Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокал » _ 2023-2024 уч.г

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ №1 ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТЕРЕК» ТЕРСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

СОГЛАСОВАНО
на заседании Педагогического совета
МКОУ Лицей №1 г.п. Терек
Протокол от «24» августа 2023 г. № 1

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ Лицей№1 г.п. Терек
___________ Л.З. Балкарова
Приказ от «24» августа 2023 г. № 58

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Вокал»

Направленность программы: художественная
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированный
Адресат: 9-15 лет
Срок реализации: 1 год (72 часа)
Форма обучения: очная
Автор - составитель: Хатухов Эдуард Яхьяевич
педагог дополнительного образования.

г.п. Терек, 2023г.

Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Вокал» реализуется в художественно-эстетической
направленности, составлена на основе примерной Программы для общеобразовательных школ под
общей редакцией В. И. Лейбсона. Программа изменена с учѐтом возраста и уровня подготовки
обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности
индивидуальных результатов обучения и воспитания. Коррективы не затрагивают концептуальных
основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих
исходной программе, которая была взята за основу.
Направленность: Художественная
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированный
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
•
•
•
•
•
•

•
•

•

•



Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р;
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный
протоколом заседания президиума при Президенте РФ от 30.11.2016 г.;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой
модели развития региональной системы дополнительного образования детей»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Приказ Минтруда России от 05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован
Минюстом РФ от 28.08.2018 г. № 25016);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О
продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку
заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки
педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.10.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
Методические
рекомендации
по
разработке
и
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ (включая разноуровневые и модульные), разработанные
Региональным модельным центром от 2021 г.;
Постановление главы местной администрации Терского муниципального района от
14.09.2020 г. №586-п «Об утверждении Положения о персонифицированном
дополнительном образовании детей в Терском муниципальном районе».

 Устав Школы.
Актуальность:
Актуальность данной программы восприятие искусства через пение – важный элемент
эстетического наслаждения. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию,
текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды,
чувства.
Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает
наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические
явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой
деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма,
сочувствия, отзывчивости, доброты. Всякая деятельность детей и подростков осуществляется
успешно тогда, когда они видят и общественную пользу, когда происходит осознание своих
возможностей.
Большую роль в этом играют:
- концертная деятельность;
- участие в фестивалях, конкурсах.
Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура
индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков
обучающихся.
Отличительные особенности:
Отличительная особенность данной программы в том, что она разработана для детей
общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При
этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. В данных
условиях программа «Вокал» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу
школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом
развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают
физическое
развитие
и
эмоциональное
состояние
детей.
Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное
состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от
эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим
искусством, от того, насколько близка ему та или иная музыка. Приобщение к музыкальному
искусству способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов,
убеждений
и
духовных
потребностей
детей.
В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования
становится воспитание растущего человека как культурно исторического объекта, способного к
творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции. В концепции художественного
образования, указывается, что в процессе гуманизации и гуманитаризации общеобразовательной
школы и центров дополнительного образования дисциплины художественного цикла должны
переместиться в центр изучения, так как обладают невостребованным воспитательным
потенциалом.
Адресат: обучающиеся 9 – 15 лет
Срок реализации: 1 год. Программа рассчитана на 72 учебных часа.
Режим занятий: Программа рассчитана на 1 год обучения для детей 9-15 лет. Занятия проводятся
два раза в неделю -2/ 2,5 академических часа с 10 минутным перерывом.

Наполняемость группы: Количество обучающихся в учебной группе 20 человек: в группу
могут быть приняты все желающие без предварительного отбора. Занятия проводятся по группам,
индивидуально или всем составом. Группы формируются из обучающихся разного возраста.
Состав группы обучающихся – постоянный. Допускается дополнительный набор обучающихся на
обучение при наличии освободившихся мест на начальном этапе обучения.
Форма обучения: очная
Формы занятий: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Цель программы:
Приобщить учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих
способностей.
Задачи программы:
Личностные:
Программа призвана решать следующие задачи:
•
•
•
•
•

Формирование устойчивого интереса к пению.
Обучение выразительному пению.
Обучение певческим навыкам.
Развитию слуха и голоса детей.
Формирование голосового аппарата.

