Рабочая программа ОДНКНР 6 класс 2023-2024 год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки
Кабардино - Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ Лицей № 1 г.п. Терек

РАССМОТРЕНО
На заседании педагогического
совета лицея протокол
от «24» августа 2023г. № 1

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
__________ Накова Р.Л.
«24» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
____________ Балкарова Л.З.
Приказ
от «24» августа 2023г.№ 58

Рабочая программа
(ID 2439669)
Учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»
для обучающихся 6 классов основного общего образования
на 2023-2024 учебный год

г.п. Терек 2023г.
1

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки
Кабардино - Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ Лицей № 1 г.п. Терек

РАССМОТРЕНО
На заседании педагогического
совета лицея протокол
от «24» августа 2023г. № 1

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
__________ Накова Р.Л.
«24» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
____________ Балкарова Л.З.
Приказ
от «24» августа 2023г.№ 58

Рабочая программа
(ID 2428578)
Учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»
для обучающихся 6 классов основного общего образования
на 2023-2024 учебный год

г.п. Терек 2023г.
2

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки
Кабардино - Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ Лицей № 1 г.п. Терек

РАССМОТРЕНО
На заседании педагогического
совета лицея протокол
от «24» августа 2023г. № 1

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
__________ Накова Р.Л.
«24» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
____________ Балкарова Л.З.
Приказ
от «24» августа 2023г.№ 58

Рабочая программа
(ID 2427578)
Учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»
для обучающихся 6 классов основного общего образования
на 2023-2024 учебный год

г.п. Терек 2023г.
3

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки
Кабардино - Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ Лицей № 1 г.п. Терек

РАССМОТРЕНО
На заседании педагогического
совета лицея протокол
от «24» августа 2023г. № 1

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
__________ Накова Р.Л.
«24» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
____________ Балкарова Л.З.
Приказ
от «24» августа 2023г.№ 58

Рабочая программа
(ID 2387967)
Учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»
для обучающихся 6 классов основного общего образования
на 2023-2024 учебный год

г.п. Терек 2023г.
4

Пояснительная записка
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» (далее — ОДНКНР) для 6 классов образовательных организаций составлена в
соответствии с:
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г . № 287);
- требованиями к результатам освоения программы основного общего образования
(личностным, метапредметным, предметным);
- основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий
(УУД) для основного общего образования.
.
Целями изучения учебного курса являются:
- формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение
культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения
и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;
- создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей
принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
- формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных
национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями
других культур и мировоззрений;
- идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного,
исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
- овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для
формирования гражданской идентичности обучающегося;
- приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как
основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
- развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных
норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к
будущему отцовству и материнству;
- становление компетенций межкультурного
взаимодействия как способности и
готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при
осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
- формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и
представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства,
музыки;
- обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через
развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
- воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и
культурному наследию народов России;
- содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на
приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
- формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли
личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия,
гражданской идентичности для процветания общества в целом .
В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного
общего образования отводится 34 часа на каждый учебный год, не менее 1 учебного
часа в неделю.
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:
5

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г . № 287);
- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред.
от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
- письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства
образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 года N 08-761. Об изучении
предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовнонравственной культуры народов России"
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Стандарты второго поколения. (А.Я.Данилов, А.М.Кондаков, В.А.Тишков), М.: Просвещение,
2010г.,
- Образовательная программа МБОУ ПСОШ №29 на 2022 – 2023 уч.г.;
- Положение о рабочей программе МБОУ ПСОШ№29;
- Учебный план МБОУ ПСОШ№29 на 2022 – 2023 учебный год.

Раздел №1 Планируемые результаты освоения программы
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Личностные результаты:
 готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки,
взаимоотношения со сверстниками;








достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и
взаимодействие с ее участниками;
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли
многонациональной России в современном мире;
воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование ценностей многонационального российского общества;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному
краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их
возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения,
правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Универсальные учебные действия
Познавательные:




характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре,
искусстве, религиозных учениях;
 различать культовые сооружения разных религий;
 формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:



рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие,
доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
6




оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в
соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового
этикета.
Информационные:



анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической)
и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:



Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;
оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими
духовно-нравственными ценностями.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания
участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям)
словесный портрет героя.
Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных
личностей.
Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и
практических задач.









Метапредметные результаты:







владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование
речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и
ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах
разных видов и жанров);
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том
числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в
разном виде и разнообразной форме;
овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение,
анализ, обобщение, построение рассуждений);
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой
коллективного труда.


Предметные результаты:




осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской
многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения
воспринимать мир не только рационально, но и образно.

