МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки
Кабардино - Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ Лицей № 1 г.п. Терек
РАССМОТРЕНО
На заседании педагогического
совета лицея протокол
от «24» августа 2023г. № 1
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
__________ Накова Р.Л.
«24» августа 2023г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
____________ Балкарова Л.З.
Приказ
от «24» августа 2023г.№ 58
Рабочая программа
(ID 1772475)
Учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 1-4 классов начального общего образования
на 2023-2024 учебный год
г.п. Терек 2023г.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки
Кабардино - Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ Лицей № 1 г.п. Терек
РАССМОТРЕНО
На заседании педагогического
совета лицея протокол
от «24» августа 2023г. № 1
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
__________ Накова Р.Л.
«24» августа 2023г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
____________ Балкарова Л.З.
Приказ
от «24» августа 2023г.№ 58
Рабочая программа
(ID 1721364)
Учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 1-4 классов начального общего образования
на 2023-2024 учебный год
г.п. Терек 2023г.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки
Кабардино - Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ Лицей № 1 г.п. Терек
РАССМОТРЕНО
На заседании педагогического
совета лицея протокол
от «24» августа 2023г. № 1
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
__________ Накова Р.Л.
«24» августа 2023г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
____________ Балкарова Л.З.
Приказ
от «24» августа 2023г.№ 58
Рабочая программа
(ID 1752677)
Учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 1-4 классов начального общего образования
на 2023-2024 учебный год
г.п. Терек 2023г.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки
Кабардино - Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ Лицей № 1 г.п. Терек
РАССМОТРЕНО
На заседании педагогического
совета лицея протокол
от «24» августа 2023г. № 1
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
__________ Накова Р.Л.
«24» августа 2023г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
____________ Балкарова Л.З.
Приказ
от «24» августа 2023г.№ 58
Рабочая программа
(ID 1745779)
Учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 1-4 классов начального общего образования
на 2023-2024 учебный год
г.п. Терек 2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная
область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения
программы начального общего образования Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС
НОО), Федеральной образовательной программы начального общего
образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по
учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка
имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания,
опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на
материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного
общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского
языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего
образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют
результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов,
как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его
выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно
использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык,
выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского
народа и других народов России. Свободное владение языком, умение
выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность
адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в
различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что
способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные
достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как
явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения
народа. Значимыми личностными результатами являются развитие
устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке
как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание
роли языка как основного средства общения; осознание значения русского
языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли
русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной
устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе
русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и
синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях
употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному
образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения русскому языку является признание равной значимости
работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи
обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные
представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм
русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на
решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности,
отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного
языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и
письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются
совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 675 (5 часов
в неделю в каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по 170 ч.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 КЛАСС
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление
национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии
языкового пространства России и мира. Методы познания языка: наблюдение,
анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв;
различение ударных и безударных гласных звуков, согласного звука [й’] и
гласного звука [и], твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих
согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение
на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я
(повторение изученного в 1 классе).
Парные и непарные по твёрдости ‑ мягкости согласные звуки.
Парные и непарные по звонкости ‑ глухости согласные звуки.
Качественная характеристика звука: гласный ‑ согласный; гласный
ударный ‑ безударный; согласный твёрдый ‑ мягкий, парный ‑ непарный;
согласный звонкий ‑ глухой, парный ‑ непарный.
Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и
в середине слова; разделительный. Использование на письме разделительных
ъ и ь.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю,
я (в начале слова и после гласных).
Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).
Использование знания алфавита при работе со словарями.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак
переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах
изученного).
Орфоэпия[4]
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в
соответствии с нормами современного русского литературного языка (на
ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование
отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения
практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова
(общее представление). Выявление слов, значение которых требует
уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с
помощью толкового словаря.
Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение).
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные)
слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение
однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными
корнями. Выделение в словах корня (простые случаи).
Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с
помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова
(наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?»,
«что?»), употребление в речи.
Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что
сделать?» и другие), употребление в речи.
Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы
(«какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые
предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и другое.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие
предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из
слов предложения (логическое ударение).
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные,
вопросительные, побудительные предложения.
Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации):
восклицательные и невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена
и фамилии людей, клички животных); знаки препинания в конце предложения;
перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова);
гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением),
ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил правописания, изученных
в 1 классе).
Орфографическая зоркость как осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные
способы решения орфографической задачи в зависимости от места
орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника для
определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при
проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
разделительный мягкий знак;
сочетания чт, щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом
словаре учебника);
прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества
людей, клички животных, географические названия;
раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного
общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на
заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести
разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и
другое). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение
норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и
бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление
устного рассказа с опорой на личные наблюдения и на вопросы.
Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте;
последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной
мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к
предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев).
Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности
(первичное ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка.
Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на
основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста
вслух с соблюдением правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с
опорой на вопросы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе
через изучение русского языка, отражающего историю и культуру
страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и
будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение
ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка;
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том
числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на
уроках русского языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных
отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт
работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных
ценностей народа;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на
собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том
числе с использованием адекватных языковых средств для выражения
своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе
связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности
русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого
самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках
русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при
обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках
русского языка;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из
составляющих целостной научной картины мира;
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения,
тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц
(частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое
значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых
единиц
(звуков,
частей
речи,
предложений,
текстов);
классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на
основе
предложенного
учителем
алгоритма
наблюдения;
анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе
языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и
практической задачи на основе предложенного алгоритма,
формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения
за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать
наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое
миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное
задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения за языковым материалом
(классификации, сравнения, исследования); формулировать с
помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного
языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном
виде информацию в предложенном источнике: в словарях,
справочниках;
распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её
проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей, законных представителей) правила информационной
безопасности при поиске информации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и
произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде
таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для
представления лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного
миниисследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных
действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей
по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом,
находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать
результаты своей деятельности и деятельности
одноклассников, объективно оценивать их по предложенным
критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
формулировать
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 КЛАСС
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
осознавать язык как основное средство общения;
характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным
параметрам: согласный парный (непарный) по твёрдости (мягкости);
согласный парный (непарный) по звонкости (глухости);
определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том
числе слова со стечением согласных);
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в
том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я;
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак
в середине слова;
находить однокоренные слова;
выделять в слове корень (простые случаи);
выделять в слове окончание;
выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать
их значения и уточнять значение по учебным словарям; выявлять
случаи употребления синонимов и антонимов (без называния
терминов);
распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»;
распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что
сделать?» и другие;
распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?»,
«какое?», «какие?»;
определять вид предложения по цели высказывания и по
эмоциональной окраске;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные
правила;
применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания
чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые
гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей,
кличках животных, географических названиях; раздельное написание
предлогов с именами существительными, разделительный мягкий
знак;
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и
предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова,
предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных
правил правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями
учебника;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2-4
предложения на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением
орфоэпических норм, правильной интонации;
формулировать простые выводы на основе прочитанного
(услышанного) устно и письменно (1-2 предложения);
составлять предложения из слов, устанавливая между ними
смысловую связь по вопросам;
определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 3045 слов с опорой на вопросы;
объяснять своими словами значение изученных понятий;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных зад
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Контрольные
работы
Всего
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
1
Общие сведения о языке
1
uchi/ru
2
Фонетика и графика
6
resh.edu.ru
3
Лексика
10
uchi.ru
4
Состав слова
14
uchi.ru
5
Морфология
19
resh.edu.ru
6
Синтаксис
8
uchi.ru
7
Орфография и пунктуация
50
8
Развитие речи
30
10
uchi.ru
uchi.ru
Резервное время
32
4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
170
14
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№
п/
п
Количество часов
Тема урока
Всег
о
Контрольны
е работы
Практически
е работы
Дата
изучени
я
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
1
Язык как явление
национальной культуры.
Многообразие языкового
пространства России и мира.
Наша речь и наш язык
1
04.09.
2023
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4202
/
2
Диалогическая форма речи
1
05.09.
2023
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4225
/
3
Резервный урок по разделу
лексика: о происхождении
слов
1
06.09.
2023
4
Текст
1
07.09.
