Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Объектив» - 2023-2024 учебный го

MyHI4In rrrAJIbHOE KA3EHOE OBUIEOBPA3OBATEIbHOE yTIPEX,IIEHT,IE
< nvnf,n Ns 1 f opo[cKof o noc E ITETMA TEPEK )) TEpc K Of O
MyHr4rn[rAJrbHof o pAi.roHA KAEAPIr,IHO-BAJTKAPCKOT pECnyB It14Kr4

CO|JIACOBAHO
Ha 3aceAaHIl[I lleAarorzqecxoro coBera
MKOY JlvqefiNgl r.n. Teper
Iporoxo:r or,g/4r, og 2023r.Nq/

I:P)li,ll

.{llpexrop

\l()

,,r.n. Tepeic

a

)oBa

llpr.rr

Hanparnenuocrb rrporpaMMbr : TexHllrrecKat
Vpoeeuu nporpaMMl,r : craproeslfi
Bug nporpamnrsr : uo4aQru4r'rpocanusrii
AApecar: 10-15,'rer
Cporc pearusaqu[: 1 rop,,72 uaca
Qopvra o6yqen[s: o.rHat
Anrop: Tapuoxona A,rr6nua [aHaloaua - rreAarof AonoJ'lHr4TeJrbHofo o6pa3oBauri{

r. Tepex, 2023r.

Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Настоящая программа предлагает возможность использования современных
методов фотографического творчества (технология фотопечати и компьютерная
обработка) на занятиях фотообъединения с детьми младшего, среднего и
старшего школьного возраста Программа рассчитана 1 учебный год обучения,
возраст обучающихся 10-15 лет.
На вопрос, что такое фотография, можно ответить, что это рисование светом,
то есть фиксация изображения с помощью физико-химических свойств света. По
словам французского писателя Альфонса де Ламартина, фотография - это
«искусство, призванное сотрудничать с солнцем».
Занимаясь в фотообъединении, дети узнают, какие бывают жанры и виды
фотосъемки, как правильно составить композицию, какое значение имеют
элементы композиции, что делает фотографию эмоциональной и информативной.
Не каждый ребенок имеет возможность приобрести и развивать навыки
фотографии самостоятельно. Одна из причин этого - недостаточный уровень
материального обеспечения многих семей. Поэтому, обучение фотоделу должно
осуществляться централизованно: в центрах,
дворцах,
домах детского
творчества, фотостудиях, на станциях детского технического творчества.
Направленность: техническая
Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированный
Нормативно-правовая база,
регламентирующая деятельность дополнительного образования
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Национальный проект «Образование».
3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование».
4. Конвенция ООН о правах ребенка.
5. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное
образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при
Президенте РФ.
2

6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
7. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
8. Постановление Правительства РФ от 20.10.2021 г. № 1802 «Об утверждении
Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления
информации об образовательной организации».
9. Приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 г. №1185 «Об утверждении
примерной
формы
договора
об
образовании
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
10.Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности
рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной
платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки
педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
11.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 г. №1309 «Об
утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов и
предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания при этом
необходимой помощи».
12.Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного
образования детей».
13.Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ».
14.Приказ Минпросвещения России от 16.09.2020 г. № 500 «Об утверждении
примерной
формы
договора
об
образовании
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
15.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. №
652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
16.Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
17.Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242
«О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»).
18.Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении
методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими
рекомендациями по независимой оценке качества образования образовательной
деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»).
19.Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
3

реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учѐтом их особых образовательных потребностей»).
20.Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»).
21.Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020
г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи».
22.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника
должностей
руководителей,
специалистов
и
служащих,
раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования».
23.Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от
14.08.2020 г. №831 «Об утверждении Требований к структуре официального
сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет» и формату предоставления информации».
24.Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об
образовании».
25.Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015 г. № 778 «Об утверждении
Региональных требований к регламентации деятельности государственных
образовательных учреждений дополнительного образования детей в КабардиноБалкарской Республике».
26.Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020 г. №242-рп «Об
утверждении
Концепции
внедрения
модели
персонифицированного
дополнительного образования детей в КБР».
27.Приказ Минпросвещения КБР от 14.09.2022 г. №22/756 «Об утверждении
Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей в КБР».
28.Письмо Минпросвещения КБР от 02.06.2022 г. №22-01-32/4896
«Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и
модульные)».
29.Письмо Минпросвещения КБР от 26.12.2022 г. №22-01-32/11324
«Методические рекомендации по разработке и экспертизе качества авторских
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».
30.Устав школы.
Актуальность данной общеобразовательной общеразвивающей программы
определяется необходимостью и особой значимостью связи фотолюбительского
творчества с различными видами художественной деятельности. Формирование
4