Предметные:







способствовать развитию образного и абстрактного мышления, творческого и
познавательного потенциала подростка;
способствовать развитию творческих способностей и эстетического вкуса подростков;
способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся.
способствовать развитию пространственного мышления, умению анализировать;
создавать условия для повышения самооценки обучающегося, реализации
его как
личности;
развивать способности к самореализации, целеустремлѐнности.

Метапредметные:




способствовать воспитанию и формированию устойчивого интереса учащихся к
техническому творчеству;
воспитывать настойчивость к достижению поставленной цели;
способствовать воспитанию и формированию общей информационной культуры у
учащихся;

Учебный план
Название раздела, темы

№

Количество часов

п/п
Всего

Теория

Практика

18

12

6

Формы
аттестации/
контроля

Раздел I.
Пение как вид музыкальной
деятельности.
1

Понятие о сольном и ансамблевом
пении.

2

-

Беседа

2

Диагностика. Прослушивание
детских голосов.

2

-

Наблюдение

3

Строение голосового аппарата.

2

-

Беседа

4

Правила охраны детского голоса.

2

-

Круглый стол

5

Вокально-певческая установка.

2

4

Занятиепостановка

6

Упражнения на дыхание по
методике А.Н. Стрельниковой.

2

-

Зачѐт

16

4

Раздел II.
Формирование детского голоса.

20

1

Звукообразование.

4

-

Наблюдение

2

Певческое дыхание.

2

-

Беседа

3

Дикция и артикуляция.

4

4

Устный опрос

4

Речевые игры и упражнения.

4

-

Занятиепостановка

5

Вокальные упражнения.

2

-

Открытое
занятие

12

10

Раздел III.
Слушание музыкальных
произведений, разучивание и
исполнение песен.

22

1

Народная песня.

2

2

Мастер-класс

2

Произведения русских
композиторов- классиков.

4

2

Круглый стол

4

Произведения современных
отечественных композиторов.

4

2

Беседа

5

Сольное пение.

2

2

Зачѐт

-

2

Занятие-

Раздел IV.

2

Игровая деятельность, театрализация.

постановка

Раздел V.
Расширение музыкального кругозора и
формирование музыкальной
культуры.

4

4

-

1

Путь к успеху.

2

-

Анкетирование

2

Посещение театров, концертов,
музеев и выставочных залов.

2

-

Творческая
встреча

-

8

Раздел VI.

8

Концертноисполнительская деятельность.
1

Репетиции.

-

6

Зачѐт

2

Выступления, концерты.

-

2

Тематический
концерт

48

24

Итого:

72

Содержание учебного плана:
Раздел I. Пение как вид музыкальной деятельности -18 часов
1.1.
Понятие о сольном и ансамблевом пении. (2ч.)
Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных
ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация
занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии
ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории
(общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и
многоголосном изложении.
1.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов.(2ч.)
Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников.. Объяснение
целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности,
включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
1.3. Строение голосового аппарата. (2ч.)
Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые
связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных.
Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и
нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.
1.4. Правила охраны детского голоса. (2ч.)
Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата.
Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у
девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение;
несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника
пения (использование приѐмов, недоступных по физиологическим возможностям детям
определѐнного возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания
новых произведений, пение в неподходящих помещениях.

1.5. Вокально-певческая установка. (2ч.)
Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в
положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения.
Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.
1.6. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. (2ч.)
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки.
Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними
плечи», «Большой маятник».
Раздел II. Формирование детского голоса – 20 часов.
2.1. Звукообразование. (4ч.)
Образование голоса в гортани; атака звука (твѐрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей
струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо.
Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.
2.2. Певческое дыхание.(2ч.)
Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный).
Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания
дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение
упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие
певческое дыхание.
2.3. Дикция и артикуляция. (8ч.)
Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта.
Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие
навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение
дикционной чѐткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила
орфоэпии.
2.4. Речевые игры и упражнения.(4ч.)
(по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции,
артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при
исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в
детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
2.5. Вокальные упражнения.(2ч.)
Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод
обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания
детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для
избежания форсирования звука.
Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных
слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным
подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с
сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном
выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного
вдоха и постепенного удлинения дыхания.Упражнения первого уровня
Раздел III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. - 22 часа
3.1. Народная песня. (4ч.)

Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, еѐ особенностей: слоговой
распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости
от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств
исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение
оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с
сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным
ансамблем.
3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков.(6ч.)
Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской
выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.
3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов.(6ч.)
Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных
композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и
певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов.
Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение
элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
3.4. Работа с солистами. (4ч.)
Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие
интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и
звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.
Раздел IV. Игровая деятельность, театрализация песни - 2 часа.
Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа
песни.
Раздел V. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.
Формы контроля творческая встреча – 4 часа.
5.1. Путь к успеху (2ч)
Прослушивание аудио- и видеозаписей. индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение,
анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.Формирование
вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса;
анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы Формы
контроля
5.2. Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.(2ч.)
Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор
материалов для архива студии.
Раздел VI. Концертно-исполнительская деятельность – 8 часов.
6.1 Репетиции (6ч.)
6.2 Выступления, концерты (2 ч.)
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером
творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может
видоизменяться.

Планируемые результаты


























Предметные результаты программы
Реализация программы должна обеспечить:
- развитие музыкальных способностей и творческих качеств учащихся ;
- развитие общих способностей: памяти, внимания, воли, воображения, мышления;
- развитие навыка пения по нотам;
- умение осознанно применять навыки академического звукообразования для музыкального
образа в зависимости от его эмоционально – нравственного содержания;
- навыки исполнения двух, трехголосных произведений, среди которых могут быть народные
песни, сочинения композиторов – классиков, произведения современных композиторов,
произведения духовной музыки с аккомпанементом и a cappella;
- формирования желания продолжить заниматься пением в хоре, как в художественной
самодеятельности, так и продолжая обучаться в профессиональном учреждении;
- способность взаимодействовать с окружением в соответствии с принятыми нормами и
способность понимать чувства и потребности других людей.
В результате обучения хоровому пению ученик должен знать и понимать:
- специфику певческого искусства;
- основные жанры народной и профессиональной хоровой музыки;
- многообразие музыкальных образов и способов их развития.
Уметь:
- эмоционально – образно воспринимать и выразительно исполнять хоровые и вокальные
произведения;
- исполнять свою партию в хоре, в том числе с ориентацией на нотную запись;
- устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общих идей,
художественных образов.
Метапредметные результаты
Личностные результаты:
формирование и развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и
музыкальной деятельности;
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной
принадлежности в процессе разучивания хоровых произведений (народных и
композиторских);
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование
уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с
музыкальными произведениями разных стран и эпох;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания
произведений разных форм, стилей, эмоциональной окраски;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире путѐм ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в
музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения
посредством раскрытия связи между музыкой и жизнью, воздействия музыки на человека;
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и
эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе освоения
музыкальных произведений, их коллективного обсуждения;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития
музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном
отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, связанных с исполнительской деятельностью (концерты, репетиции, плановые
занятия и т.д.);

 формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развития
представления о гармонии в человеке физического и духовного начал;
 формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлѐнности и настойчивости
в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой
деятельности учащихся.
Учащиеся получат возможность:
 удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, духовно обогащающей
личность.
Универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные:
Учащиеся научатся:
 логическим действиям сравнения, анализа, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
 применять методы наблюдения, экспериментирования (например, при моделировании
различных исполнительских схем хорового произведения);
 рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей
деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха
исполнительской деятельности;
 адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность
содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения;
Учащиеся получат возможность:
 научиться реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая своѐ выступление
и выступая перед зрителями;
 удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, интеллектуально
обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
 планировать, контролировать и оценивать собственные действия по разучиванию и
исполнению хоровых произведений;
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
 выделять критерии оценки исполнения произведения, а также пользоваться на практике
этими критериями;
 мобилизовать силы и волевую саморегуляцию в ходе приобретения опыта коллективного
публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
 формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения
результата в процессе совместной исполнительской деятельности;
 действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счѐт умения осуществлять
поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учѐтом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
 слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать
различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своѐ мнение и аргументировать
свою точку зрения;
 понимать композиционные особенности произведения и учитывать их при построении
разных вариантов исполнительской интерпретации;
 использовать речевые средства (а при необходимости и средства информационных
технологий) для решения коммуникативных и познавательных задач (например, при
обсуждении особенностей исполнения народных песен);
 опыту общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой
музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:
 совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретѐнный в
ходе хоровых занятий и выступлений сценический опыт публичного исполнения
музыкальных произведений.

