Описание Основной образовательной программы дошкольного образования ДО МКОУ «Лицей №1г.п. Терек» Образовательная программа дошкольного образования охватывает возраст детей от 1,5года до 7(8) лет. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Строится образовательная программа дошкольного образования Учреждения на основе инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез 2021 год утвержденных Минобрнаукой РФ. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в специальном (коррекционном) обучении и воспитании, их состояние здоровья может препятствовать освоению образовательной программы. К данной категории относятся и дети-инвалиды, нуждающиеся в специально организованном образовательном пространстве. В течение месяца с момента начала посещения группы осуществляется педагогическая и психологическая диагностика, в том числе ребенка с ОВЗ. Результаты проведенного обследования развития ребенка используются для составления адаптированной образовательной программы, выстраиваемой на основе основной образовательной программы группы путем применения адекватных способов индивидуализации и создания специальных условий ее реализации. В случае выявления таких категорий – детей с ОВЗ, разрабатывается адаптированная образовательная программа. Парциальные программы: 1. «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет». Авт. Л. Л. Тимофеева» 2. Программа обучения кабардино-черкесскому языку «Анэбзэ» под редакцией Р.М.Ацкановой. Содержание разработанной Программы охватывает следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализовывается в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка): в раннем возрасте (1,5 – 3 лет) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность; для детей дошкольного возраста (3 - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социальнокоммуникативное развитие. Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребѐнка) и т.д. Виды деятельности в Учреждении для детей дошкольного возраста Игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка Содержание Программы отражает следующие аспекты социальной ситуации развития ребѐнка дошкольного возраста: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребѐнка к миру, к другим людям, к себе самому. Образовательная программа дошкольного отделения включает следующие разделы: 1. Целевой: К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребѐнка на этапе завершения дошкольного образования: ребѐнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов; ребѐнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; ребѐнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребѐнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребѐнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную; творческие способности ребѐнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребѐнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания; у ребѐнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.; ребѐнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. ребѐнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены; ребѐнок проявляет любознательность, задаѐт вопросы, касающиеся близких и далѐких предметов и явлений, интересуется причинноследственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живѐт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребѐнка складываются предпосылки грамотности. Ребѐнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности. 2. Содержательный раздел определяет общее содержание основной образовательной программы, обеспечивающее полноценное развитие детей с учѐтом их возрастных и индивидуальных особенностей, и раскрывает задачи: – формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине; формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе); овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.); развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений: Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями Кабардино-Балкарской Республики. Основной целью работы является формирование целостных представлений о родном крае через решение следующих задач: приобщение к истории возникновения родного города (села, поселка); знакомство со знаменитыми земляками и людьми, прославившими КБР. формирование представлений о достопримечательностях родного района, КБР (его государственных символах); воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду; формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном районе, селе; формирование представлений о животном и растительном мире родного края; ознакомление с картой КБР, района, города. 3. Организационный раздел Включает: – характеристику жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; – особенности работы в четырѐх основных образовательных областях в разных видах деятельности и/или культурных практиках; – особенности организации предметно-пространственной развивающей среды; – особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся. В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы: единый подход к процессу воспитания ребѐнка; открытость дошкольного учреждения для родителей; взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей; уважение и доброжелательность друг к другу; дифференцированный подход к каждой семье; равно ответственность родителей и педагогов. На сегодняшний день в учреждении осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей: - с семьями обучающихся; - с будущими родителями. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся Максимальная открытость образовательной деятельности направлена на становление партнѐрских взаимоотношений педагога с родителями. Основные принципы работы с родителями: активности и сознательности – участие всего коллектива Учреждения и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей; открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в Учреждении; сотрудничества - общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения; согласованного взаимодействия - возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания; воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями. Наше учреждение выступает в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «дошкольное отделение–семья– социум», постоянно изучает и влияет на формирование образовательных запросов родителей, проектирует условия для их удовлетворения. Родители постепенно становятся единомышленниками и профессиональными помощниками педагогов. Мы также выработали индивидуальную тактику взаимодействия с родителями в образовательном процессе по направлениям: информационно-аналитическое: интерактивные формы работы: проведение опросов, анкетирование, консультации специалистов; познавательное: клуб заинтересованных родителей, изучение лучшего опыта семейного воспитания, педагогическая библиотека для родителей; наглядно-информационное: «Дни открытых дверей», информационные стенды, сайт Учреждения; досуговое: совместное проведение досуга, выставки семейных творческих работ, конкурсы, проекты, семейные спортивные мероприятия. Педагоги учреждения изучают специальную литературу по проблемам общения, проводят тренинги для родителей, используют видео- и фотоматериалы, фиксирующие самостоятельную игровую деятельность. В тесном взаимодействии с родителями педагоги проводят педагогическую диагностику развития ребенка, планируют образовательный процесс, создают высоко стимулирующую развивающую игровую среду. Педагоги рассказывают о достижениях ребенка, о задачах, стоящих перед ним, и получают такую же информацию от родителей. Двусторонний поток информации, знаний и опыта, партнерский характер взаимодействия делает сотрудничество более успешным. Такая работа развивает позитивное общественное мнение об учреждении, повышает спрос на образовательные услуги, обеспечивает доступность качественных образовательных услуг, улучшает подготовку к более легкой адаптации к новой социальной среде.