творческого потенциала подрастающего поколения представляется сложным, без
реализации одного из важнейших условий: повышения не только интеллекта и
аудиовизуальной культуры, но главным образом - способности к глубокому
чувственному восприятию действительности. Через занятия художественной
фотографией можно приобщить подростков к культурным и духовным ценностям
только при тесном соприкосновении с многообразием художественных
проявлений в искусстве и жизни.
В программе большое внимание уделяется созданию условий проявления
творческой уникальности личности. Однако педагогический уровень
аудиовизуальной деятельности в сфере образования и культуры значительно
снижается по причине обособленности художественного и творческого развития.
В связи с этим, возникает необходимость совершенствования фототворчества
через комплексное овладение средствами искусства, обладающими большими
возможностями для духовно- нравственного становления личности, что означает
ориентацию на использование любительской деятельности в фотографии, как
возможность всестороннего художественного развития.
Новизна данной программы заключена в том, что программа расширяет
познавательную деятельность обучающихся, дает такие знания, которых нет в
школьной программе, однако в ней четко прослеживаются межпредметные
связи:
- изобразительное искусство (композиция, перспектива, монтаж.);
информатика (программы «Photoshop»,
«Виртуальный макияж», «Фотодекор»).

«Дизайн

календарей»,

- химия (реактивы);
- физика (диффузия света, оптика, поляризация).
Получая разносторонние знания, обучающиеся становятся всесторонне
развитыми личностями, у них появляется самостоятельность в суждении,
собственное видение происходящего.
Содержание программы соответствует Закону Российской Федерации «Об
образовании», Конвенции о правах ребенка, Типовому положению об учреждении
дополнительного образования детей

Отличительные особенности программы:
Отличительная особенность данной программы от уже существующих
программ является то, что дополнительная общеобразовательная программа
«Объектив» предоставляет возможность обучающимся создать свое пространство,
в котором можно удовлетворить свой познавательный интерес и проявить себя в
5

творческой деятельности. Программа является дополнением в решении
развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, признана
научить детей не только репродуктивным путем осваивать сложные трудоемкие
приемы и различные техники прогрессивных технологий, но и пробудить
творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных
ситуаций при выполнении работы.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы заключается в выявлении интереса обучающихся
к технологиям. Особенностью данной программы является ее практическая
направленность, связанная с получением навыков работы с современным
оборудованием. В ходе обучения ребенок получает основные сведения об
устройстве оборудования, принципах его работы. Занятия строятся по принципу:
от простого к сложному. При общей практической направленности теоретические
сведения сообщаются обучающимся в объеме, необходимом для правильного
понимания значение тех или иных технических требований для осознанного
выполнения работы. Изложение теории проводится постепенно, иногда
ограничиваясь лишь краткими беседами и пояснениями по ходу учебного
процесса. В конце программы каждый обучающийся изготавливает личное
портфолио, что способствует формированию большей заинтересованности в
дальнейшей работе.
Адресат: учащиеся 10 -15лет.
Срок реализации: 1 год. Программа рассчитана на 72 учебных часа.
Режим занятий: Программа рассчитана на 1 год обучения для детей 10-15 лет.
Занятия проводятся два раза в неделю -1ч., за год предусмотрено 72 часа.
Наполняемость группы: Количество обучающихся в учебной группе 15 человек:
в группу могут быть приняты все желающие без предварительного отбора.
Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом. Группы
формируются из обучающихся разного возраста. Состав группы обучающихся –
постоянный. Допускается дополнительный набор обучающихся на обучение при
наличии освободившихся мест на начальном этапе обучения.
Форма обучения: Очная.
Формы занятий: Лекция; Практическая работа; Творческий проект; Учебная
игра; Тематические задания по подгруппам; Защита творческой работы.
Цель программы: Основной целью изучения курса является формирование
навыков и умений в использовании фотоаппарата, видеокамеры, построении
композиции, изучение основ фотографии; профориентация учащихся.

