Дополнительная Общеобразовательная общеразвивающая программа «Доврачебная первая помощь» -2023-2024 учебный год

MyHAI+{II AJIbHOE KA3EHOE OITIUEOBPA3 OBA t' r..J I b HOE y LlpE}KllIjHl,tE
 TEPCKO|O
MYHI4III,IIIAJIbHO| O PAIZOHA KAEAPAI,IHO-EANKAPCKOT PECITYE IILIKLL

COfJIACOBAHO
HA 3a9eI,a]f^Lrtl lle4arorzuecxoro coBeTa
MKOY lftaqefiNsl r.n. Tepex
llpo'roxor o, ,,/4r, OE
2023 r. Ns //

EPXTAIO
.n. Teper

nupe

Ng37

rlprzra:

AOTIOJIHI4TEJIbHA.g OFIIIEOEPA3OBATEJ'IbHAfl
OETUE PA3BI,{BAIOIIIAfl II POI'PANl TI
^
<{onpave6naq nepBafl noMorrlb)

I{anpan,reH uoc-lb lr porpa MM br : cct.cc.rBc
VpoeeHs rrporpaMMbr : 6a.]oesrrT
Bug nporparururr : voga$urllrpoaaHuufi
Agpecar: 10-15 ner
Cporc pea.nusaqr.ru: 1 rog, 144 taca
@opma oOy.renua: ouuar

Aerop: fiaN,lyron

Ac rce-p licc:ranor]t.r' r -

n I ror

nL.,rla

o6pa:onauux

r. Tepex, 2023r.

tavr

rot.

Jr

ral

.r1or r o.

l llt.c.,

r

r, n

o r.o

Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Доврачебная первая помощь - это комплекс простейших, срочных и
целесообразных мер для спасения жизни человека и предупреждения осложнений
при несчастном случае. Эти мероприятия проводятся до прибытия медицинского
работника или доставки пострадавшего в лечебное учреждение. Доврачебная
помощь оказывается пострадавшему до прибытия
профессиональной
медицинской помощи и призвана:
- спасти человеку жизнь;
- не допустить ухудшения его состояния;
- создать условия для его дальнейшего лечения и выздоровления.
Обычно жизнь и здоровье пострадавшего зависят от оказания первой помощи
лицами без специального медицинского образования, в порядке само- и
взаимопомощи. Поэтому необходимо, чтобы каждому гражданину были известны
сущность, принципы, правила и последовательность оказания первой помощи.
Сущность доврачебной помощи заключается в прекращении дальнейшего
воздействия травмирующих факторов, осуществлении простейших мероприятий и
в обеспечении скорейшей транспортировки пострадавшего в лечебное
учреждение.
Необходимость
создания
и
ведения
курса «Школа
доврачебной
помощи» обусловлена огромным образовательным значением, так как
курс ориентирован не только на получение знаний, но в первую очередь на
формирование практических умений и навыков оказания первой помощи как
базовых компонентов образования. Проблема неумения оказывать, доврачебную
помощь актуальна и имеет острую социальную значимость.
Направленность: (профиль) программы – естественнонаучная.
Уровень программы: Базовый
Вид программы: Модифицированный
Нормативно-правовая база,
регламентирующая деятельность дополнительного образования
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Национальный проект «Образование».
3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование».
4. Конвенция ООН о правах ребенка.
2

5. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное
образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при
Президенте РФ.
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
7. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
8. Постановление Правительства РФ от 20.10.2021 г. № 1802 «Об утверждении
Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в
информационно-телекоммуникационной
сети
«Интернет»
и
обновления
информации об образовательной организации».
9. Приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 г. №1185 «Об утверждении
примерной
формы
договора
об
образовании
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
10. Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности
рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной
платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки
педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 г. №1309 «Об
утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов и
предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания при этом
необходимой помощи».
12. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного
образования детей».
13. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ».
14. Приказ Минпросвещения России от 16.09.2020 г. № 500 «Об утверждении
примерной
формы
договора
об
образовании
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. №
652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
16. Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
17. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242
«О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»).
18. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении
методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими
3

рекомендациями по независимой оценке качества образования образовательной
деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»).
19. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учѐтом их особых образовательных потребностей»).
20. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»).
21. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020
г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
22. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования».
23. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от
14.08.2020 г. №831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта
образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» и формату предоставления информации».
24. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об
образовании».
25. Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015 г. № 778 «Об утверждении
Региональных требований к регламентации деятельности государственных
образовательных учреждений дополнительного образования детей в КабардиноБалкарской Республике».
26. Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020 г. №242-рп «Об
утверждении
Концепции
внедрения
модели
персонифицированного
дополнительного образования детей в КБР».
27. Приказ Минпросвещения КБР от 14.09.2022 г. №22/756 «Об утверждении
Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей в КБР».
28. Письмо Минпросвещения КБР от 02.06.2022 г. №22-01-32/4896
«Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и
модульные)».
29. Письмо Минпросвещения КБР от 26.12.2022 г. №22-01-32/11324
«Методические рекомендации по разработке и экспертизе качества авторских
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».
30.Устав школы.
4