7

Раздел №2 Содержание учебного предмета ОДНКНР
6 класс (34 ч)
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1 . Мир культуры: его структура
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры
и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический
прогресс как один из источников формирования социального облика общества.
Тема 2 . Культура России: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в
обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и
уважения ко всем культурам народов России.
Тема 3 . История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные
исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического
развития народов России.
Тема 4 . Прогресс: технический и социальный.
Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд
Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и
ценности общества?
Тема 5 . Образование в культуре народов России.
Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная
обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного
мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей.
Тема 6 . Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы
человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации.
Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и
традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей.
Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного
общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»

Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал
человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в
правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор
свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство
человеческих качеств. Единство духовной жизни.
Тема 10 . Взросление человека в культуре народов Росси.
Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст.
Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми.
Самостоятельность как ценность .
Тема 11 . Религия как источник нравственности.
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный
идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал
человека.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика.
Право в контексте духовно-нравственных ценностей.
Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры.
8

Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть
нравственным. Почему нравственность важна?
Тема 14 . Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь.
Выполнение проекта.
Тематический блок 3. «Человек как член общества»

Тема 15 . Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство
. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда .
Тема 16 . Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное
время . Милосердие, взаимопомощь.
Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы
Этика предпринимательства. Социальная помощь.
Тема 18 . Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания.
Бедность. Инвалидность . Асоциальная семья . Сиротство . Отражение этих явлений
в культуре общества .
Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство .
Общественные блага .
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры
народов России.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления
гуманизма в историко-культурном наследии народов России.
Тема 21. Социальные профессии; их важность
для
сохранения духовнонравственного облика общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник.
Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессии.
Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как
нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность
меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества
в целом .
Тема 23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного
прогресса общества.
Учёные России. Почему важно помнить историю науки . Вклад науки в благополучие
страны . Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных .
Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей
профессии.
Тематический блок 3. «Родина и патриотизм»

Тема 25 . Гражданин.
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные
качества гражданина
Тема 26 .
Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность . Уважение к другим народам и их истории . Важность
патриотизма .
Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг?
9

Война и мир. Роль знания в защите Родины . Долг гражданина перед обществом . Военные
подвиги . Честь . Доблесть .
Тема 28 . Государство. Россия — наша родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое
закон . Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином.
Российская гражданская идентичность.
Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие).
Какими качествами должен обладать человек как гражданин.
Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие).
Портрет школы или класса через добрые дела.
Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек. Его образы в культуре . Духовность и нравственность как важнейшие качества
человека .
Тема Человек и культура (проект).
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?»

Раздел №2 Планируемые результаты освоения учебного курса ОДНКНР на
уровне основного общего образования
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской
идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие
мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность
внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим
людям и жизни в целом.
1.Патриотическое

воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность
российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и
настоящему многонационального народа России через представления об исторической
роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей
в становлении российской государственности.

2. Гражданское воспитание
- осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и
знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью
воспитания
способности
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию,
10

нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4.Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов
родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание
значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных
норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потреблении .
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися
межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и
универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с
информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том
числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории .
1. Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач (знаковосимволические / моделирование);
- смысловое чтение;
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
(коммуникация);
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентность) .
3. Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
11

- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности (целеполагание);
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
(планирование);
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения (оценка);
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция)
деятельности .
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и
способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки
научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
проектов .
6класс
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1 . Мир культуры: его структура
- Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления;
- понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от природных
явлений;
- уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры и социальной
структурой общества, их взаимосвязь с духовно- нравственным состоянием общества;
- понимать зависимость социальных процессов от культурно- исторических процессов;
- уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и этапами развития
социума .
Тема 2 . Культура России: многообразие регионов
- Характеризовать административно-территориальное деление России;
- знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа, уметь показать их на
административной карте России;
- понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в полиэтничном
государстве, важность сохранения исторической памяти отдельных этносов;
объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его
принадлежности к тому или иному народу;
- понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
- демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в
России;
- характеризовать духовную культуру всех народов России как общее достояние и богатство
нашей многонациональной Родины.
Тема 3 . История быта как история культуры
- Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его типы;
- понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов России и особенностями
исторического периода;
находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов России от их
локализации в конкретных климатических, географических и культурно-исторических условиях
.
12