6

Задачи программы:
Личностные:





формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого
мышления, наблюдательности и фантазии;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работ в команде одноклассников под руководством учителя;

Предметные:
 способствовать развитию образного и абстрактного мышления,
творческого и познавательного потенциала подростка;
 способствовать развитию творческих способностей и эстетического
вкуса подростков;
 способствовать развитию коммуникативных умений и навыков
учащихся.
 способствовать развитию пространственного мышления, умению
анализировать;
 создавать условия для повышения самооценки обучающегося,
реализации его как личности;
 развивать способности к самореализации, целеустремлѐнности.
Метапредметные:
 способствовать воспитанию и формированию устойчивого интереса
учащихся к техническому творчеству;
 воспитывать настойчивость к достижению поставленной цели;
 способствовать воспитанию и формированию общей информационной
культуры у учащихся;
Учебный план
№

Наименование тем

Количество часов
Всего

Теория

Практи
ка

Форма
аттестации/
контроля

Раздел I. Фотоаппараты - 20 часов.
1

Вводное занятие

2

2
7

Беседа

2

Устройство
фотоаппарата

12

6

6

Устный
опрос

3

Определение
экспозиции

6

4

2

Устный
опрос

26

16

Раздел II. Фотосъемки -26 часа.
4

Фотосъемка. Экскурсии.
Различные
фотосъемки

10

виды

Устный
опрос

Раздел III. Обработка фотографии -10 часов.
5

Растворы для обработки

2

2

Устный
опрос

6

Обработка фотопленки.

4

4

Устный
опрос

7

Обработка фотобумаги.

4

4

Устный
опрос

Раздел IV. Основы фотографии - 16 часов.
8

Основы цифровой
фотографии

14

10

9

Итоговое занятие

2

2

Итого:

72

50

4

Устный
опрос
Защита
проекта

22

Содержание учебного плана:
Раздел I. Фотоаппараты - 20 часов.
Тема №1. Вводное занятие. (2ч.)
Теория. Правила по технике безопасности. Значение фотографии в нашей
жизни. Из истории фотографии. Негатив – позитив. Первые в мире снимки.
Практика. Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка
задач на год.
Тема №2. Устройство фотоаппарата. (12 ч.)
8

Теория. Основные узлы фотоаппарата. Пять основных частей фотоаппарата
(корпус, объектив, затвор, лентопротяжный механизм, видоискатель). Дать
общее представление об их назначении.
Классификация фотоаппаратов по способу наводки на резкость.
Устройство кассеты и способы зарядки. Принадлежности для фотосъемки.
Практическая работа. Разборка, сборка некоторых узлов фотоаппарата,
кассеты, изучение принадлежностей для фотосъемки.
Тема №3.Определение экспозиции. (6 ч.)
Теория. Определение и установка экспозиции. Влияние искусственного и
естественного освещения на экспозицию. Виды экспонометров. Два способа
определения экспозиционных параметров.
Практическая работа. Расчет экспозиции в разных условиях съемки (в
помещении, с выходом на экскурсию).
Раздел II. Фотосъемки -26 часа.
Тема №4. Фотосъемка. Различные виды фотосъемки. (26 ч.)
Теория. Жанры фотосъемки. Общее представление. Назначение и сферы
применения фотографии. Композиция кадра. Определение смыслового центра в
кадре. Освещение при съемке. Разделение на планы. Репродукционная
фотосъемка.
Фотосъемка на открытом воздухе. Закрепление навыков фотосъемки.
Фотосъемка в интерьере. Особенности применения электронных вспышек.
Практическая работа. Экскурсии, походы в парк. Фотосъемка в интерьере.
Фотосъемка при естественном освещении и с использованием электронных
вспышек.
Раздел III. Обработка фотографии -10 часов.
Тема №5. Растворы для обработки. (2 ч.)
Теория. Понятие о фотографическом растворе. Какими растворами мы
пользуемся? Как отличить проявитель от фиксажа? Общие правила составления
растворов. Температурный режим. Правила техники безопасности при работе с
фотохимическими растворами.
Практическая работа. Составление растворов (развешивание химических
реактивов с помощью разновесов). Изучение рецептуры (состав проявляющих
растворов, фиксажей).
9