2023
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6476
/
5
Признаки текста: смысловое
единство предложений в
тексте; последовательность
предложений в тексте;
выражение в тексте
законченной мысли
1
08.09.
2023
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4184
/
6
Тема текста
1
11.09.
2023
7
Основная мысль
1
12.09.
2023
8
Заглавие текста
1
13.09.
2023
9
Подбор заголовков к
предложенным текстам
1
14.09.
2023
10
Входной диктант
1
11
Последовательность частей
текста (абзацев). Абзац.
Красная строка
1
18.09.
2023
12
Корректирование текстов с
нарушенным порядком
предложений. Тренинг
1
19.09.
2023
13
Отработка умения
корректировать тексты с
нарушенным порядком
предложений
1
20.09.
2023
14
Корректирование текстов с
нарушенным порядком
абзацев
1
21.09.
2023
15
Отработка умения
корректировать тексты с
нарушенным порядком
абзацев
1
22.09.
2023
16
Предложение как единица
языка
1
25.09.
2023
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4217
/
15.09.
2023
uchi.ru
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3487
/
17
Предложение и слово
1
26.09.
2023
18
Связь слов в предложении
1
27.09.
2023
19
Виды предложений по цели
высказывания
1
28.09.
2023
uchi.ru
20
Восклицательные и
невосклицательные
предложения
1
29.09.
2023
uchi.ru
21
Повествовательные,
вопросительные,
побудительные предложения
1
02.10.
2023
uchi.ru
22
Наблюдение за выделением в
устной речи одного из слов
предложения (логическое
ударение)
1
03.10.
2023
23
Резервный урок по разделу
синтаксис: наблюдение за
главными и второстепенными
членами предложения
1
04.10.
2023
24
Резервный урок по разделу
синтаксис: установление
связи слов в предложении
1
05.10.
2023
25
Предложение:
систематизация знаний
1
06.10.
2023
26
Слово и его значение
1
09.10.
2023
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4216
/
27
Значение слова в словаре.
Уточняем значение слова
самостоятельно, по тексту
или с помощью толкового
словаря
1
10.10.
2023
28
Однозначные и
многозначные слова
1
11.10.
2023
29
Значение слова в словаре и
тексте
1
12.10.
2023
30
Многозначные слова. Прямое
и переносное значение слова
1
13.10.
2023
31
Синонимы
1
16.10.
2023
32
Синонимы в тексте
1
17.10.
2023
33
Антонимы
1
18.10.
2023
34
Наблюдение за
использованием антонимов
1
19.10.
2023
35
Резервный урок по разделу
лексика: работаем с
толковым словарем
1
20.10.
2023
36
Обобщение знаний по
разделу «Лексика»
1
23.10.
2023
37
Резервный урок по разделу
лексика: проверочная работа
1
38
Однокоренные (родственные)
слова. Корень слова
1
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6008
/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4203
/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4204
/
24.10.
2023
25.10.
2023
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4218
/
39
Признаки однокоренных
(родственных) слов. Корень
слова
1
26.10.
2023
40
Корень как часть слова
1
27.10.
2023
41
Корень как общая часть
родственных слов
1
06.11.
2023
42
Корень слова: обобщение
знаний
1
07.11.
2023
43
Окончание как изменяемая
часть слова
1
08.11.
2023
44
Изменение формы слова с
помощью окончания
1
09.11.
2023
45
Различение изменяемых и
неизменяемых слов
1
10.11.
2023
46
Резервный урок по разделу
состав слова: нулевое
окончание (наблюдение)
1
13.11.
2023
47
Суффикс как часть слова
1
14.11.
2023
uchi.ru
48
Приставка как часть слова
(наблюдение)
1
15.11.
2023
uchi.ru
49
Роль суффиксов и приставок
1
16.11.
2023
50
Состав слова: систематизация
знаний
1
17.11.
2023
51
Состав слова: обобщение
1
20.11.
2023
21.11.
2023
52
Проверочная работа
1
53
Резервный урок по разделу
состав слова: как образуются
слова (наблюдение)
1
22.11.
2023
54
Суффикс как часть слова:
наблюдение за значением
1
23.11.
2023
55
Деление слов на слоги.
Использование знания
алфавита при работе со
словарями
1
24.11.