Тема 4 . Прогресс: технический и социальный
- Знать, что такое труд, производительность труда и разделение труда, характеризовать их роль
и значение в истории и современном обществе;
- осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества, роль созидательного и
добросовестного труда для создания социально и экономически благоприятной среды;
- демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его социальной и духовнонравственной важности;
- понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и изменениями социальных
взаимосвязей в обществе;
- осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и ценности общества .
Тема 5 . Образование в культуре народов России
- Иметь представление об истории образования и его роли в обществе на различных этапах его
развития;
- понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от процесса познания;
- понимать специфику каждой ступени образования, её роль в современных общественных
процессах;
- обосновывать важность образования в современном мире и ценность знания;
- характеризовать образование как часть процесса формирования духовно-нравственных
ориентиров человека .
Тема 6 . Права и обязанности человека
- Знать термины «права человека», «естественные права человека», «правовая культура»:
- характеризовать историю формирования комплекса понятий, связанных с правами;
- понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и обязанности человека;
- понимать необходимость соблюдения прав человека;
- понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритета между правами и
обязанностями человека в обществе;
- приводить примеры формирования правовой культуры из истории народов России .
Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие
- Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия», «атеизм», «свободомыслие»;
- характеризовать основные культурообразующие конфессии;
- знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе общественного
развития;
- понимать и обосновывать роль религий как источника культурного развития общества .
Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие)
- Характеризовать основные процессы, протекающие в современном обществе, его духовнонравственные ориентиры;
- понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития человека и общества в
целом для сохранения социально-экономического благополучия;
- называть и характеризовать основные источники этого процесса; уметь доказывать
теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах из истории и культуры России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 9 . Духовно-нравственный облик и идеал человека
- Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание личных качеств
человека;
- осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или иными моральными и
нравственными ценностями;
- понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь;
- обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия общества, уважения к
правам человека, его месту и роли в общественных процессах;
- характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода», «ответственность», «право» и
«долг»;
- понимать важность коллективизма как ценности современной России и его приоритет перед
идеологией индивидуализма;
13

- приводить примеры идеалов человека в историко-культурном пространстве современной
России .
Тема 10 . Взросление человека в культуре народов России
- Понимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза;
- характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а также потребности
человека для гармоничного развития и существования на каждом из этапов;
- обосновывать важность взаимодействия человека и общества, характеризовать негативные
эффекты социальной изоляции;
- знать и уметь демонстрировать своё понимание самостоятельности, её роли в развитии
личности, во взаимодействии с другими людьми .
Тема 11 . Религия как источник нравственности
- Характеризовать нравственный потенциал религии;
- знать и уметь излагать нравственные принципы государство- образующих конфессий России;
- знать основные требования к нравственному идеалу человека в государствообразующих
религиях современной России;
- уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных ценностей для
современного общества .
Тема 12 . Наука как источник знания о человеке
- Понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное знание»;
- определять нравственный смысл гуманитарного знания, его системообразующую роль в
современной культуре;
характеризовать понятие «культура» как процесс самопознания общества, как его
внутреннюю самоактуализацию;
- осознавать и доказывать взаимосвязь различных областей гуманитарного знания .
Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры
- Характеризовать многосторонность понятия «этика»;
- понимать особенности этики как науки;
- объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории и культуре народов
России и соотносить их с личным опытом;
- обосновывать важность и необходимость нравственности для социального благополучия
общества и личности .
Тема 14 . Самопознание (практическое занятие)
- Характеризовать понятия «самопознание», «автобиография», «автопортрет», «рефлексия»;
- уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность», «ценности» с самопознанием и
рефлексией на доступном для обучающихся уровне;
- доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения .
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 15 . Труд делает человека человеком
- Характеризовать важность труда и его роль в современном обществе;
- соотносить понятия «добросовестный труд» и «экономическое благополучие»;
- объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»; пони- мать важность и уметь
обосновать необходимость их преодоления для самого себя;
- оценивать общественные процессы в области общественной оценки труда;
- осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых подвигов, социальной
ответственности за свой труд;
- объяснять важность труда и его экономической стоимости;
- знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с одной стороны, и
«трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с другой стороны, а также «общественная
оценка труда» .
Тема 16 . Подвиг: как узнать героя?- Характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»;
- понимать отличия подвига на войне и в мирное время;
- уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества;
14

- знать и называть героев современного общества и исторических личностей;
- обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через значимость для
общества и понимание последствий .
Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние
- Характеризовать понятие «социальные отношения»;
- понимать смысл понятия «человек как субъект социальных отношений» в приложении к его
нравственному и духовному развитию;
- осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном состоянии личности;
- обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь»,
«коллективизм» и приводить примеры из истории, культуры и литературы;
- обосновывать важность и находить нравственные основания социальной взаимопомощи, в
том числе благотворительности;
- понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в социальном аспекте.
Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного
самосознания
Характеризовать понятие «социальные проблемы современного общества» как
многостороннее явление, в том числе обусловленное несовершенством духовно-нравственных
идеалов и ценностей;
- приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная семья», «сиротство»; знать
и уметь обосновывать пути преодоления их последствий на доступном для понимания уровне;
- обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих проблем, а также
необходимость помощи в преодолении этих состояний со стороны общества .
Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений
- Характеризовать понятия «благотворительность», «меценатство», «милосердие»,
«волонтерство», «социальный проект»,
«гражданская и социальная ответственность», «общественные блага», «коллективизм» в их
взаимосвязи;
- анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности, милосердия,
добровольной помощи, взаимовыручки у представителей разных этносов и религий;
- уметь самостоятельно находить информацию о благотвори- тельных, волонтёрских и
социальных проектах в регионе своего проживания .
Тема 20 . Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов
России
- Характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовно- нравственных ценностей
российского народа;
- находить и обосновывать проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов
России;
- знать и понимать важность гуманизма для формирования высоконравственной личности,
государственной политики, взаимоотношений в обществе;
- находить и объяснять гуманистические проявления в современной культуре .
Тема 21 . Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика
общества
- Характеризовать понятия «социальные профессии», «помогающие профессии»;
- иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых представителям
социальных профессий;
- осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе социальных профессий;
- приводить примеры из литературы и истории, современной жизни, подтверждающие данную
точку зрения .
Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории . Благотворительность как нравственный долг
- Характеризовать понятие «благотворительность» и его эволюцию в истории России;
- доказывать важность меценатства в современном обществе для общества в целом и для
духовно-нравственного развития личности самого мецената;
15

- характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его важную роль в жизни
общества;
- приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и современной России;
- понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтёрской деятельности,
аргументировано объяснять её важность .
Тема 23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса
общества
- Характеризовать понятие «наука»;
уметь аргументировано обосновывать важность науки в со- временном обществе,
прослеживать её связь с научно-техническим и социальным прогрессом;
- называть имена выдающихся учёных России;
- обосновывать важность понимания истории науки, получения и обоснования научного знания;
- характеризовать и доказывать важность науки для благополучия общества, страны и
государства;
- обосновывать важность морали и нравственности в науке, её роль и вклад в доказательство
этих понятий .
Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие)
- Характеризовать понятие «профессия», предполагать характер и цель труда в определённой
профессии;
- обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать её вклад в общество;
называть духовно-нравственные качества человека, необходимые в этом виде труда .
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 25 . Гражданин
- Характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их взаимосвязь;
понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей гражданского
самосознания;
- понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина .
Тема 26 . Патриотизм
- Характеризовать понятие «патриотизм»;
- приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе;
различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на ценности
толерантности, уважения к другим народам, их истории и культуре;
- уметь обосновывать важность патриотизма .
Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг?
- Характеризовать понятия «война» и «мир»;
- доказывать важность сохранения мира и согласия;
- обосновывать роль защиты Отечества, её важность для гражданина;
- понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре;
- характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть»; обосновывать их важность,
приводить примеры их проявлений .
Тема 28 . Государство . Россия — наша Родина
- Характеризовать понятие «государство»;
- уметь выделять и формулировать основные особенности Российского государства с опорой
на исторические факты и духовно-нравственные ценности;
- характеризовать понятие «закон» как существенную часть гражданской идентичности
человека;
характеризовать понятие «гражданская идентичность», соотносить это понятие с
необходимыми нравственными качествами человека .
Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие)
Охарактеризовать свою гражданскую идентичность, её составляющие: этническую,
религиозную, гендерную идентичности;
- обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина, указывать их источники .
Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие)
16

- Характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки собственных действий, их
нравственного характера;
- находить примеры добрых дел в реальности и уметь адаптировать их к потребностям класса .
Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие)
- Характеризовать понятие «человек» как духовно-нравственный идеал;
- приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре;
- формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые ему присущи .
Тема 32 . Человек и культура (проект)
- Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры;
- уметь описать в выбранном направлении с помощью известных примеров образ человека,
создаваемый произведениями культуры;
- показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние;
- характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на исторические и
культурные примеры, их осмысление и оценку, как с положительной, так и с отрицательной
стороны.

Раздел 3. Тематическое планирование
6
№

Тема

дата

класс (34 ч)

Основное содержание

Основные виды деятельности
обучающихся

Тематический блок 1. «Культура как социальность»
1

Мир культуры:
его структура

Культура
как
форма
социального
взаимодействия . Связь
между
миром
материальной культуры и
социальной
структурой
общества . Расстояние и
образ жизни людей .
Научно-технический
прогресс как один из
источников
формирования
социального
облика
общества

Понимать
специфику
социальных
явлений,
их
отличия от мира природы .
Уметь объяснять взаимосвязь
материальной
культуры
с
духовно-нравственным
состоянием общества .
Слушать
объяснения
учителя,
работать
с
учебником,
анализировать
проблемные ситуации

2

Культура России:
многообразие
регионов

Территория
России
.
Народы, живущие в ней .
Проблемы
культурного
взаимодействия
в
обществе с многообразием
культур . Сохранение и
поддержка
принципов
толерантности и уважения
ко всем культурам народов
России

Понимать
и
объяснять
важность
сохранения
исторической памяти разных
народов, культурных традиций
разных регионов России .
Характеризовать
духовную
культуру народов России как
общее
достояние
нашей
Родины .
Работать
с
картой
регионов,
разграничивать
понятия по теме, слушать
объяснения учителя

17

3

История быта как
история культуры

Домашнее хозяйство и его
тпы . Хозяйственная
деятел ность народов
России в разные
исторические периоды .
Многообразие культурных
укладов как результат
исто рического развития
народов России

Понимать и объяснять
взаимосвязь хозяйственной
деятельности, быта людей с
историей народа, климатом,
географическими условиями
его жизни . Работать с
учебником, а также научнопопулярной литературой;
просматривать и
анализировать учебные
фильмы

4

Прогресс:
технический и
социальный

Производительность труда
. Разделение
труда
.
Обслуживающий
и
производящий
труд
.
Домашний труд и его
механизация . Что такое
технологии и как они
влияют на культуру и
ценности общества?

