Доврачебная первая помощь - это комплекс простейших, срочных и целесообразных мер для спасения жизни человека и предупреждения осложнений при несчастном случае. Эти мероприятия проводятся до прибытия медицинского работника или доставки пострадавшего в лечебное учреждение. Доврачебная помощь оказывается пострадавшему до прибытия профессиональной медицинской помощи и призвана: - спасти человеку жизнь; - не допустить ухудшения его состояния; - создать условия для его дальнейшего лечения и выздоровления. Обычно жизнь и здоровье пострадавшего зависят от оказания первой помощи лицами без специального медицинского образования, в порядке само- и взаимопомощи. Поэтому необходимо, чтобы каждому гражданину были известны сущность, принципы, правила и последовательность оказания первой помощи. Сущность доврачебной помощи заключается в прекращении дальнейшего воздействия травмирующих факторов, осуществлении простейших мероприятий и в обеспечении скорейшей транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение. Необходимость создания и ведения курса «Школа доврачебной помощи» обусловлена огромным образовательным значением, так как курс ориентирован не только на получение знаний, но в первую очередь на формирование практических умений и навыков оказания первой помощи как базовых компонентов образования. Проблема неумения оказывать, доврачебную помощь актуальна и имеет острую социальную значимость. Направленность программы – техническая Уровень программы – базовый Актуальность дополнительной образовательной программы заключается в том, что «Школа доврачебной помощи» разработана для занятий с учащимися 4-9 (10-15 лет) классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования. Программа обусловлена тем, что в условиях современного мира, повышения уровня опасности и роста технологических аварий и катастроф необходимо совершенствование знаний и умений в области обеспечения личной и общественной безопасности. Для этого необходимо расширение знаний безопасности жизнедеятельности со школьного уровня, до уровня специальной подготовки в условиях кружковой деятельности. Данная программа дает возможность наиболее емко дать знания в области безопасности, спасательного дела и в области медицины. Внезапно возникающие стихийные бедствия и аварии требуют срочной организации медицинской помощи пострадавшему населению. Большое значение имеют своевременное оказание помощи непосредственно на месте поражения и вывоз пострадавших в медицинские учреждения. При возникновении значительных стихийных бедствий 4 и аварий медицинскую помощь пострадавшему населению оказывают силы и средства центров экстремальной медицины. Новизна данной программы заключена в том, что программа расширяет познавательную деятельность обучающихся, дает такие знания, которых нет в школьной программе, однако в ней четко прослеживаются межпредметные связи: - биология (анатомия человека); - ОБЖ (знания в области личной и общественной безопасности ). - химия (реактивы); - физика (причины технологических аварий). Получая разносторонние знания, обучающиеся становятся всесторонне развитыми личностями, у них появляется самостоятельность в суждении, собственное видение происходящего. Содержание программы соответствует Закону Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, Типовому положению об учреждении дополнительного образования детей Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в выявлении интереса обучающихся с учетом принципиально-качественных изменений в образовании и развитии детей и подростков.. Особенностью данной программы является ее практическая направленность, связанная с получением навыков работы в чрезвычайных ситуациях . В ходе обучения ребенок получает основные сведения о принципах оказания доврачебной помощи. Занятия строятся по принципу: от простого к сложному. При общей практической направленности теоретические сведения сообщаются обучающимся в объеме, необходимом для правильного понимания значение тех или иных требований для осознанного выполнения поставленных задач. Изложение теории проводится постепенно, иногда ограничиваясь лишь краткими беседами и пояснениями по ходу учебного процесса, что способствует формированию большей заинтересованности в дальнейшей работе. Отличительные особенности программы. Отличительная особенность данной программы заключается в следующем: учет основных закономерностей развития теории военно-патриотического воспитания; интегративность - охват многих сфер человеческой деятельности; направленность на формирование у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства. Адресат программы: учащиеся 10 -15лет. Объем программы: Программа рассчитана на 1 года обучения для детей 10-15 лет. Форма обучения: Очная. Форма занятий: индивидуальная, групповая. Виды занятий: Беседа, лекция, практическое занятие, тематическая экскурсия, самостоятельная подготовка, комбинированное занятие. Срок освоения программы: 1 год .