2023
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5295
/
56
Перенос слов по слогам
1
27.11.
2023
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5296
/
57
Перенос слов по слогам:
закрепление
1
28.11
.2023
58
Различение звуков и букв.
Различение ударных и
безударных гласных звуков
1
29.11.
2023
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4205
/
59
Составление устного рассказа
по репродукции картины З.
Серебряковой "За обедом"
1
30.11.
2023
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4219
/
60
Резервный урок по разделу
фонетика: различаем звуки и
буквы
1
01.12.
2023
61
Подробное изложение
повествовательного текста
объёмом 30—45 слов с
опорой на вопросы
1
04.12.
2023
1
62
Правописание слов с
безударным гласным звуком
в корне
1
05.12.
2023
63
Единообразное написание
гласных в корне
1
06.12.
2023
64
Способы проверки написания
буквы, обозначающей
безударный гласный звук в
корне слова
1
07.12.
2023
65
Обозначение буквой
безударного гласного звука в
корне слова
1
08.12.
2023
66
Правописание слов с
безударным гласным звуком
в корне: закрепление
1
11.12.
2023
67
Объяснительный диктант:
учимся обозначать
безударные гласные в корне
слова
1
12.12.
2023
68
Непроверяемые гласные в
корне слова
1
13.12.
2023
69
Правописание слов с
проверяемыми и
непроверяемыми
безударными гласными в
корне слова
1
14.12.
2023
70
Списывание текста.
Словарный диктант
1
1
15.12.
2023
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6097
/
71
Отработка правописания слов
с орфограммами в значимых
частях слов
1
18.12.
2023
72
Парные и непарные по
твёрдости - мягкости
согласные звуки. Согласный
звук [й'] и буква И краткое.
Твёрдые и мягкие согласные
звуки и буквы для их
обозначения
1
19.12.
2023
73
Знакомство с жанром
поздравления
1
20.12.
2023
74
Функции мягкого знака
1
21.12.
2023
75
Резервный урок по разделу
фонетика: учимся
характеризовать звуки
1
22.12.
2023
76
Выбор языковых средств для
ответа на заданный вопрос
при работе в паре (группе)
1
25.12.
2023
77
Выбор языковых средств для
выражения собственного
мнения при работе в паре
(группе)
1
26.12.
2023
78
Повторение алгоритма
списывания текста
1
27.12.
2023
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3582
/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6000
/
79
Диктант на изученные
правила (безударные гласные
в корне слова)
1
80
Работа над ошибками,
допущенными в диктанте
1
29.12.
2023
81
Резервный урок по разделу
орфография: тренинг "Знаки
препинания в конце
предложения" с
использованием электронных
образовательных ресурсов
1
09.01.
2024
uchi.ru
82
Резервный урок по разделу
орфография: тренинг "Слог.
Перенос слов" с
использованием электронных
образовательных ресурсов
1
10.01.
2024
uchi.ru
83
Резервный урок по разделу
орфография: использование
орфографического словаря
учебника для определения
(уточнения) написания слова
1
11.01.
2024
84
Сочетания чк, чн, чт, щн, нч
1
12.01.
2024
85
Выбор языковых средств для
ведения разговора: начать,
поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание
и т. п. при работе в паре
(группе)
1
15.01.
2024
1
28.12.
2023
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4223
/
86
Гласные после шипящих в
сочетаниях жи, ши (в
положении под ударением)
1
16.01.
2024
87
Гласные после шипящих в
сочетаниях ча, ща, чу, щу
1
17.01.
2024
88
Диктант на изученные
правила (гласные после
шипящих, сочетания чк, чн,
чт)
1
89
Резервный урок по разделу
развитие речи: составление
текста по рисунку на тему
"День рождения"
1
19.01.
2024
90
Парные и непарные по
звонкости - глухости
согласные звуки
1
22.01.
2024
91
Правописание слов с парным
по звонкости-глухости
согласным в корне слова
1
23.01.
2024
92
Обозначение парных по
звонкости-глухости
согласных в корне слова
1
24.01.
2024
93
Способы проверки согласных
в корне слова
1
25.01.
2024
94
Отработка правописания слов
с парным по глухости
звонкости согласным в корне
слова
1
26.01.
2024
1
18.01.
2024
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6006
/
95
Учимся писать буквы
согласных в корне слова
1
29.01.