Тема №6. Обработка фотопленки. (4 ч.)
Теория. Негативные материалы, их обработка, строение, различие по
светочувствительности. Требования к качеству обработки фотопленки. Выбор
проявителя.
Практическая работа. Обработка фотопленок с помощью специальных
проявителей, сушка.
Тема №7. Обработка фотобумаги. (4 ч.)
Теория. Позитивные фотоматериалы, различие фотобумаги по формату,
составу эмульсии, контрасту, чувствительности, подложке. Два способа печати
(проекционный и контактный). Техника проекционной печати. Устройство
фотоувеличителей. Подготовка к работе, оборудование фотолаборатории. Метод
проб, определение времени экспонирования фотобумаги при печати, подбор
фотобумаги к негативу.
Практическая работа.
Фотопечать фотографий.

Фотопечать

пробы

ступенчатым

способом.

Раздел IV. Основы фотографии - 16 часов.
Тема №8.Основы цифровой фотографии. (14 ч.)
Теория. Области применения цифровой фотографии. Общая характеристика
фотокамер. Правила обращения с фотоаппаратом. Основные требования
освещения. Возможности фотоаппарата.
Практическая работа. Фотосъемка цифровым фотоаппаратом. Просмотр
работ на компьютере. Обрезка фотографий в фоторедакторе.
Тема №9. Итоговое занятие. (2 ч.)
Подготовка и проведение итоговой выставки. Подведение итогов работы
объединения за учебный год. Коллективное обсуждение качества выполненных
работ. Итоговая выставка.

10

Планируемые результаты
Личностные:
У обучающихся будет/будут:
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
 сформированы эстетические чувства, художественно-творческого
мышления, наблюдательности и фантазии;
 овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работ в команде одноклассников под руководством учителя;
Предметные:
У учащихся будет/будут:

развито образное и абстрактное мышление, творческий и
познавательный потенциал подростка;

сформированы творческие способности и эстетический вкус
подростков;

развиты коммуникативные умения и навыки учащихся.

развито пространственное мышление, умение анализировать;

созданы условия для повышения самооценки обучающегося,
реализации
его как личности;

сформированы способности к самореализации, целеустремлѐнности.

Метапредметные:
У учащихся будет/будут:
 способствовать воспитанию и формированию устойчивого интереса
учащихся к техническому творчеству;
 настойчивость к достижению поставленной цели;
 сформировано воспитание и формирование общей информационной
культуры у учащихся;

11

Раздел 2: Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Год обучения

1-ый
обучения

Дата
начала
учебного
года
год 01.09.2022г.

Дата
окончания
учебного
года
31.05.2023г.

Количество Количество Режим
учебных
учебных
занятий
недель
часов в год
36

72

2 раза в
неделю
по
1
часу.

Условия реализации программы
Программа реализуется в оборудованном кабинете со столами и стульями
соответственно возрасту детей (Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). Предметноразвивающая среда соответствует интересам и потребностям детей, целям и
задачам программы. На занятиях используются материалы, безопасность которых
подтверждена санитарно-эпидемиологическим условиям.
Кадровое обеспечение
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами,
имеющими:
среднее
профессиональное
или
высшее
образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, опыт дистанционной
деятельности, а также прошедших курсы повышения квалификации по профилю
деятельности.
Материально-техническое обеспечение
Для первого года обучения набираются 10-15 школьников, для того, чтобы в
дальнейшем, учитывая неизбежность отсева, в объединении оставалось 10-12
воспитанников (вполне закономерно, если учесть, что дети в этом возрасте еще не
имеют четко сформировавшихся, устойчивых интересов и пробуют свои силы в
самых разных видах деятельности), это оптимальное количество воспитанников
для первого года обучения. Количество детей в каждой группе второго, третьего и
четвертого годов обучения меняется в соответствии с учебной программой,
нормами СЭС и ППБ. Это ограничение связано с тем, что воспитанники
осваивают новые виды технического оборудования: цифровые фото и видео
камеры, компьютеры, что требует большего внимания педагога в индивидуальной
работе с обучающимися. Поэтому количество учащихся второго года – 8, третьего
года -7 и четвертого года -6 воспитанников, это позволяет оптимизировать
12

учебный процесс, а превышение оптимального
способствует снижению качества занятий.

