MyHAI+{II AJIbHOE KA3EHOE OITIUEOBPA3 OBA t' r..J I b HOE y LlpE}KllIjHl,tETEPCKO|O MYHI4III,IIIAJIbHO| O PAIZOHA KAEAPAI,IHO-EANKAPCKOT PECITYE IILIKLL COfJIACOBAHO HA 3a9eI,a]f^Lrtl lle4arorzuecxoro coBeTa MKOY lftaqefiNsl r.n. Tepex llpo'roxor o, ,,/4r, OE 2023 r. Ns // EPXTAIO .n. Teper nupe Ng37 rlprzra: AOTIOJIHI4TEJIbHA.g OFIIIEOEPA3OBATEJ'IbHAfl OETUE PA3BI,{BAIOIIIAfl II POI'PANl TI ^ <{onpave6naq nepBafl noMorrlb) I{anpan,reH uoc-lb lr porpa MM br : cct.cc.rBc VpoeeHs rrporpaMMbr : 6a.]oesrrT Bug nporparururr : voga$urllrpoaaHuufi Agpecar: 10-15 ner Cporc pea.nusaqr.ru: 1 rog, 144 taca @opma oOy.renua: ouuar Aerop: fiaN,lyron Ac rce-p licc:ranor]t.r' r - n I ror nL.,rla o6pa:onauux r. Tepex, 2023r. tavr rot. Jr ral .r1or r o. l llt.c., r r, n o r.o Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Доврачебная первая помощь - это комплекс простейших, срочных и целесообразных мер для спасения жизни человека и предупреждения осложнений при несчастном случае. Эти мероприятия проводятся до прибытия медицинского работника или доставки пострадавшего в лечебное учреждение. Доврачебная помощь оказывается пострадавшему до прибытия профессиональной медицинской помощи и призвана: - спасти человеку жизнь; - не допустить ухудшения его состояния; - создать условия для его дальнейшего лечения и выздоровления. Обычно жизнь и здоровье пострадавшего зависят от оказания первой помощи лицами без специального медицинского образования, в порядке само- и взаимопомощи. Поэтому необходимо, чтобы каждому гражданину были известны сущность, принципы, правила и последовательность оказания первой помощи. Сущность доврачебной помощи заключается в прекращении дальнейшего воздействия травмирующих факторов, осуществлении простейших мероприятий и в обеспечении скорейшей транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение. Необходимость создания и ведения курса «Школа доврачебной помощи» обусловлена огромным образовательным значением, так как курс ориентирован не только на получение знаний, но в первую очередь на формирование практических умений и навыков оказания первой помощи как базовых компонентов образования. Проблема неумения оказывать, доврачебную помощь актуальна и имеет острую социальную значимость. Направленность: (профиль) программы – естественнонаучная. Уровень программы: Базовый Вид программы: Модифицированный Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность дополнительного образования 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Национальный проект «Образование». 3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». 4. Конвенция ООН о правах ребенка. 2 5. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ. 6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». 7. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». 8. Постановление Правительства РФ от 20.10.2021 г. № 1802 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации». 9. Приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 г. №1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам». 10. Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». 11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 г. №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания при этом необходимой помощи». 12. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей». 13. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». 14. Приказ Минпросвещения России от 16.09.2020 г. № 500 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам». 15. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 16. Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 17. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»). 18. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими 3 рекомендациями по независимой оценке качества образования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»). 19. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учѐтом их особых образовательных потребностей»). 20. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»). 21. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 22. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». 23. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 г. №831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату предоставления информации». 24. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об образовании». 25. Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015 г. № 778 «Об утверждении Региональных требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в КабардиноБалкарской Республике». 26. Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020 г. №242-рп «Об утверждении Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР». 