Понимать и объяснять, что
такое труд, разделение труда,
какова роль труда в истории и
современном обществе .
Работать
с
учебником,
научно-популярной
литературой; решать проблемные
задачи,
анализировать
и
разграничивать понятий

5

Образование в
культуре на родов
России

Представление
об
основных этапах в истории
образования . Ценность
знания
.
Социальная
обусловленность
различных
видов
образования .
Важность образования для
современного
мира
.
Образование
как
трансляция куль- турных
смыслов,
как
способ
передачи ценностей

Понимать
и
объяснять
важность
образования
в
современном мире и ценность
знаний .
Понимать, что образование —
важная
часть
процесса
формирования
духовнонравственных
ориентиров
человека .
Слушать
объяснения
учителя,
рефлексиовать
собственный
опыт,
разграничивать понятия

№

Тема

6

Права и
обязанности
челове ка

дата

Основное содержание

Права
и
обязанности
человека в культурной
традиции народов России .
Права и свободы человека
и
гражданина,
обозначенные
в
Конституции Российской
Федерации

Основные виды
деятельности
обучающихся
Понимать и объяснять, в чём
заключается смысл понятий
«права человека», правовая
культура» и др .
Понимать
необходимость
соблюдения
прав
и
обязанностей человека .
Слушать
и
анализировать
выступления
одноклассников, работать с
текстом
учебника
и
с
источниками

18

7

Общество
и
религия:
духовно-нравственное
взаимодействие

Мир религий в истории .
Религии народов России
сегодня
.
Государствообразующие и
традиционные религии как
источник
духовнонравственных ценностей

8

Современный
мир:
самое
важное
(практическое
занятие)

Современное общество: его
портрет . Проект: описание
самых
важных
черт
современного общества с
точки
зрения
материальной и духовной
культуры народов России

9

10

11

Понимать и объяснять смысл
понятий «религия», «атеизм»
и др .
Знать названия традиционных
религий
России,
уметь
объяснять их роль в истории и
на современном этапе развития общества .
Слушать объяснения учителя,
ре- шать текстовые задачи
Понимать, в чём заключаются
основные
духовнонравственные
ориентиры
современного общества .
Подготовить проект (или
доклад,
сообщение);
работать
с
научнопопулярной
литературой,
разграничивать
и
систематизировать понятия

Тематический блок 2. «Человек и его отражение в
культуре»
Понимать
и
объяснять
Каким
должен
Мораль,
нравственность,
быть чело- век?
этика, этикет в культурах
взаимосвязь таких понятий,
как
«свобода»,
ответДуховнонародов России . Право и
нравственный
равенство в
правах .
ственность, право и долг .
Слушать
объяснения
облик и идеал
Свобода как ценность .
учителя,
работать
с
человека
Долг как её ограничение .
учебником,
анализировать
Общество как регулятор
свободы . Свойства и
проблемные ситуации
качества человека,
его
образ в культуре народов
России,
единство
человеческих качеств
.
Единство духовной жизни
Объяснять
важность
Взросление
Социальное
измерение
человека в кульчело- века . Детство,
взаимодействия человека и
туре народов
взросление,
зрелость,
общества,
негативные
эфРоссии
пожилой
возраст
.
фекты социальной изоляции .
Слушать
объяснения
Проблема одиночества .
учителя, решать проблемные
Необходимость развития
задачи,
анализировать
во
взаимодействии
с
другими
людьми
.
информацию из нескольких
источников, анализировать
Самостоятельность
как
ценность
собственный опыт
Понимать,
какой
Религия как
Религия как источник
источник нравнравственности
и
нравственный
потенциал
ственности
гуманистического
несут традиционные религии
мышления . НравственРоссии .
Слушать объяснения учителя,
ный идеал человека
работать
с
учебником,
в традиционных религиях .
просматривать
учебные
Современное общество и
19

религиозный
человека

дата

идеал

№

Тема

12

Наука как
источник знания
о человеке и
человеческом

Гуманитарное знание и его
особенности . Культура как
самопознание . Этика .
Эстетика
.
Право
в
контексте
духовнонравственных ценностей

13

Этика
и
нравственность
как
категории
духовной культуры

Что такое этика . Добро и
его проявления в реальной
жизни . Что значит быть
нравственным . Почему
нравственность важна?

