѐнок владеет
разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и
социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том
числе игровую и учебную;
 творческие способности ребѐнка также проявляются в рисовании,
придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребѐнок может фантазировать
вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может
выражать свои мысли и желания;
 у ребѐнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать
свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать,
прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;
 ребѐнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности,
преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.
 ребѐнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в
разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
 ребѐнок проявляет любознательность, задаѐт вопросы, касающиеся
близких и далѐких предметов и явлений, интересуется причинноследственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно

придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен
наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о
предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он
живѐт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает
элементарными представлениями из области живой природы,
естествознания, математики, истории и т. п., у ребѐнка складываются
предпосылки грамотности. Ребѐнок способен к принятию собственных
решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах
действительности.
 2. Содержательный раздел определяет общее содержание основной
образовательной программы, обеспечивающее полноценное развитие
детей с учѐтом их возрастных и индивидуальных особенностей, и
раскрывает задачи: – формирование уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье, малой и большой родине;
 формирование основ собственной безопасности и безопасности
окружающего мира (в быту, социуме, природе);
 овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами
поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных
представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
 овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни
(в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании
полезных привычек и др.);
 развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства
(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений:
Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процесс
ознакомления с региональными особенностями Кабардино-Балкарской
Республики.
Основной целью работы является формирование целостных представлений о
родном крае через решение следующих задач:
 приобщение к истории возникновения родного города (села, поселка);
знакомство со знаменитыми земляками и людьми, прославившими КБР.
 формирование представлений о достопримечательностях родного района,
КБР (его государственных символах);
 воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их
труду;
 формирование и развитие познавательного интереса к народному
творчеству и миру ремесел в родном районе, селе;
 формирование представлений о животном и растительном мире родного
края;
 ознакомление с картой КБР, района, города.
3. Организационный раздел
Включает:

– характеристику жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и/или
режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников,
мероприятий;
– особенности работы в четырѐх основных образовательных областях в разных
видах деятельности и/или культурных практиках;
– особенности организации предметно-пространственной развивающей среды; –
особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
обучающихся.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены
следующие принципы:
 единый подход к процессу воспитания ребѐнка;
 открытость дошкольного учреждения для родителей;
 взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
 уважение и доброжелательность друг к другу;
 дифференцированный подход к каждой семье;
 равно ответственность родителей и педагогов.
На сегодняшний день в учреждении осуществляется интеграция общественного
и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:
- с семьями обучающихся;
- с будущими родителями.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
обучающихся
Максимальная открытость образовательной деятельности направлена на
становление партнѐрских взаимоотношений педагога с родителями.
Основные принципы работы с родителями:
 активности и сознательности – участие всего коллектива Учреждения и
родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с
семьей;
 открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности
знать и видеть, как развиваются и живут дети в Учреждении;
 сотрудничества - общение «на равных»;
 совместная деятельность, которая осуществляется на основании
социальной перцепции и с помощью общения; согласованного
взаимодействия - возможность высказывать друг другу свои соображения
о тех или иных проблемах воспитания;
 воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально
насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится
впечатлениями с родителями.
Наше учреждение выступает в роли активного помощника семье в обеспечении
единого образовательного пространства «дошкольное отделение–семья–
социум», постоянно изучает и влияет на формирование образовательных
запросов родителей, проектирует условия для их удовлетворения. Родители
постепенно
становятся
единомышленниками
и
профессиональными
помощниками педагогов. Мы также выработали индивидуальную тактику
взаимодействия с родителями в образовательном процессе по направлениям:




информационно-аналитическое:
интерактивные формы работы: проведение опросов, анкетирование,
консультации специалистов;
 познавательное: клуб заинтересованных родителей, изучение лучшего
опыта семейного воспитания, педагогическая библиотека для родителей;
 наглядно-информационное: «Дни открытых дверей», информационные
стенды, сайт Учреждения;
 досуговое: совместное проведение досуга, выставки семейных творческих
работ, конкурсы, проекты, семейные спортивные мероприятия.
Педагоги учреждения изучают специальную литературу по проблемам
общения, проводят тренинги для родителей, используют видео- и
фотоматериалы, фиксирующие самостоятельную игровую деятельность. В
тесном взаимодействии с родителями педагоги проводят педагогическую
диагностику развития ребенка, планируют образовательный процесс, создают
высоко стимулирующую развивающую игровую среду. Педагоги рассказывают о
достижениях ребенка, о задачах, стоящих перед ним, и получают такую же
информацию от родителей. Двусторонний поток информации, знаний и опыта,
партнерский характер взаимодействия делает сотрудничество более успешным.
Такая работа развивает позитивное общественное мнение об учреждении,
повышает спрос на образовательные услуги, обеспечивает доступность
качественных образовательных услуг, улучшает подготовку к более легкой
адаптации к новой социальной среде.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».