27. Приказ Минпросвещения КБР от 14.09.2022 г. №22/756 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КБР». 28. Письмо Минпросвещения КБР от 02.06.2022 г. №22-01-32/4896 «Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные)». 29. Письмо Минпросвещения КБР от 26.12.2022 г. №22-01-32/11324 «Методические рекомендации по разработке и экспертизе качества авторских дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ». 30.Устав школы. 4 Актуальность дополнительной образовательной программы заключается в том, что «Школа доврачебной помощи» разработана для занятий с учащимися 4-9 (915 лет) классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования. Программа обусловлена тем, что в условиях современного мира, повышения уровня опасности и роста технологических аварий и катастроф необходимо совершенствование знаний и умений в области обеспечения личной и общественной безопасности. Для этого необходимо расширение знаний безопасности жизнедеятельности со школьного уровня, до уровня специальной подготовки в условиях кружковой деятельности. Данная программа дает возможность наиболее емко дать знания в области безопасности, спасательного дела и в области медицины. Внезапно возникающие стихийные бедствия и аварии требуют срочной организации медицинской помощи пострадавшему населению. Большое значение имеют своевременное оказание помощи непосредственно на месте поражения и вывоз пострадавших в медицинские учреждения. При возникновении значительных стихийных бедствий и аварий медицинскую помощь пострадавшему населению оказывают силы и средства центров экстремальной медицины. А как быть в случае дорожнотранспортного происшествия или при бытовой травме, когда помощь нужна срочно? Здесь необходимы практические навыки оказания самопомощи или доврачебной помощи пострадавшим. Новизна данной программы заключена в том, что программа расширяет познавательную деятельность обучающихся, дает такие знания, которых нет в школьной программе, однако в ней четко прослеживаются межпредметные связи: - биология (анатомия человека); - ОБЖ (знания в области личной и общественной безопасности ). - химия (реактивы); - физика (причины технологических аварий). Получая разносторонние знания, обучающиеся становятся всесторонне развитыми личностями, у них появляется самостоятельность в суждении, собственное видение происходящего. Содержание программы соответствует Закону Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, Типовому положению об учреждении дополнительного образования детей Отличительные особенности программы. Отличительная особенность данной программы заключается в следующем: учет основных закономерностей развития теории военно-патриотического 5 воспитания; интегративность - охват многих сфер человеческой деятельности; направленность на формирование у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства. Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в выявлении интереса обучающихся с учетом принципиально-качественных изменений в образовании и развитии детей и подростков.. Особенностью данной программы является ее практическая направленность, связанная с получением навыков работы в чрезвычайных ситуациях . В ходе обучения ребенок получает основные сведения о принципах оказания доврачебной помощи. Занятия строятся по принципу: от простого к сложному. При общей практической направленности теоретические сведения сообщаются обучающимся в объеме, необходимом для правильного понимания значение тех или иных требований для осознанного выполнения поставленных задач. Изложение теории проводится постепенно, иногда ограничиваясь лишь краткими беседами и пояснениями по ходу учебного процесса, что способствует формированию большей заинтересованности в дальнейшей работе. Адресат: обучающиеся 10 – 15 лет Срок реализации: 1 год. Программа рассчитана на 144 часа. Режим занятий: Программа рассчитана на 1 год обучения для детей 10-15 лет. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических часа с 10 минутным перерывом, за год предусмотрено 144 часа. - теория – 59 часов - практика – 85 часов Наполняемость группы: Количество обучающихся в учебной группе 15 человек: в группу могут быть приняты все желающие без предварительного отбора. Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом. Группы формируются из обучающихся разного возраста. Состав группы обучающихся – постоянный. Допускается дополнительный набор обучающихся на обучение при наличии освободившихся мест на начальном этапе обучения. Форма обучения: очная Формы занятий: индивидуальная, 6 групповая, фронтальная. Цель программы: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития. Снижение состояния дискомфорта, эмоционального напряжения через игровую деятельность. Обучение элементарным навыкам оказания первой помощи. Задачи программы: Личностные: Научить базовым понятиям и формированию практических навыков в оказании доврачебной первой помощи; Повысить мотивацию к изучению доврачебной первой помощи; Приобщиться к новым технологиям, способным помочь им в реализации собственного творческого потенциала. Предметные: способствовать развитию образного и абстрактного мышления, творческого и познавательного потенциала подростка; способствовать развитию творческих способностей и эстетического вкуса подростков; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся. способствовать развитию пространственного мышления, умению анализировать; создавать условия для повышения самооценки обучающегося, реализации его как личности; развивать способности к самореализации, целеустремлѐнности. Метапредметные: способствовать воспитанию и формированию устойчивого интереса учащихся к техническому творчеству; воспитывать настойчивость к достижению поставленной цели; способствовать воспитанию и формированию общей информационной культуры у учащихся; 7 Учебный план № Количество часов Название раздела, темы Всего Теори я Практи ка Формы аттестации/ контроля Раздел I. Раны- 58 часов. Введение, инструктаж ТБ Раны, классификация ран, первая помощь при ранениях 3. Кровотечения, виды кровотечений 4. Растворы для обработки 1. 2. 5. Синдром длительного сдавливания и закрытые повреждения 4 20 2 12 2 8 14 8 6 Беседа Беседа/ зачет 10 4 6 Устный опрос 10 4 6 Устный опрос Тематическое тестирование Раздел II. Травмы-52 часа. 1. Травмы опорнодвигательного аппарата 28 22 6 2. Травматический шок и противошоковые мероприятия Ожоги. 12 2 10 12 4 8 3. Устный опрос Раздел III. Сердечно-сосудистые заболевания- 10 часов. 10 4 6 Сердечно-сосудистые заболевания. Раздел IV. Обморожение.Солнечный удар. Укусы. Отравление - 24 часа. 1. 1. Обморожение, тепловой и солнечный удар, укусы ядовитыми змеями и насекомыми, отравление угарным газом, обморок 10 4 8 6 Тематическое тестирование 2. Утопление. Экстренная реанимационная помощь ИТОГО 14 144 6 8 70 74 Устный опрос Содержание учебного плана: Раздел I. Раны- 58 часов. Тема 1. Введение ,инструктаж ТБ. (4 ч.) Теория: Введение. Доврачебная помощь и ее значение. Беседа с детьми о правилах техники безопасности на занятиях и учреждении. Практика: отработка навыков определения сознания у пострадавшего; решение ситуационных задач о принципах оказания первой помощи. Тема 2. Раны, классификация ран, первая помощь при ранениях (20 ч.) Теория: Понятие о ране. Классификация и характеристика ран. Асептика и антисептика. Перевязочный материал. Повязки, их виды и назначение. Правила наложения стерильных повязок. Практика: Наложение давящей повязки; кровоостанавливающего жгута, жгутазакрутки; решение практических ситуационных задач. Тема № 3. Виды кровотечений, их характеристика, остановка (14ч.) Теория: Классификация и характеристика кровотечений. Способы временной остановки кровотечения. Характеристика и признаки внутреннего кровотечения. Практика: Наложение давящей повязки; кровоостанавливающего жгута, жгута-закрутки; Тема № 4. Растворы для обработки(10 ч.) Теория: Какие бывают антисептики, как они работают и как правильно подобрать препарат для разных типов повреждений Практика: Подбор средств для наружного применения. решение практических ситуационных задач. Тема № 5. Синдром длительного сдавливания и закрытые повреждения (10 ч.) Теория: Понятие синдрома длительного сдавливания, характеристика периодов его течения. Признаки закрытых повреждений и доврачебная помощь при синдроме длительного сдавливания. Практика: решение практических ситуационных задач. Раздел II. Травмы-52 часа. Тема № 6. Травмы опорно-двигательного аппарата (28 ч.) Теория: Ушибы и их признаки. Растяжение связок, разрывы связок и мышц, их признаки. Вывихи и их признаки. Отработка навыков оказания доврачебной помощи при ушибах, растяжениях, разрывах связок и мышц, вывихах. Открытые и закрытые переломы. Практика: Отработка приемов оказания доврачебной помощи при закрытых и открытых переломах. Тема №7. Травматический шок и противошоковые мероприятия (12 ч.) 9 Теория: Понятие о травматическом шоке. Причины и признаки травматического шока, его действие на организм человека. Практика: Отработка приемов доврачебной помощи при травматическом шоке. Тема № 8. Ожоги (12 ч.) Теория: Понятие об ожогах, виды ожогов, степени ожогов. Особенности электротравм. Практика: Отработка приемов оказания доврачебной помощи при ожогах и электротравмах. Раздел III. Сердечно-сосудистые заболевания- 10 часов. Тема № 9. Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) (10 ч.) Теория: Заболевания кровеносных сосудов. Острая сердечная недостаточность. Инсульт. Инфаркт миокарда. Правила оказания доврачебной помощи. Практика: Отработка приемов доврачебной помощи при острой сердечной недостаточности, при инсульте, инфаркте миокарда. Раздел IV. Обморожение.Солнечный удар. Укусы. Отравление - 24 часа. Тема № 10. Обморожение, тепловой и солнечный удар, укусы ядовитыми змеями и насекомыми, отравление угарным газом, обморок (10 ч.) Теория: Характеристика и степени обморожений. Отличительные характеристики теплового и солнечного ударов. Симптомы укусов змеями и насекомыми, состояние организма при укусах змеями. Отравление угарным газом. Понятие обморока. Практика: Обработка и наложение асептической повязки на область укуса (на фантоме)техника наложения теплоизолирующей повязки; решение практических ситуационных задач. Тема № 11. Утопление. Экстренная реанимационная помощь (14 ч.) Теория: Виды утопления. Признаки жизни и смерти. Клиническая смерть. Практика:Реанимационные мероприятия. Искусственная вентиляция легких. непрямой массаж сердца. Отработка приемов проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца. Планируемые результаты Личностные: У обучающихся будет/будут: базовые понятия и формирование практических навыков в окозании доврачебной первой помощи; сформирована мотивация к изучению доврачебной первой помощи; приобщаться к новым технологиям, способным помочь им в реализации собственного творческого потенциала. Предметные: У учащихся будет/будут: развито образное и абстрактное мышление, творческий и познавательный потенциал подростка; 10 сформированы творческие способности и эстетический вкус подростков; развиты коммуникативные умения и навыки учащихся. развито пространственное мышление, умение анализировать; созданы условия для повышения самооценки обучающегося, реализации его как личности; сформированы способности к самореализации, целеустремлѐнности. Метапредметные: способствовать воспитанию и формированию устойчивого интереса учащихся к техническому творчеству; настойчивость к достижению поставленной цели; сформировано воспитание и формирование общей информационнойкультуры у учащихся; Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» Календарный учебный график Год обучения Дата Дата Количество Количество начала окончания учебных учебных учебного учебного недель часов в год года года 36 144 1-ый год обучения 01.09. 31.05. Режим занятий 2 раза в неделю по 2 часа Условия реализации Программа реализуется в оборудованном кабинете со столами и стульями соответственно возрасту детей (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). Предметноразвивающая среда соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам программы. На занятиях используются материалы, безопасность которых подтверждена санитарно-эпидемиологическим условиям. Кадровое обеспечение Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими: среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, опыт дистанционной деятельности, а также прошедших курсы повышения квалификации по профилю деятельности. 11 Материально-техническое обеспечение 1. Компьютерный класс не менее чем на 12 рабочих мест 2. Локальная сеть 3. Выход в интернет с каждого рабочего места 4. Сканер, принтер черно-белый и цветной 5. Акустическая система (колонки, наушники, микрофон) 6. Интерактивная доска или экран Рабочее место обучаемого включает: Компьютер (системный блок + монитор); Наушники и микрофон. - наборы таблиц - бинт - жгут - шины - аптечка первой помощи - манекены Рабочее место педагога: Компьютер (системный блок + монитор); Колонки и наушники + микрофон; Принтер: черно белый; - тематические папки - наглядные пособия, изготовленные педагогами и детьми, а также готовые наглядные пособия - методические разработки мероприятий - коллекции, наборы таблиц - бинт - жгут - шины - аптечка первой помощи - манекены Программное обеспечение Для успешной реализации программы необходимо следующее программное и обеспечение: 1. Наличие индивидуальных компьютеров для педагога. 2. Наличие программного обеспечения: Операционная система не ниже Windows 10; 8 Гб оперативной памяти; Офисный пакет МS Office. 3. Возможность выхода в Интернет. 12 Методы работы Методы работы, используемые на занятиях по доврачебной первой помощи. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: новейшие технологии обучения, беседы, словесных методов, работа с материалами, демонстрация, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля. Учебно-методическое и информационное обеспечение Основным дидактическим средством обучения доврачебной первой помощи является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторнопрактические, практические работы, выполнение проектов: • дифференцированное обучение; • практические методы обучения; • проектные технологии; • технология применения средств ИКТ в предметном обучении; • технология организации самостоятельной работы; Основной тип занятий — практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Доступ в Интернет желателен, но не обязателен. Единицей учебного процесса является блок уроков (раздел). Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части. В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основной темы. Внутри блоков разбивка по времени изучения производится педагогом самостоятельно. С учетом регулярного повторения ранее изученных тем темп изучения отдельных разделов блока определяется субъективными и объективными факторами. Каждая тема программы начинается с постановки задачи — характеристики образовательного продукта, который предстоит создать обучающимся. С этой целью учитель проводит веб-экскурсию, мультимедийную презентацию, комментированный обзор сайтов или демонстрацию слайдов. Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Учащиеся изучают его с целью создания запланированного продукта — графического файла, эскиза модели и т.п. Далее проводится тренинг по отработке умений выполнять технические задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг переходит в комплексную творческую работу по созданию учениками определенного образовательного продукта, например, эскиза. Такая 13 деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса. Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствуют устранению весьма распространенного недостатка — формализма в знаниях, учащихся — и формируют их научное мировоззрение. Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию сайта. Выполнение проектов завершается их защитой и рефлексивной оценкой. Виды учебной деятельности: образовательная, творческая, исследовательская. Материал излагается в виде лекций с использованием видеоуроков, инструкций, по некоторым темам могут использоваться электронные учебники и интерактивные уроки для самостоятельного изучения или для повторения. Методы обучения. Основная методическая установка программы — обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы. Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, изложенных в учебном пособии для школьников. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Кроме индивидуальной, применяется и групповая работа. В задачи педагога дополнительного образования входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности — авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения. Выполнение проектов завершается публичной защитой результатов и рефлексией. Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей учащихся. Решение данной задачи обеспечено наличием в программе следующих элементов данных компетенций: • социально-практическая значимость компетенции (для чего необходимо уметь оказывать доврачебную первую помощь); • личностная значимость компетенции (зачем ученику необходимо быть компетентным в оказании доврачебной первой помощи); перечень реальных объектов действительности, относящихся к данным компетенциям (аптечка первой помощи, манекены, компьютер, компьютерная программа и др.); • знания, умения и навыки, относящиеся к данным объектам; • способы деятельности по отношению к данным объектам; 14 • минимально необходимый опыт деятельности обучающегося в сфере данной компетенции; • индикаторы — учебные и контрольно-оценочные задания по определению уровня компетентности ученика. Содержание практических занятий ориентировано закрепление теоретического материала, формирование навыков работы в оказании доврачебной первой помощи. Программа проектно-исследовательской деятельности учащихся Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся • самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников; пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; • развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение экспериментов, анализ, построение гипотез, обобщение); • развивают системное мышление. Технологии и методики, используемые в ходе изучения курса Основным дидактическим средством обучения доврачебной первой помощи является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторнопрактические, практические работы, выполнение проектов: дифференцированное обучение; практические методы обучения; проектные технологии; технология применения средств ИКТ в предметном обучении; технология организации самостоятельной работы; элементы технологии компьютерного урока. Формы учебной деятельности: Лекция; Практическая работа; Творческий проект; Учебная игра; Тематические задания по подгруппам; Защита творческой работы. 