14

Самопознание

Автобиография
и
автопортрет: кто я и что я
люблю . Как устроена моя
жизнь .
Выполнение проекта

(практическое
занятие)

Основное содержание

фильмы по теме

Основные виды
деятельности
обучающихся
Понимать и объяснять смысл
поня- тия «гуманитарное
знание»;
осознавать,
что
культура помогает человеку
понимать самого себя .
Слушать объяснения учителя,
работать с учебником, с
дополнительной
научнопопулярной литературой
Объяснять понятия «добро» и
«зло» с помощью примеров из
истории и культуры народов
России, соотн сить эти
понятия с личным опытом .
Решать проблемные задачи,
раб тать с учебником,
рефлексировать собственный
опыт
Уметь соотносить понятия
«мораль», «нравственность» с
самопознанием на доступном
для возраста детей уровне .
Формировать представления
о самом себе; воспитывать
навыки
самопрезентации,
рефлексии;
слушать
и
анализировать
доклады
одноклассников

Тематический блок 3. «Человек как член общества»
1
5

Труд делает
человека человеком

Что такое труд . Важность
труда и его экономическая
стоимость . Безделье, лень,
тунеядство . Трудолюбие,
подвиг
труда,
ответственность
.
Общественная оценка труда

Осознавать важность труда
объяс- нять его роль в
современном обще- стве .
Понимать
и
осознавать
трудолюбие
как
ответственность
перед
людьми и самим собой .
Слушать
объяснения
учителя,
решать
проблемные
задачи,
анализировать
тексты
учебника
20

1
6

Подвиг: как узнать
героя?

Что такое подвиг . Героизм
как самопожертвование .
Героизм на войне . Подвиг в
мирное время . Милосердие,
взаимопомощь

Понимать и объяснять
отличие под- вига на войне и
в мирное время .
Знать и называть имена
героев . Слушать
объяснения учителя, решать проблемные задачи,
анализировать тексты
учебника

1
7

Люди в обществе:
духовнонравственное
взаимовлияние

Человек
в
социальном
измерении
.
Дружба,
предательство . Коллектив .
Личные
границы
Этика
предпринимательства
.
Социальная помощь

Понимать
и
объяснять
понятия
«дружба»,
«предательство»,
«честь»,
«коллективизм»,
«благотворительность» .
Слушать
объяснения
учителя,
решать
проблемные
задачи,
анализировать
тексты
учебника

дата

№

Тема

Основное содержание

18

Проблемы
современного общества
как
отражение
его
духовнонравственного самосознания

Бедность . Инвалидность .
Асоциальная
семья
.
Сиротство . Отражение этих
явлений
в
культуре
общества

19

Духовнонравственные
ориентиры
социальных
отношений

Милосердие . Взаимопомощь .
Социальное служение . Благотворительность
.
Волонтёрство . Общественные
блага

Основные виды
деятельности
обучающихся
Понимать
и
объяснять
понятия
«бедность»,
«инвалидность», «сиротство»
.
Предлагать
пути
преодоления
проблем
современного общества на
доступном для понимания
детей уровне . Слушать
объяснения учителя, решать
проблемные
задачи,
анализировать
тексты
учебника
Понимать
и
объяснять
понятия
«милосердие»,
«взаимопомощь»,
«благотворительность»,
«волонтёрство» . Вы- являть
общие
черты
традиций
милосердия,
взаимной
помощи,
благотворительности
у
представителей
разных
народов .
Слушать
объяснения
учителя,
решать
проблемные
задачи,
анализировать
тексты
учебника
21

20

Гуманизм
как
сущностная
характеристика
духовнонравственной
культуры
народов России

Гуманизм . Истоки гуманистического
мышления
.
Фило- софия гуманизма .
Проявления гуманизма в
историкокультурном
наследии народов России

21

Социальные
профессии;
их
важность
для
сохранения
духовнонравственного
об- лика общества

Социальные профессии:
врач, учитель, пожарный,
полицейский, социальный
работник . Духовно-нравственные
качества,
необходимые
представителям
этих
профессий

22

Выдающиеся
благотворите- ли
в
истории
.
Благотворительность
как
нравственный
долг

Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи,
учёные, педагоги . Важность
меценатства для духовнонравственного
развития
личности самого мецената и
общества в целом

23

Выдающиеся
учёные Рос- сии .
Наука
как
источник
социального
и
духовного прогресса общества

Учёные России . Почему
важно помнить историю
науки . Вклад науки в
благополучие
страны
.
Важность
морали
и
нравственности в науке, в
деятельности учёных

№

Тема

24

Моя профессия
(практическое
занятие)

дата

Основное содержание

Труд как самореализация,
как вклад в общество .
Рассказ о своей будущей
профессии

Понимать и характеризовать
понятие «гуманизм» как
источник
духовнонравственных
ценностей
народов России .

Осознавать
важность
гуманизма для формирования
личности,
построения
взаимоотношений
в
обществе .
Слушать
объяснения
учителя, работать с научнопопулярной литературой
Понимать и объяснять, что
такое
социальные
профессии
и
почему
выбирать их нужно особенно
ответственно . Работать с
научно-популярной
литературой,
готовить
рефераты,
слушать
и
анализировать доклады одноклассников
Приводить
примеры
выдающихся
благотворителей в истории и
в современной России .
Работать
с
научнопопулярной
литературой,
анализировать
несколько
источников, разграничивать
понятия
Понимать и объяснять, что
такое
наука;
приводить
имена выдающихся учёных
России .
Работать
с
научнопопулярной
литературой,
анализировать
несколько
источников, разграничивать
понятия
Основные виды
деятельности
обучающихся
Обосновывать,
какие
духовно-нравственные
качества нужны для выбранной профессии .
Работать
с
научно22

популярной литературой,
анализировать несколько
источников, разграничивать
понятия
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
25

Гражданин

Родина и гражданство, их
взаимосвязь . Что делает человека гражданином . Нравственные
качества
гражданина

26

Патриотизм

Патриотизм . Толерантность
. Уважение
к
другим
народам и их истории .
Важность патриотизма

27

Защита Родины:
подвиг или долг?