Раздел 2: Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Год обучения

1-ый год обучения
(базовый уровень)

Дата
начала
учебного
года
01.09.

Дата
окончания
учебного
года
31.05.

Количество
учебных
недель

Количество
учебных
часов в год

Режим
занятий

36

72

2 раза в
неделю по
1 часа

Условия реализации программы
Программа реализуется в оборудованном кабинете со столами и стульями соответственно
возрасту детей (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
Предметно-развивающая среда соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам
программы. На занятиях используются материалы, безопасность которых подтверждена
санитарно-эпидемиологическим условиям.
Кадровое обеспечение
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими: среднее
профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой
дисциплины, опыт дистанционной деятельности, а также прошедших курсы повышения
квалификации по профилю деятельности.
Материально-техническое обеспечение
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Наличие репетициального зала (сцена).
3. Музыкальный центр, компьютер.
4. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
5. Электроаппаратура.
6. Зеркало.
7. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).
8. Нотный материал, подборка репертуара.
9. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
10. Записи выступлений, концертов.
11. Наличие контингента обучающихся.

Учебно-методическое и информационное обеспечение
- особенность организации образовательного процесса – очное обучение;
- методы обучения : ( словесный, наглядный практический ;объяснительно- иллюстративный,
частично – поисковый; игровой ) и воспитания( убеждение, поощрение, упражнение,
стимулирование, мотивация и др.)
-формы организации образовательного процесса: групповая ;
-формы организации учебного занятия – беседа, встреча с интересными людьми, игра, концерт,
конкурс, круглый стол, мастер – класс, открытое занятие, праздник, практическое занятие,
представление, презентация, творческая мастерская, фестиваль…
- педагогические технологии :
-технология индивидуализации обучения,
-технология группового обучения,
-технология коллективного взаимообучения,
-технология модульного обучения,
-технология дифференцированного обучения,
-технология разноуровневого обучения,
-технология развивающего обучения,
-технология проблемного обучения,
-технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности,
-технология игровой деятельности,
-коммуникативная технология обучения,
-технология коллективной творческой деятельности,
-технология портфолио,
-технология педагогической мастерской,
-технология образа и мысли,
-здоровьесберегающая технология,
-технология-дебаты и др.
Чѐткая структура занятий имеет особое значение.
Структура занятия
1. Распевание (вводная часть) Работая над вокально-хоровыми навыками детей, необходимо
предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание
попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя
его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 5 мин. Время распевания может быть
увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка
голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая
голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения
ее продуктивности и конечного результата.
2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты
(физминутка).
3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание
песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования,
правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его
более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
• занятие-экскурсия: экскурсии в музыкальную школу. - занятие-праздник: подготовка к
празднику, его ожидание является эмоциональным стимулом развития каждого ребенка и всего
коллектива, 13 праздники (День именинника, Новый год, Праздник мам, Праздник Семьи, День
наших пап и дедушек, День Победы и др.). Такие занятия способствуют развитию коллективизма.
Методические приемы:

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам: знакомство с песней в целом (если текст
песни трудный прочитать его
 как стихотворение, спеть без сопровождения) работа над вокальными и хоровыми навыками;
 проверка знаний у детей усвоения песни.
2. Приемы, касающиеся только одного произведения: споем песню с полузакрытым ртом;
 слоговое пение («ля», «бом» и др.);
 хорошо выговаривать согласные в конце слова;
 произношение слов шепотом в ритме песни;
 выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
 настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
 задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
 обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
 использовать элементы дирижирования;
 пение без сопровождения;
 зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения: выразительный показ (рекомендуется акапельно);
 образные упражнения;
 вопросы;
 оценка качества исполнение песни.
Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование лѐгкого материала и
трудного, напряжения и разрядки делают занятия продуктивными и действенными. На занятиях в
зависимости от темы урока используются следующие формы работы:
1. показ вокальных приѐмов, правильного выполнения упражнений;
2. прослушивание разучиваемого произведения, отдельной его партии; исполнения какого-либо
эстрадного певца;
3. устный анализ услышанного (увиденного) способствует пониманию правильного звучания (при
этом полезно сравнивать правильно и неправильно сформированное звучание) или правильно
исполненного движения, ритма;
4. разучивание - по элементам; по частям; в целом виде; разучивание музыкального материала,
стихотворного текста, танцевальных элементов;
5. репетиционные занятия - подготовка готовых эстрадных номеров концертным выступлениям.
Примерный список произведений для ознакомления с образцами вокальной музыки:
Примерный репертуар:
(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)
1. «Дважды два – четыре» В.Шаинский, М. Пляцковский
2. «Здравствуй, детство» из к/ф «Чучело-мяучело»
3. «Зелѐные ботинки» С.Гаврилов, Р.Алдонин
4. «Зимушка-зама» сл. и муз. Алексей Воинов
5. «Мурлыка» сл. и муз.Илья и Елена Челиковы
6. «Песенка мамонтенка» В.Шаинский, Д.Непомнящая