15 Здоровьесберегающие технологии в дополнительном образовании Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Очень полезна зарядка для глаз. Такие упражнения выполняются после 1015 минут напряженного зрительного труда. Вот некоторые приемы зарядки для глаз: Зажмуримся — посмотрим на пальчик (3 раза). Постреляем глазками вверх-вниз (3 раза). Посмотрим вдаль — на носик, поморгаем (3 раза). Глазки отдыхают. Потереть ладошки, приложить к глазкам (2 раза). Вращаем глазами сначала в одну сторону, потом в другую (2 раза). С учетом возрастных особенностей детского организма и потребности в двигательной активности на занятиях эти формы работы предупреждают утомление, нарушения осанки, зрения, а также способствуют повышению работоспособности, активизации мыслительных процессов, улучшению памяти и внимания. Задача педагога дополнительного образования – создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, развить интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии, внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс и закрепить навыки и умения детей, с целью улучшения физического здоровья, а также здоровья психики ребенка и комфортного состояния в образовательном процессе. Работа с родителями Важнейшим аспектом в деятельности любого детского учреждения является работа с родителями, так как только при взаимодействии ребенка, семьи и педагогического коллектива возможна организация полноценного воспитательного процесса. Главными функциями взаимодействия являются: информационная; воспитательно-развивающая; формирующая; охранно-оздоровительная; контролирующая. Формы взаимодействия: неделя открытых дверей; родительские собрания (2 раза в год); индивидуальные консультации; анкетирование родителей; открытые занятия; 16 творческие мастерские; праздничные программы; мастер – класс; конкурсы. Формы аттестации / контроля Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные модели, сцены и т.п.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса. Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения — устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и рейтинги. Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения обучающимся минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учащихся, которые определены в рабочей программе педагога и в индивидуальных образовательных программах учащихся. Обучающийся выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью педагог выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта — доврачебной первой помощи. Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах: 1. текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка обучающимися выполняемых заданий; 2. взаимооценка обучающимися работ друг друга или работ, выполненных в группах; 3. публичная защита выполненных обучающимися творческих работ (индивидуальных и групповых); 4. текущая диагностика и оценка педагогом деятельности школьников; 5. итоговая оценка деятельности и образовательной продукции обучающегося в соответствии с его индивидуальной образовательной программой по курсу; 6. итоговая оценка индивидуальной деятельности обучающегося педагогом, выполняемая в форме образовательной характеристики. Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты 17 учеников. Качество ученической продукции оценивается следующими способами: • • • • по количеству творческих элементов в модели; по степени его оригинальности; по художественной эстетике модели; по практической пользе модели и удобству его использования. Текущий контроль усвоения материала планируется осуществлять путем устного опроса, собеседования, анализа результатов деятельности, самоконтроля, индивидуального устного опроса и виде самостоятельных, практических и творческих работ. Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные модели, сцены и т.п.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса. Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце курса. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, учитель оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки: технические качества, дизайнерские, коммуникативные, креативные, когнитивные, оргдеятельностные, рефлексивные. Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он может иметь форму зачета олимпиады или защиты творческих работ. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса. Формой итоговой оценки каждого ученика выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения им каждой из целей курса и каждого из направлений индивидуальной программы ученика по курсу. В целях развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и другое), оценивать еѐ результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. 