Война и мир . Роль знания в
защите Родины . Долг гражданина перед обществом .
Военные подвиги . Честь .
Доблесть

Характеризовать понятия
«Роди- на», «гражданство»;
понимать
духовнонравственный
смысл
патриотизма
.
Слушать
объяснения
учителя,
работать
с
текстом
учебника
Приводить
примеры
патриотизма в истории и в
современном обществе .
Слушать
объяснения
учителя,
работать
с
учебником, рефлексировать
собственный опыт
Характеризовать важность
сохранения мира и согласия
.
Приводить примеры военных
подвигов;
понимать
особенности защиты чести
Родины в спорте, науке,
культуре .
Слушать
объяснения
учителя,
работать
с
учебником, смотреть и
анализировать
учебные
фильмы

28

Государство .
Россия — наша
родина

Государство
как
объединяющее
начало
.
Социальная сторона права и
государства . Что такое
закон . Что такое Родина?
Что
такое
государство?
Необходимость
быть
гражданином . Российская
гражданская идентичность

Объяснять понятие
«государство» . Уметь
выделять и характеризовать
основные особенности
Российского го сударства с
опорой на духовнонравственные ценности .
Слушать
объяснения
учителя, работать с текстом
учебника,
с
дополнительной научно-популярной
литературой

29

Гражданская
идентичность
(практическое
занятие)

Какими
качествами
должен обладать человек
как гражданин

Обосновать
важность
духовно-нравственных
качеств гражданина .
Работать с источниками,
определять
понятия,
23

подготовить практическую
работу

Портрет школы или класса
через добрые дела

Характеризовать понятие
«доброе дело» в контексте
оценки собственных
действий, их нравственного
начала . Работать с
источниками, определять
понятия, подготовить
практическую работу

30

Моя школа и
мой класс
(практическое
занятие)

№

Тема

31

Человек: какой
он? (практическое
занятие)

Человек . Его образы в культуре
.
Духовность
и
нравственность
как
важнейшие
качества
человека

Сформулировать свой идеал
человека, назвать качества,
ему присущие . Работать с
источниками,
определять
понятия,
подготовить
практическую работу

32

Человек и
культура
(проект)

Итоговый проект: «Что
значит быть человеком?»

Показать
взаимосвязь
человека и культуры через
их
взаимное
влияние
.
Характеризовать
образ
человека высокой духовной
культуры, создаваемый в
произведениях искусства .
Работать с источниками,
систематизировать
понятия,
подготовить
проект

дата

Основное содержание

Основные виды
деятельности
обучающихся

Приложение 1.
Учет воспитательного компонента в тематическом планировании курса ОДНКНР
Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся
сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней
установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и
взаимоотношений в обществе. Содержание курса направлено на формирование
нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание
патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества),
формирование исторической памяти в программе учитывается, что данная дисциплина носит
культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно
духовно- нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской
идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей —
важнейший результат обучения ОДНКНР.
24

Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части
культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных
приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию
российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений .
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом
Президента Российской Феде- рации от 2 июля 2021 г . № 400, пункт 91), к традиционным
российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы
человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его
судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет
духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений,
единство народов России . Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности
объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в
основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовнонравственного развития обучающихся .
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который
формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества,
культурно-исторических традиций всех народов России, духовно- нравственных ценностей,
присущих ей на протяжении всей её истории.
Приложение 2.
Учебно-методическое обеспечение курса истории
Электронные ресурсы:
1. Российская электронная школа. Большой набор ресурсов для обучения (конспекты,
видеолекции, упражнения и тренировочные занятия, методические материалы для учителя.
Материалы можно смотреть без регистрации. https://resh.edu.ru/
2. «Учи.ру» - интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к
проверочным работам, а также тематические вебинары по дистанционному обучению.
Методика платформы помогает отрабатывать ошибки учеников, выстраивает их
индивидуальную образовательную траекторию. https://uchi.ru/
3. «Яндекс. Учебник» - более 45 тыс. заданий разного уровня сложности для
школьников 1–5-х классов. В числе возможностей «Яндекс. Учебника» – автоматическая
проверка
ответов
и
мгновенная
обратная
связь
для
обучающихся. https://education.yandex.ru/home/
4. «ЯКласс» - сервис, позволяющий учителю выдать школьнику проверочную работу.
Если в ходе работы ученик допускает ошибку, ему объясняют ход решения задания и
предлагают выполнить другой вариант. Учитель получает отчёт о том, как ученики
справляются с заданиями. https://www.yaklass.ru/
5. Мобильное электронное образование – разнообразные форматы материалов (текст,
мультимедиа, интерактивные ресурсы). Цифровой образовательный контент подготовлен для
детей в возрасте с 3 до 7 лет, а также разработаны онлайн курсы для обучающихся 1-11 классов.
Предусмотрена система видеоконференций и мессенджер. https://mob-edu.ru/
6. Фоксфорд - онлайн-школа для обучающихся 1-11 классов, помогающая в подготовке
к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам. Для учителей проводятся курсы повышения квалификации и
профессиональной переподготовки, а для родителей – открытые занятия о воспитании и
развитии детей. https://foxford.ru/about
7. «Сириус. Онлайн» - На платформе размещены дополнительные главы по различным
предметам для 7–9-х классов. Курсы объемом от 60 до 120 часов предназначены для
использования в качестве программ дополнительного образования, а также для повышения
квалификации педагогов. https://edu.sirius.online/#/
8. «Маркетплейс образовательных услуг» - доступ к каталогу интерактивных
образовательных материалов, учебной литературе, электронным книгам, обучающим видео и
курсам. В наполнение ресурса вовлечены ведущие российские компании разного профиля,
25