7. «Песенка-чудесенка»
8. «Пусть всегда будет солнце» Л.Ошанин, А.Островский
9. «Снеженика» Я.Дубравин, М.Пляцковский
10. «Хомячок» сл и муз. Абелян Г..
11. Песни в стиле музыки разных народов: «Волшебная песенка». «Колыбельная». «Медведи».
«Танго».
12. Чичков Ю., сл. Пляцковского М. Мой щенок. Песня о волшебном цветке.
13. Шаинский В., сл. Пляцковского М. Мир похож на цветной луг. Улыбка.

Формы аттестации. Виды контроля
Подведение итогов выполнения программы складывается из двух составляющих: внешней
и внутренней деятельности коллектива.
Концерт, конкурс, фестиваль является формой диагностики музыкальных способностей и развития
личности ребенка. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях и т.д. можно отнести к внешней
деятельности коллектива, а результаты участия – как своеобразный критерий оценки их
деятельности.
Все дети принимают участие в концертной деятельности, но на разных уровнях, поэтому каждый
найдет возможность проявить себя.
Внутренняя деятельность – это музыкальное и личностное развитие каждого учащегося.
Разработка критериев оценки образовательной деятельности учащихся проводится с учетом цели
программы - создать условия для выявления, развития и реализации музыкально-творческих
способностей детей через жанр эстрадного вокала.
Для подведения итогов реализации образовательной программы ежегодно используется
мониторинг результатов освоения программы и результатов личностного развития.
Для подведения итогов реализации образовательной программы на стартовом уровне (1 год
обучения) в начале учебного года, а также в конце каждого полугодия используется диагностика
музыкальных способностей детей, в основу которой легла диагностика музыкальных
способностей, разработанная Академиком Российской академии естественных наук и академии
творческой педагогики К.В. Тарасовой, адаптированная к условиям дополнительного образования.
Основной мониторинг результативности образовательного процесса проводится на основе
мониторинга результативности образовательного процесса в вокальной группе «Песенка –
чудесенка» С. В. Емельяновой. Данный мониторинг проводится 2 - 3 раза в год. Тесты и
анкетирование используются для выявления уровня теоретической подготовки, самооценки и
специфики образовательных потребностей учащихся, а также экспертной оценки педагога.
Оценочные материалы.
Диагностика развития вокальных навыков осуществляется с помощью диагностических
контрольных заданий по следующим критериям: звуковысотный слух, вокальная техника (способ
звукообразования, тембр голоса, диапазон, дикция, дыхание), эмоциональность.
Критерии определения уровня развития слуховых навыков: ладовое чувство, чувство ритма,
мелодический слух, гармонический слух.
Выявление способностей к исполнительской деятельности: интонация, ритм, память, диапазон,
качество певческого голоса, эмоциональность, музыкальность, особенность характера. Система
контроля результативности обучения:

Список литературы для педагогов
1. Апраскина О. А. «Методика музыкального воспитания в школе». М. 1983г.
2. Бернстайн Л. Мир джаза. – М., 1983.
3. Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М. «Просвещение», 1991
4. «Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального состояния
исполнителя на исполнительское мастерство» Авторская методика постановка и развитие
диапазона певческого голоса./Н.Г. Юренева-Княжинская. М:.2008г..
5. Далецкий О. Н. «О пении»
6. Далецкий О. Н. «Обучение эстрадных певцов»
7. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». – М. 1968.
8. Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению»
9. Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. 2-е издание М. 1977г.
10. Кампус Э. О мюзикле. – М., 1983.
11. Климов А. «Основы русского народного танца» М. 1981г.
12. Коллиер Дж.Л. Становление джаза. –М., 1984.
13. Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ
классик», 2006
14. Луканин А., Перепелкина А. «Вокальные упражнения на уроках пения в
общеобразовательной школе» - М. 1964.
15. М. А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. М. 1997г.
16. Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей» - М.-Л. 1967.
17. Мархасев Л. В легком жанре. – Л., 1984.
18. Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению». – М. «Просвещение», 1987
19. Методика обучения сольному пению: Учеб. пособие для студентов. — М.: Айриспресс,2007г.—95 с:
20. Музыкальное образование в школе. Учебное пособие для студентов. муз.фак. и отд. высш.и
средн. пед. учеб. заведений./ Л.В.Школяр.,М.: Изд.центр«Акадкмия»2007 г.
21. Павлищева О.П. «Высокая позиция звука»
22. Павлищева О.П. «Практическое овладение певческим дыханием»
23. Пекерская Е. М. «Вокальный букварь». М. 1996г
24. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды – М.:
Айрис-пресс,2007г.-176с.(Методика)
25. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды – М. Айриспресс,2007г.-176с.(Методика)
26. Садников В.И. «Орфоэпия в пении». – М. «Просвещение», 1958.
27. Сарждент У. Джаз: генезис. Музыкальный язык. Эстетика. – М., 1987.
28. Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика /электронная книга.
29. Струве Г.А. «Школьный хор» М. «Просвещение», 1981
30. Троицкий А. Рок-панорама. – 1986.

31. Уварова Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. – М., 1983.
32. Шнеерсон Г.М. Американская песня. – М., 1977.
33. Эрисман Г. Французская песня. – М., 1974.
Список литературы для учащихся
1. Аркадьев П. Четверо из Ливерпуля. – Клуб и самодеятельность, 1980.
2. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь копмозиторов. – Л.: Музыка, 1987.
3. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.1.– М.: Музыка, 1978.
4. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Сов.композитор, 1986.
5. Сохор А. О массовой музыке. – Л., 1980.
6. Троицкий А. Феномен «диско». – 1977.
7. Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М. Энциклопедический словарь. – М.: Советская
энциклопедия, 1976.
Репертуарные сборники
1.

«Детям нужен мир». М. 1982г.

2. «Дружат дети всей земли». М. 1981г.
3. «Здравствуй песня». Выпуск 20. М. 1976г.
4. «Мальчишки – девчонки». Составитель Е. Клянова. Л. 1977г; вып. 2. Л. 1978г.
5.

«Пойте с нами». Песни для детей младшего школьного возраста. М. 1976г.

6. Ахмедов В. «Что это такое?». М. 1997г.
7. Бойко Р.Г. «Весѐлое утро». М. 1977г.
8. Бойко Р.Г. «Детские песни без сопровождения». М. 1974г.
9. Бойко Р.Г. «Песни для детей». М. 1982г.
10. Бьется в тесной печурке огонь: песни, рожденные Великой Отечественной / сост. Г. А.
Егорова. – М.: Профиздат, 1995. – 48 с.
11. Вогино И. Г. «Игры – задачи». М. 1983г.
12. Волков В. И. «Гори, гори ясно». Песни для детей младшего возраста. М. 1980г.
13. Елецкий, Э. В. Лучше нет родного края. – Волгоград, 2005. – 40 с.
14. Жаворонушки. – Вып. 1–4/ сост. Г. М. Науменко. – М.: Советский композитор, 1986.–68 с.
15. Кабалевский Д. Б. «Песни для детей и юношества». М. 1977, 1978г.
16. Кабалевский Д.Б. «Прекрасное пробуждает доброе». М. 1976г.
17. Ладов А. «Детские песни для голоса с фортепиано» М. 1978г Магиденко М. Я. ,
18. Назарова Т. Б. Песни для детей. М. 1973г.
19. Народные песни. Обработка и переложение А. Юрлова. М. 1977г.
20. Ножкин, М. И. Люблю тебя, Россия! – М.: Музыка, 1986. – 62 с.
21. Петров А. П. « Пять весѐлых песен для детей». М. 1973г.
22. Раухвергер М.Р. « Забавные песенки» Для среднего и старшего школьного возраста.

23. Родионов, В. А. Слова души и ноты сердца: песни – Чугуев: изд-во «III тысячелетие», 2004.
– 144 с.

1.
2.
3.
4.

Интернет – ресурсы:
https://www.forum2x2.ru/search/k.forum2x2.ru
http://alekseev.numi.ru
http://talismanst.narod.ru
http://www.notomania.ru/error.php?id=1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».