количества

учащихся,

Для проведения теоретических занятий необходимы:
- фотолаборатория, оснащенная фотооборудованием: фотоувеличители - 5
единиц, лабораторные фонари - 2 единицы, кадрирующая рамка - 1 единица,
проявочные бачки (для узкой и среднеформатной пленки) - 10 единиц,
копировальный станок - 1 единица, глянцеватель - 3 единицы, резиновый валик 2 единицы, шкаф для сушки фотоматериала, шкаф для хранения
фотооборудования, сейф для хранения фотореактивов, ванночки для растворов
различного объема - 10 единений;
- учебный кабинет, оснащенный компьютерами в количестве 6 единиц,
принтерами для цветной печати «Canon- ip- 4500» - 2 единицы, сканер - 2
единицы;
- павильон для фотосъемки, оснащенный осветительными приборами
различной мощности от 6 до 8 единиц, стационарные и переносные лампы
дневного освещения - 4 единицы, штативы - 4 единицы, среднеформатные
фотоаппараты: «Киев-90» , «Ленинград» - 2 единицы, фотоаппараты для узкой
пленки - «Зенит- 122», «ФЭД-5» - 5 единиц, фотоэкспонометр - 2 единица,
электронные лампы- вспышки - 2 единицы, цифровые фотоаппараты - «NIKON» 2 единицы или «LUMIX»; «Samsung-1060» - 4 единицы, набор декораций;
- учебные стенды с фотографиями по номинациям: портрет, пейзаж,
натюрморт, архитектура, репортаж, работы, выполненные в компьютерной
графике;
- уголок по технике безопасности при работе с фотооборудованием;
- Спец. Литература: справочники по фотоделу - 6 единиц, фотоэнциклопедии
2 единицы, журналы «Фотография», видеотека на жестких носителях с
фотографиями.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Практические методы: фотосъемка, хим. обработка пленки, фотопечать,
обработка фотографий с цифровых носителей в программах «Photoshop», «Дизайн
календарей», «Виртуальный макияж», «Фотодекор» и т.д. Создание репродукций,
коллажей, фотофильмов.
Наглядные методы: использование эскизов, фотографий, плакатов, рисунков,
репродукций, видеотеки на жестких носителях с фотографиями.

13

Словесные методы применяются тогда, когда главным источником усвоения
знания обучающимися является слово (без опоры на наглядные пособия и
практическую работу). К ним относятся: беседа, рассказ, объяснение, лекции.
При организации занятия органически сочетаются все формы работы с
обучающимися: коллективные, индивидуальные, групповые и т.д. Фотовыставки:
форма работы фотостудии стимулирующая активность воспитанников,
развивающая образовательные и профессиональные интересы, индивидуальные
способности воспитанников. Фотоконкурс на заданную тематику выявляет
творческие способности воспитанников, их умение нестандартно мыслить.
Здоровьесберегающие технологии в дополнительном образовании
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением
деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии
должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны
заниматься производительно-полезным трудом.
Очень полезна зарядка для глаз. Такие упражнения выполняются после 10-15
минут напряженного зрительного труда.
Вот некоторые приемы зарядки для глаз:
Зажмуримся — посмотрим на пальчик (3 раза).
Постреляем глазками вверх-вниз (3 раза).
Посмотрим вдаль — на носик, поморгаем (3 раза).
Глазки отдыхают. Потереть ладошки, приложить к глазкам (2 раза).
Вращаем глазами сначала в одну сторону, потом в другую (2 раза).
С учетом возрастных особенностей детского организма и потребности в
двигательной активности на занятиях эти формы работы предупреждают
утомление, нарушения осанки, зрения, а также способствуют повышению
работоспособности, активизации мыслительных процессов, улучшению памяти и
внимания.
Задача педагога дополнительного образования – создать полноценные условия
для сохранения здоровья детей, развить интерес к занятиям, включающим
здоровьесберегающие технологии, внедрить эти технологии в ежедневный
образовательный процесс и закрепить навыки и умения детей, с целью улучшения
физического здоровья, а также здоровья психики ребенка и комфортного
состояния в образовательном процессе.
Работа с родителями
Важнейшим аспектом в деятельности любого детского учреждения является
работа с родителями, так, как только при взаимодействии ребенка, семьи и
педагогического
коллектива
возможна
организация
полноценного
воспитательного процесса.
Главными функциями взаимодействия являются:
 информационная;
 воспитательно-развивающая;
 формирующая;
 охранно-оздоровительная;
14

 контролирующая.
Формы взаимодействия:
 неделя открытых дверей;
 родительские собрания (2 раза в год);
 индивидуальные консультации;
 анкетирование родителей;
 открытые занятия;
 творческие мастерские;
 праздничные программы;
 мастер – класс;
 конкурсы.