среди которых – «Яндекс», «1С», «Учи.ру», «Скайенг», «Кодвардс», издательство
«Просвещение» и другие. https://elducation.ru/
9. «ИнтернетУрок» - это постоянно пополняемая коллекция уроков по основным
предметам школьной программы. На сайте собраны уроки, видео, конспекты, тесты и
тренажеры
естественно-научного
и
гуманитарного
цикла
для
1-11
классов.
https://interneturok.ru/
10. Издательство «Просвещение» - бесплатный доступ к электронным версиям учебнометодических комплексов, входящих в Федеральный перечень. Для работы с учебниками не
потребуется подключения к интернету. Информационный ресурс располагается по адресу
https://media.prosv.ru/
11. «Академкнига/Учебник» - on-line библиотека учебной литературы сайт
http://akademkniga.ru/
12. Издательство «Русское слово» - доступ к электронным формам учебников из
Федерального перечня, к рабочим тетрадям, методическим пособиям, интерактивным
тренажёрам, а также сторонним ресурсам и авторским наработкам педагогов. https://русскоеслово.рф/
13. «Библиошкола» - доступ к школьным учебникам, школьной литературе, различным
медиаресурсам, электронным версиям журналов «Семейное чтение», «Читайка».
https://biblioschool.ru/
16. Образовательная платформа «Лекта» - доступ к электронным версиям учебников
издательств «Дрофа» и «Вентана-Граф». В наличии методические материалы, инновационные
сервисы для преподавания, интерактивные тренажеры для закрепления знаний.
https://lecta.rosuchebnik.ru/
Приложение 3.
Календарно-тематическое планирование.
Основы духовно-нравственной культуры народов России. 6 класс
6 класс (35ч.)
№
Тема урока
кол.
Дата по
урока
час.
плану
Тематический блок 1. «Культура как социальность» - 8 ч.
1

Мир культуры: его структура

1

2

Культура России: многообразие регионов

1

3

История быта как история культуры

1

4

Прогресс: технический и социальный

1

5

Образование в культуре народов России

1

6

Права и обязанности человека

1

7

1
Общество и религия: духовно-нравственное
взаимодействие
1
Современный
мир:
самое
важное
(практическое занятие)
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» - 6 ч.

8

9
10

Каким должен быть человек? Духовнонравственный облик и идеал человека
Взросление человека в культуре народов

1

дата
факт.

1 чет.

1
26

11
12
13
14

России
Религия как источник нравственности
Наука как источник знания о человеке и
человеческом
Этика и нравственность как категории
духовной культуры
Самопознание (практическое занятие)

1
1
1
1

Тематический блок 3. «Человек как член общества» - 10 ч.
15

Труд делает человека человеком

1

16

Подвиг: как узнать героя?

1

17

1

24

Люди
в
обществе:
духовно-нравственное
взаимовлияние
Проблемы современного общества как
отражение его духовно-нравственного
самосознания
Духовно-нравственные ориентиры
социальных отношений
Гуманизм как сущностная характеристика
духовно- нравственной культуры народов
России
Социальные профессии; их важность для
сохранения духовно-нравственного облика
общества
Выдающиеся благотворите- ли в истории .
Благотворительность как нравственный долг
Выдающиеся учёные России. Наука как
источник социального и духовного
прогресса общества
Моя профессия (практическое занятие)

25

Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» - 11 ч.
1
Гражданин

26

Патриотизм

1

27

Защита Родины: подвиг или долг?

1

28

Государство .
Россия — наша Родина

1

29

Гражданская
идентичность
(практическое занятие)

1

30

Моя школа и мой класс
(практическое занятие)

1

31

Человек: какой он? (практическое

1

18

19
20

21

22
23

1

1
1

1

1
1

27

занятие)
32
33

Человек и культура (практическое
занятие)
Повторение и обобщение

34

Промежуточная аттестация

35

Итоговый урок

1
1

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».