18 Оценочные материалы Критерии оценки проектно-исследовательской работы: Отметка «5»: работа выполнена полностью, правильно, сдана в установленные календарно-тематическим планированием сроки; сделаны правильные выводы Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок, исправленных самостоятельно по требованию учителя, сдана в установленные календарно-тематическим планированием сроки. Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину, или допущена существенная ошибка, или работа сдана позднее установленных календарнотематическим планированием сроков более чем на одну неделю. Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя, работа не сдана в течение двух недель после установленных календарно-тематическимпланированием сроков. Требования к оформлению проекта 1. Работа должна быть рассчитана на взыскательное читательское восприятие (т.е. написана хорошим, ясным языком). 2. Должны быть соблюдены единые требования к оформлению работ: • работа представляется в печатном и электронном виде. • справочно-вспомогательный аппарат (примечания, сноски) должен быть выполнен в соответствии с принятым стандартом (ФИО автора, название источника, издательство, год). • проект выполняется с соблюдением правил элементарного дизайна (разбивка на абзацы, заголовки, подзаголовки, курсив, поля, унификация шрифтов, единый стиль.) 1. Каждый проект должен содержать следующие части: • • • • • титульный лист (название, дата, авторы и пр.) оглавление; основные проектные идеи, обоснование их выбора; технологическую часть: эскизы, планы, схемы, расчеты; визуальный ряд к проекту: макеты, фотографии, рисунки, компьютерный дизайн (например, макет с возможностью перемещением объектов) и др.; • заключение; • библиографические сведения (список использованной литературы). Критерии оценивания степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности учащихся 19 • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; • степень включенности в групповую работу и чѐткость выполнения отведѐнной роли; • практическое использование УУД; • количество новой информации, использованной для выполнения проекта; • степень осмысления использованной информации; • оригинальность идеи, способа решения проблемы; • осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач проекта или исследования; • уровень организации и проведения презентации; • владение рефлексией; • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; • значение полученных результатов. Критерии оценки выполненного проекта: Осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач проекта или исследования Проблема Понимает проблему 1 балл Объясняет выбор проблемы 2 балла Назвал противоречие на основе анализа ситуации 3 балла Назвал причины существования проблемы 4 балла Сформулировал проблему, проанализировал ее причины 5 баллов Целеполагание Формулирует и понимает цель 1 балл Задачи соответствуют цели 2 балла Предложил способ убедиться в достижении цели 3 балла Предложил способы решения проблемы 4 балла Предложил стратегию 5 баллов Планирование 20 Рассказал о работе над проектом 1 балл Определил последовательность действий 2 балла Предложил шаги и указал некоторые ресурсы 3 балла Обосновал ресурсы 4 балла Спланировал текущий контроль 5 баллов Оценка результата Сравнил конечный продукт с ожидаемым 1 балл Сделал вывод о соответствии продукта замыслу 2 балла Предложил критерии для оценки продукта 3 балла Оценил продукт в соответствии с критериями 4 балла Предложил систему критериев 5 баллов Значение полученных результатов Описал ожидаемый продукт 1 балл Рассказал, как будет использовать продукт 2 балла Обосновал потребителей и области использования продукта 3 балла Дал рекомендации по использованию продукта 4 балла Спланировал продвижение или указал границы применения продукта 5 баллов Количество баллов (максимальное кол-во – 25) 21 Работа с информацией (количество новой информации, использованной для выполнения проекта, степень осмысления использованной информации) Поиск информации Задает вопросы по ходу работы 1 балл Называет пробелы в информации по вопросу 2 балла Назвал виды источников, необходимые для работы 3 балла Выделил вопросы для сравнения информации из нескольких источников 4 балла Выделил вопросы для сравнения информации из нескольких источников 5 баллов Обработка информации Воспроизвел аргументы и вывод 1 балл Привел пример, подтверждающий вывод 2 балла Сделал вывод и привел аргументы 3 балла Сделал вывод на основе критического анализа 4 балла Подтвердил вывод собственной аргументацией или данными 5 баллов Количество баллов (максимальное кол-во – 