Формы аттестации. Виды контроля
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные
продукты учеников (созданные модели, сцены и т.п.), а также их внутренние
личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые
относятся к целям и задачам курса.
Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты
анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные
способы выражения — устные суждения педагога, письменные качественные
характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические
данные, в том числе и рейтинги.
Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения обучающимся
минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса.
Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности
учащихся, которые определены в рабочей программе педагога и в
индивидуальных образовательных программах учащихся.
Обучающийся выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из
задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью педагог
выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в
зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта.
Проверка достигаемых учениками образовательных результатов
производится в следующих формах:
1. текущий
рефлексивный
самоанализ,
контроль
и
самооценка
обучающимися выполняемых заданий;
2. взаимооценка обучающимися работ друг друга или работ, выполненных в
группах;
3. публичная защита выполненных обучающимися творческих работ
(индивидуальных и групповых);
4. текущая диагностика и оценка педагогом деятельности школьников;
15

5. итоговая
оценка
деятельности
и
образовательной
продукции
обучающегося в соответствии с его индивидуальной образовательной
программой по курсу;
6. итоговая оценка индивидуальной деятельности обучающегося педагогом,
выполняемая в форме образовательной характеристики.
Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты
учеников. Качество ученической продукции оценивается следующими способами:
• по количеству творческих элементов в модели;
• по степени его оригинальности;
• по художественной эстетике модели;
• по практической пользе модели и удобству его использования.
Текущий контроль усвоения материала планируется осуществлять путем
устного опроса, собеседования, анализа результатов деятельности, самоконтроля,
индивидуального устного опроса и виде самостоятельных, практических и
творческих работ. Предметом диагностики и контроля являются внешние
образовательные продукты учеников (созданные модели, сцены и т.п.), а также их
внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания,
умения), которые относятся к целям и задачам курса.
Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе
сравнения результатов их диагностики в начале и конце курса. С помощью
методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной
продукции учеников, учитель оценивает уровень развития личностных качеств
учеников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки: технические
качества,
дизайнерские,
коммуникативные,
креативные,
когнитивные,
оргдеятельностные, рефлексивные.
Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он может иметь
форму зачета олимпиады или защиты творческих работ. Данный тип контроля
предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем
заявленным целям и направлениям курса. Формой итоговой оценки каждого
ученика выступает образовательная характеристика, в которой указывается
уровень освоения им каждой из целей курса и каждого из направлений
индивидуальной программы ученика по курсу.
В целях развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое
внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою
учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение
оптимального соотношения цели и средств и другое), оценивать еѐ результаты,
определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать
сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями,
чертами своей личности.

16

Оценочные материалы
Отметка «5»: работа выполнена полностью, правильно, сдана в установленные
календарно-тематическим планированием сроки; сделаны правильные выводы
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных
ошибок, исправленных самостоятельно по требованию учителя, сдана в
установленные календарно-тематическим планированием сроки.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину, или
допущена существенная ошибка, или работа сдана позднее установленных
календарнотематическим планированием сроков более чем на одну неделю.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы,
которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя, работа не
сдана в течение двух недель после установленных календарно-тематическим
планированием сроков.
Требования к оформлению проекта
1.
Работа должна быть рассчитана на взыскательное читательское
восприятие (т.е.
написана хорошим, ясным языком).
2.
Должны быть соблюдены единые требования к оформлению работ:
• работа представляется в печатном и электронном виде.
• справочно-вспомогательный аппарат (примечания, сноски) должен
быть выполнен в соответствии с принятым стандартом (ФИО автора,
название источника, издательство, год).
• проект выполняется с соблюдением правил элементарного дизайна
(разбивка на абзацы, заголовки, подзаголовки, курсив, поля, унификация
шрифтов, единый стиль.)
1. Каждый проект должен содержать следующие части:
• титульный лист (название, дата, авторы и пр.)
• оглавление;
• основные проектные идеи, обоснование их выбора;
• технологическую часть: эскизы, планы, схемы, расчеты;
• визуальный ряд к проекту: макеты, фотографии, рисунки,
компьютерный дизайн (например, макет с возможностью перемещением
объектов) и др.;
• заключение;
• библиографические сведения (список использованной литературы).
Критерии оценивания степени сформированности умений и навыков
проектной и исследовательской деятельности учащихся
•
степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы
над проектом;
•
степень включенности в групповую работу и чѐткость выполнения
отведѐнной роли;
•
практическое использование УУД;
17