2024
96
Объяснительный диктант:
учимся писать буквы
согласных в корне слова
1
30.01.
2024
97
Учимся писать буквы
гласных и согласных в корне
слова
1
31.01.
2024
98
Различные способы решения
орфографической задачи в
зависимости от места
орфограммы в слове. Тренинг
"Правописание парных по
глухости-звонкости согласны
хзвуков в корне слова" с
использованием электронных
образовательных ресурсов
1
01.02.
2024
99
Подробное изложение
повествовательного текста
объёмом 30—45 слов с
опорой на вопросы
1
02.02.
2024
100
Списывание текста.
Словарный диктант
1
101
Использование на письме
разделительных ъ и ь
1
06.02.
2024
102
Правописание слов с
разделительным мягким
знаком
1
07.02.
2024
1
uchi.ru
05.02.
2024
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5324
/
103
Отработка правописания слов
с разделительным мягким
знаком
1
08.02.
2024
104
Отработка правописания слов
с разделительным мягким
знаком и другими
изученными орфограммами
1
09.02.
2024
105
Отработка способов решения
орфографической задачи в
зависимости от места
орфограммы в слове. Тренинг
"Правописание слов с
разделительным мягким
знаком" с использованием
электронных
образовательных ресурсов
1
13.02.
2024
106
Повторение правописания
слов с орфограммами в
значимых частях слов
1
14.02.
2024
107
Проверочная работа
1
108
Имя существительное как
часть речи
1
16.02.
2024
109
Имя существительное:
употребление в речи
1
17.02.
2024
110
Имя существительное:
значение
1
19.02.
2024
1
uchi.ru
15.02.
2024
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5338
/
111
Имя существительное :
вопросы («кто?», «что?»)
1
20.02.
2024
112
Употребление прописной и
строчной буквы
1
21.02.
2024
113
Составление устного рассказа
по репродукции картины И.
Шишкина "Утро в сосновом
лесу"
1
22.02.
2024
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3636
/
114
Прописная буква в именах
собственных: имена,
фамилии, отчества людей,
клички животных
1
26.02.
2024
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3975
/
115
Прописная буква в именах
собственных: географические
названия
1
27.02.
2024
116
Составление устного рассказа
с опорой на личные
наблюдения и вопросы:
составление текста о своем
любимом домашнем питомце
по вопросам
1
28.02.
2024
117
Имя существительное:
изменение по числам
1
29.02.
2024
118
Число имён существительных
1
01.03.
2024
119
Резервный урок по разделу
морфология: изменение по
1
04.03.
2024
числам имен
существительных
120
Объяснительный диктант на
изученные правила
(орфограммы корня,
прописная буква и др.)
1
05.03.
2024
121
Глагол как часть речи
1
06.03.
2024
122
Глагол: значение. Для чего
нужны глаголы в нашей
речи?
1
07.03.
2024
123
Глагол: вопросы «что
делать?», «что сделать?» и др.
1
11.03.
2024
124
Единственное и
множественное число
глаголов
1
12.03.
2024
125
Резервный урок по разделу
развитие речи: Составление
текста на тему пословицы
1
13.03.
2024
126
Текст-повествование
1
14.03.
2024
127
Особенности текстовповествований
1
15.03.2
024
128
Резервный урок по разделу
развитие речи: учимся
сочинять текстповествование. Составление
1
18.03.
2024
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5340
/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4241
/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3986
/
текста-повествования на тему
"Как приготовить салат"
129
Обобщение знаний о глаголе
1
19.03.
2024
130
Резервный урок по разделу
морфология. Тренинг.
Отработка темы "Глагол"
1
20.03.
2024
131
Диктант на изученные
правила (орфограммы корня)
1
132
Работа над ошибками,
допущенными в диктанте
1
22.03.
2024
133
Имя прилагательное как
часть речи
1
03.04.
2024
134
Имя прилагательное:
значение
1
04.04.
2024
135
Обобщение знаний об имени
прилагательном
1
05.04.
2024
136
Резервный урок по разделу
морфология: роль имён
прилагательных в тексте.
Единственное и
множественное число имен
прилагательных
1
08.04.
2024
137
Связь имени прилагательного
с именем существительным
1
09.04.
2024
138
Текст-описание
1
10.04.