Актуальность дополнительной образовательной программы заключается в том,
что «Школа доврачебной помощи» разработана для занятий с учащимися 4-9 (915 лет) классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями
ФГОС основного общего образования. Программа обусловлена тем, что в
условиях современного мира, повышения уровня опасности и роста
технологических аварий и катастроф необходимо совершенствование знаний и
умений в области обеспечения личной и общественной безопасности. Для этого
необходимо расширение знаний безопасности жизнедеятельности со школьного
уровня, до уровня специальной подготовки в условиях кружковой деятельности.
Данная программа дает возможность наиболее емко дать знания в области
безопасности, спасательного дела и в области медицины. Внезапно возникающие
стихийные бедствия и аварии требуют срочной организации медицинской
помощи пострадавшему населению. Большое значение имеют своевременное
оказание помощи непосредственно на месте поражения и вывоз пострадавших в
медицинские учреждения. При возникновении значительных стихийных бедствий
и аварий медицинскую помощь пострадавшему населению оказывают силы и
средства центров экстремальной медицины. А как быть в случае дорожнотранспортного происшествия или при бытовой травме, когда помощь нужна
срочно? Здесь необходимы практические навыки оказания самопомощи или
доврачебной помощи пострадавшим.
Новизна данной программы заключена в том, что программа расширяет
познавательную деятельность обучающихся, дает такие знания, которых нет в
школьной программе, однако в ней четко прослеживаются межпредметные
связи:
- биология (анатомия человека);
- ОБЖ (знания в области личной и общественной безопасности ).
- химия (реактивы);
- физика (причины технологических аварий).
Получая разносторонние знания, обучающиеся становятся всесторонне
развитыми личностями, у них появляется самостоятельность в суждении,
собственное видение происходящего.
Содержание программы соответствует Закону Российской Федерации «Об
образовании», Конвенции о правах ребенка, Типовому положению об учреждении
дополнительного образования детей
Отличительные особенности программы. Отличительная особенность данной
программы заключается в следующем:
учет основных закономерностей развития теории военно-патриотического
5

воспитания;
 интегративность - охват многих сфер человеческой деятельности;
 направленность на формирование у обучающихся современного уровня
культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного
влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и
государства.
Педагогическая целесообразность
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в
выявлении интереса обучающихся с учетом принципиально-качественных
изменений в образовании и развитии детей и подростков.. Особенностью данной
программы является ее практическая направленность, связанная с получением
навыков работы в чрезвычайных ситуациях . В ходе обучения ребенок получает
основные сведения о принципах оказания доврачебной помощи. Занятия строятся
по принципу: от простого к сложному. При общей практической направленности
теоретические сведения сообщаются обучающимся в объеме, необходимом для
правильного понимания значение тех или иных требований для осознанного
выполнения поставленных задач. Изложение теории проводится постепенно,
иногда ограничиваясь лишь краткими беседами и пояснениями по ходу учебного
процесса, что способствует формированию большей заинтересованности в
дальнейшей работе.
Адресат: обучающиеся 10 – 15 лет
Срок реализации: 1 год. Программа рассчитана на 144 часа.
Режим занятий: Программа рассчитана на 1 год обучения для детей 10-15 лет.
Занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических часа с 10 минутным
перерывом, за год предусмотрено 144 часа.
- теория – 59 часов
- практика – 85 часов
Наполняемость группы: Количество обучающихся в учебной группе 15
человек: в группу могут быть приняты все желающие без предварительного
отбора. Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом.
Группы формируются из обучающихся разного возраста. Состав группы
обучающихся – постоянный. Допускается дополнительный набор обучающихся
на обучение при наличии освободившихся мест на начальном этапе обучения.
Форма обучения: очная
Формы

занятий:

индивидуальная,

6

групповая,

фронтальная.

Цель программы:
 Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей,
совершенствование их физического развития.
 Снижение состояния дискомфорта, эмоционального напряжения через
игровую деятельность.
 Обучение элементарным навыкам оказания первой помощи.
Задачи программы:
Личностные:
 Научить базовым понятиям и формированию практических навыков в
оказании доврачебной первой помощи;
 Повысить мотивацию к изучению доврачебной первой помощи;
 Приобщиться к новым технологиям, способным помочь им в реализации
собственного творческого потенциала.
Предметные:
 способствовать развитию образного и абстрактного мышления,
творческого и познавательного потенциала подростка;
 способствовать развитию творческих способностей и эстетического
вкуса подростков;
 способствовать развитию коммуникативных умений и навыков
учащихся.
 способствовать развитию пространственного мышления, умению
анализировать;
 создавать условия для повышения самооценки обучающегося,
реализации его как личности;
 развивать способности к самореализации, целеустремлѐнности.
Метапредметные:
 способствовать воспитанию и формированию устойчивого интереса
учащихся к техническому творчеству;
 воспитывать настойчивость к достижению поставленной цели;
 способствовать воспитанию и формированию общей информационной
культуры у учащихся;

7

Учебный план
№

Количество часов
Название раздела, темы

Всего Теори
я

Практи
ка

Формы
аттестации/
контроля

Раздел I. Раны- 58 часов.
Введение, инструктаж ТБ
Раны, классификация ран,
первая помощь при ранениях
3. Кровотечения, виды
кровотечений
4.
Растворы для обработки
1.
2.