•
количество новой информации, использованной для выполнения
проекта;
•
степень осмысления использованной информации;
•
оригинальность идеи, способа решения проблемы;
•
осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач
проекта или исследования;
•
уровень организации и проведения презентации;
•
владение рефлексией;
•
творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
•
значение полученных результатов.
Критерии оценки выполненного проекта:
Осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач проекта или
исследования
Проблема
Понимает проблему

1 балл

Объясняет выбор проблемы

2 балла

Назвал противоречие на основе анализа ситуации

3 балла

Назвал причины существования проблемы

4 балла

Сформулировал проблему, проанализировал ее причины

5 баллов

Целеполагание
Формулирует и понимает цель

1 балл

Задачи соответствуют цели

2 балла

Предложил способ убедиться в достижении цели

3 балла

Предложил способы решения проблемы

4 балла

Предложил стратегию

5 баллов

Планирование
Рассказал о работе над проектом

1 балл

Определил последовательность действий

2 балла

Предложил шаги и указал некоторые ресурсы

3 балла

18

Обосновал ресурсы

4 балла

Спланировал текущий контроль

5 баллов

Оценка результата
Сравнил конечный продукт с ожидаемым

1 балл

Сделал вывод о соответствии продукта замыслу

2 балла

Предложил критерии для оценки продукта

3 балла

Оценил продукт в соответствии с критериями

4 балла

Предложил систему критериев

5 баллов

Значение полученных результатов
Описал ожидаемый продукт

1 балл

Рассказал, как будет использовать продукт

2 балла

Обосновал потребителей и области использования продукта

3 балла

Дал рекомендации по использованию продукта

4 балла

Спланировал продвижение или указал границы применения продукта

5 баллов

Количество баллов___ (максимальное кол-во – 25)
Работа с информацией
(количество новой информации, использованной для выполнения проекта,
степень осмысления использованной информации)
Поиск информации
Задает вопросы по ходу работы

1 балл

Называет пробелы в информации по вопросу

2 балла

Назвал виды источников, необходимые для работы

3 балла

19

Выделил вопросы для сравнения информации из нескольких источников

4 балла

Выделил вопросы для сравнения информации из нескольких источников

5 баллов

Обработка информации
Воспроизвел аргументы и вывод

1 балл

Привел пример, подтверждающий вывод

2 балла

Сделал вывод и привел аргументы

3 балла

Сделал вывод на основе критического анализа

4 балла

Подтвердил вывод собственной аргументацией или данными

5 баллов

Количество баллов____ (максимальное кол-во – 10)
Оформление работы
Не соблюдает нормы

1 балл

Неточное соблюдение норм

2 балла

Соблюдает нормы, заданные образцом

3 балла

Использует вспомогательную графику

4 балла

Изложил тему со сложной структурой, использовал вспомогательные 5 баллов
средства
Количество баллов___ (максимальное кол-во – 5)
Коммуникация
Устная коммуникация
Речь не соответствует норме

1 балл

Речь соответствует норме, обращается к тексту

2 балла

Подготовил план, соблюдает нормы речи и регламент

3 балла

20

Использовал предложенные невербальные средства или наглядные 4 балла
материалы
Самостоятельно использовал невербальные средства или наглядные 5 баллов
материалы
Продуктивная коммуникация
Односложные ответы

1 балл

Развернутый ответ

2 балла

Привел дополнительную информацию

3 балла

Привел объяснения или дополнительную информацию

4 балла

Апеллировал к данным, авторитету или опыту, привел дополнительные 5 баллов
аргументы