2024
1
21.03.
2024
139
Резервный урок по разделу
развитие речи: составление
текста (рассказа или сказки)
на тему "Путешествие
снежинки на землю"
1
11.04.
2024
140
Особенности текстовописаний
1
12.04.
2024
141
Резервный урок по разделу
развитие речи: учимся
сочинять текст-описание.
Составление текста-описания
натюрморта
1
15.04.
2024
142
Диктант на изученные
орфограммы в корне слова
1
143
Работа над ошибками,
допущенными в диктанте
1
17.04.
2024
144
Резервный урок по разделу
развитие речи: Составление
текста о своем любимом
домашнем питомце по
вопросам
1
18.04.
2024
145
Резервный урок по разделу
развитие речи: составление
текста по рисунку с
включением в него диалога.
Практикум по овладению
диалогической речью
1
19.04.
2024
146
Текст-рассуждение
1
22.04.
2024
1
16.04.
2024
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3601
/
147
Особенности текстоврассуждений
1
23.04.
2024
148
Предлог. Отличие предлогов
от приставок
1
24.04.
2024
149
Наиболее распространённые
предлоги: в, на, из, без, над,
до, у, о, об и др.
1
25.04.
2024
150
Раздельное написание
предлогов с именами
существительными
1
26.04.
2024
151
Раздельное написание
предлогов с именами
существительными:
закрепление
1
29.04.
2024
152
Части речи: обобщение.
Тренинг
1
30.04.
2024
153
Умение договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности при проведении
парной и групповой работы
1
02.05.
2024
154
Резервный урок по разделу
морфология: части речи.
Тренинг
1
03.05.
2024
155
Различение текстов-описаний
и текстов-повествований
1
06.05.
2024
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5343
/
156
Резервный урок по разделу
морфология. Тренинг.
Отработка темы "Предлоги"
1
07.05.
2024
157
Части речи: систематизация
знаний
1
08.05.
2024
158
Резервный урок по разделу
морфология: роль имён
существительных в тексте
1
10.05.
2024
159
Резервный урок по разделу
морфология: роль глаголов в
тексте
1
13.05.
2024
160
Правописание слов с
орфограммами в значимых
частях слов: систематизация
1
14.05.
2024
161
Правописание слов с
орфограммами в значимых
частях слов: обобщение
1
15.05.
2024
162
Резервный урок по разделу
развитие речи: проверочная
работа
1
163
Резервный урок по разделу
орфография: отработка
орфограмм, вызывающих
трудности. Тренинг
"Правописание имен
собственных" с
использованием электронных
образовательных ресурсов
1
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4242
/
16.05.
2024
17.05.
2024
uchi.ru
164
Резервный урок по разделу
орфография.Орфографическа
я зоркость как осознание
места возможного
возникновения
орфографической ошибки:
наблюдение за
правописанием суффиксов
имён существительных;
правописание парных по
глухости-звонкости согласны
звуков в корне слова (с
использованием электронных
образовательных ресурсов)
1
17.05.
2024
165
Резервный урок по разделу
орфография.
Орфографическая зоркость
как осознание места
возможного возникновения
орфографической ошибки:
наблюдение за
правописанием суффиксов
имен прилагательных;
правописание слов с
разделительным мягким
знаком (с использованием
электронных
образовательных ресурсов)
1
17.05.
2024
166
Резервный урок по разделу
орфография.
Орфографическая зоркость
как осознание места
возможного возникновения
орфографической ошибки:
наблюдение за
правописанием приставок;
правописание
буквосочетаний с шипящими
звуками (с использованием
электронных
образовательных ресурсов)
1
20.05.
2024
167
Резервный урок по разделу
орфография: отработка
орфограмм, вызывающих
трудности. Контроль
"Правописание
буквосочетаний с шипящими
звуками" с использованием
электронных
образовательных ресурсов
1
21.05.
2024
168
Резервный урок по разделу
орфография: проверочная
работа
1
1
22.05.
2024
169
Резервный урок по разделу
орфография: проверочная
работа
1
1
23.05.
2024
170
Контрольный диктант
1
1
24.05.
2024
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
170
14
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык (в 2 частях), 2 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
• Методическое пособие с поурочными разработками, 2 класс/ Канакина
В.П., Манасова Г.Н.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/