10) Оформление работы Не соблюдает нормы 1 балл Неточное соблюдение норм 2 балла Соблюдает нормы, заданные образцом 3 балла Использует вспомогательную графику 4 балла Изложил тему со сложной структурой, использовал вспомогательные средства 5 баллов 22 Количество баллов (максимальное кол-во – 5) Коммуникация Устная коммуникация Речь не соответствует норме 1 балл Речь соответствует норме, обращается к тексту 2 балла Подготовил план, соблюдает нормы речи и регламент 3 балла Использовал предложенные невербальные средства или наглядные материалы 4 балла Самостоятельно использовал невербальные средства или наглядные материалы 5 баллов Продуктивная коммуникация Односложные ответы 1 балл Развернутый ответ 2 балла Привел дополнительную информацию 3 балла Привел объяснения или дополнительную информацию 4 балла Апеллировал к данным, авторитету или опыту, привел дополнительные аргументы 5 баллов Владение рефлексией Высказал впечатление от работы 1 балл Назвал сильные стороны работы 2 балла Назвал слабые стороны работы 3 балла Указал причины успехов и неудач 4 балла Предложил способ избежать неудачи 5 баллов Количество баллов (максимальное кол-во – 15) 23 Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом Самостоятельно не справился с работой, последовательность нарушена, допущены большие отклонения, работа имеет незавершѐнный вид 1 балл Самостоятельно не справился с работой, последовательность частично нарушена, допущены отклонения 2 балла Работа не выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением последовательности 3 балла Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением последовательности, допущены небольшие отклонения 4 балла Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески 5 баллов Количество баллов (максимальное кол-во – 5) Дизайн, оригинальность представления результатов Количество баллов (максимальное кол-во – 5) Таким образом, максимальное количество баллов составляет 65 баллов. Перевод сумм баллов за работу в традиционные оценочные нормы предлагаем осуществлять по следующей схеме: • Оценка «5» (отлично) выставляется за сумму баллов от 85% и выше • Оценка «4» (хорошо) соответствует сумме баллов от 71%до 84% • Оценка «3» соответственно от 50% до 70% Работа, содержащая информацию менее 50%, оценивается как неудовлетворительная. 24 Список литературы для педагогов : Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации». Концепция развития дополнительного образования детей. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО». Абаскалова Н.П «Здоровью надо учиться» М.: Дрофа, 2016 Баиров Г.А. Травмотология детского возраста. Л.: Медицина, 2016. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. «Основы медицинских знаний» М.: Астрель, 2014 Воробьев Ю.Л. «Основы безопасности жизнедеятельности» М.:, Астрель, 2013 Выготский JI.C. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 2017. Гоголева М.И. «Основы медицинских знаний учащихся» М.: Просвещение, 2015 Завьялов В.Н., Гоголев М.И., Мордвинов В.С. «Медико-санитарная подготовка учащихся» М.: Просвещение, 2013 Курцева П.А. «Медико санитарная подготовка учащихся» М.: Просвещение, 2019. Мишин Б.И. «Настольная книга учителя ОБЖ», М.:Астрель, 2013 Немсадзе В.П., Амбернади Г.А. Детский травматизм. М.: Советский спорт, 2014 Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. М: Просвещение, 2013 Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. М.: Медицина, 2013 Ганатасова Л.П, Гольнева Д.П «Человек и окружающая среда» М.: Просвещение, 2017 Сонин Н.И., Сапин М.Р «Биология. Человек» М.: Дрофа, 2014 Цорионов В.Т. «Первая помощь при дорожно-транспортных происшествиях», М.: Астрель, 2015 Для обучающихся: Сонин Н.И., Сапин М.Р «Биология. Человек» М.: Дрофа, 2014 Цорионов В.Т. «Первая помощь при дорожно-транспортных происшествиях», М.: Астрель, 2015 Сергеев Б.Ф «Занимательная физиология» М.: Просвещение, 2014 Сидоренко Г.И. Гигиена окружающей среды. М.: Дрофа 2014 Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. М.: Медицина, 2013 Ганатасова Л.П, Гольнева Д.П «Человек и окружающая среда» М.: Просвещение, 2017 Абаскалова Н.П «Здоровью надо учиться» М.: Дрофа, 2016 Для родителей: Немсадзе В.П., Амбернади Г.А. Детский травматизм. М.: Советский спорт, 2014 Выготский JI.C. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 2017. 25 Баиров Г.А. Травмотология детского возраста. Л.: Медицина, 2016. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. «Основы медицинских знаний» М.: Астрель, 2014 Интернет-ресурсы: https://www.koob.ru/vigodsky_v_l/ https://www.medien.ru/ https://www.nauki-online.ru/ https://www.health.mail.ru/ https://www.medicusamicus.com/ https://wptmp.ru/work/work-program 26