Владение рефлексией
Высказал впечатление от работы

1 балл

Назвал сильные стороны работы

2 балла

Назвал слабые стороны работы

3 балла

Указал причины успехов и неудач

4 балла

Предложил способ избежать неудачи

5 баллов

Количество баллов___ (максимальное кол-во – 15)
Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над
проектом
Самостоятельно не справился с работой, последовательность нарушена, 1 балл
допущены большие отклонения, работа имеет незавершѐнный вид

21

Самостоятельно не справился с работой, последовательность частично 2 балла
нарушена, допущены отклонения
Работа не выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением 3 балла
последовательности
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением 4 балла
последовательности, допущены небольшие отклонения
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением 5 баллов
технологической последовательности, качественно и творчески
Количество баллов __ (максимальное кол-во – 5)
Дизайн, оригинальность представления результатов
Количество баллов___ (максимальное кол-во – 5)
Таким образом, максимальное количество баллов составляет 65 баллов.
Перевод сумм баллов за работу в традиционные оценочные нормы предлагаем
осуществлять по следующей схеме:
•
Оценка «5» (отлично) выставляется за сумму баллов от 85% и выше
•
Оценка «4» (хорошо) соответствует сумме баллов от 71%до 84% •
Оценка «3» соответственно от 50% до 70%
Работа,
содержащая
информацию
менее
50%,
оценивается
как
неудовлетворительная.

22

Список литературы для педагогов
1. Бунимович Д.З. «Практическая фотография» -М. : Искусство,1999.
2. Дыко Л.П. «Основы композиции в фотографии»-М.: Выш.шк.1988.
3. Иофис Е.А. «Практическое пособие по фотографии»- М.: Искусство. 2000.
4. Иофис Е.А. «Техника фотографии»- М.: Искусство, 1997.
5. Кириленко А.П. «Самоучитель Photoshop CS2»- СПб.:Питер, 2006.
6. Коваленко Г.Я. «В объективе - жизнь»- М.: Искусство,2001.
7. Концаренко Ф,.Шершеньт О. «Adobe Photoshop»- СПб.:Ленинградское
издательство, 2009.
8. Куновский Г.Н. «Фотографируем без ошибок». Мн.:Полымя, 1986.
9. Лиза Мэтьюз «Азбука обработки цифровых фотографий»- М.:N.T. Press,
2006.
10.Олеся Шершень, Ирэна Клинцевич, Филипп Концаренко, Анастасия
Суворовец «Цифровое фото»- СПб.:Ленинградское издательство, 2009.
11.Плужников Б.Ф. «Занимательная фотография: Различные способы съемки и
печатания»- М.:Искусство, 1982.
12.Фельдман Я.Д., Курский Л.Д. «Техника и технология фотосъемки» Учебное
пособие для техникумов. Под ред. Р.Н. Ильина. - М.: Планета, 2001.
13.Фомина А.А... Панфилова Н.Д и Краткий справочник фотолюбителя. - М.:
Искусство, 1990.
14.Хайнц фон Бюлов «Основы Цифровой фотографии» - М.: Кристина-новый
век, 2004.
15.Чибисов К.В., Шеберстов В.Н., Слуцкий А.А. «Фотография в прошлом,
настоящем и будущем: Наука и технический прогресс - М.: Наука, 2003.
Список литературы для обучающихся
1. Агафонов А., Пожарская С. Фотобукварь-М.: Детская книга.1993
1. Воробей П.С. «В помощь фотолюбителю» Практическое пособие-Минск
«Полымя»,1993
2. Журба Ю.И. Краткий справочник по фотоматериалам- М. «Искусство».
1995.
23

3. Кириленко А.П. Краткий справочник фотолюбителя. Сост. И общ. ред. Н.Д.
Панфилова13. «Самоучитель Photoshop CS2»- СПб.:Питер, 2006.
4. Куновский Г.Н. «Фотографируем без ошибок»- Мн.:Полымя, 1986.
5. Лиза Мэтьюз «Азбука обработки цифровых фотографий». М.:N.T.
6. Плужников Б.Ф. «Занимательная фотография: Различные способы съемки и
печатания»- М.:Искусство, 1982.
Интернет-ресурс
1. https://www.geoscan.aero/ru
2. http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».