5.

Синдром длительного
сдавливания и закрытые
повреждения

4
20

2
12

2
8

14

8

6

Беседа
Беседа/ зачет

10

4

6

Устный опрос

10

4

6

Устный опрос

Тематическое
тестирование

Раздел II. Травмы-52 часа.
1.

Травмы опорнодвигательного аппарата

28

22

6

2.

Травматический шок и
противошоковые
мероприятия
Ожоги.

12

2

10

12

4

8

3.

Устный опрос

Раздел III. Сердечно-сосудистые заболевания- 10 часов.
10
4
6
Сердечно-сосудистые
заболевания.
Раздел IV. Обморожение.Солнечный удар. Укусы. Отравление - 24 часа.
1.

1.

Обморожение, тепловой и
солнечный удар, укусы
ядовитыми змеями и
насекомыми, отравление
угарным газом, обморок

10

4

8

6

Тематическое
тестирование

2.

Утопление. Экстренная
реанимационная помощь
ИТОГО

14
144

6

8

70

74

Устный опрос

Содержание учебного плана:
Раздел I. Раны- 58 часов.
Тема 1. Введение ,инструктаж ТБ. (4 ч.)
Теория: Введение. Доврачебная помощь и ее значение. Беседа с детьми о
правилах техники безопасности на занятиях и учреждении.
Практика: отработка навыков определения сознания у пострадавшего;
решение ситуационных задач о принципах оказания первой помощи.
Тема 2. Раны, классификация ран, первая помощь при ранениях (20 ч.)
Теория: Понятие о ране. Классификация и характеристика ран. Асептика и
антисептика. Перевязочный материал. Повязки, их виды и назначение. Правила
наложения стерильных повязок.
Практика: Наложение давящей повязки; кровоостанавливающего жгута, жгутазакрутки;
решение практических ситуационных задач.
Тема № 3. Виды кровотечений, их характеристика, остановка (14ч.)
Теория: Классификация и характеристика кровотечений. Способы временной
остановки кровотечения. Характеристика и признаки внутреннего кровотечения.
Практика: Наложение давящей повязки;
кровоостанавливающего жгута, жгута-закрутки;
Тема № 4. Растворы для обработки(10 ч.)
Теория: Какие бывают антисептики, как они работают и как правильно подобрать
препарат для разных типов повреждений
Практика: Подбор средств для наружного применения. решение практических
ситуационных задач.
Тема № 5. Синдром длительного сдавливания и закрытые повреждения (10 ч.)
Теория: Понятие синдрома длительного сдавливания, характеристика периодов
его течения. Признаки закрытых повреждений и доврачебная помощь при
синдроме длительного сдавливания.
Практика: решение практических ситуационных задач.
Раздел II. Травмы-52 часа.
Тема № 6. Травмы опорно-двигательного аппарата (28 ч.)
Теория: Ушибы и их признаки. Растяжение связок, разрывы связок и мышц, их
признаки.
Вывихи и их признаки. Отработка навыков оказания доврачебной помощи при
ушибах, растяжениях, разрывах связок и мышц, вывихах. Открытые и закрытые
переломы.
Практика: Отработка приемов оказания доврачебной помощи при закрытых и
открытых переломах.
Тема №7. Травматический шок и противошоковые мероприятия (12 ч.)
9

Теория: Понятие о травматическом шоке. Причины и признаки травматического
шока, его действие на организм человека.
Практика: Отработка приемов доврачебной помощи при травматическом шоке.
Тема № 8. Ожоги (12 ч.)
Теория: Понятие об ожогах, виды ожогов, степени ожогов. Особенности
электротравм.
Практика: Отработка приемов оказания доврачебной помощи при ожогах и
электротравмах.
Раздел III. Сердечно-сосудистые заболевания- 10 часов.
Тема № 9. Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) (10 ч.)
Теория: Заболевания кровеносных сосудов. Острая сердечная недостаточность.
Инсульт.
Инфаркт миокарда. Правила оказания доврачебной помощи.
Практика: Отработка приемов доврачебной помощи при острой сердечной
недостаточности, при инсульте, инфаркте миокарда.
Раздел IV. Обморожение.Солнечный удар. Укусы. Отравление - 24 часа.
Тема № 10. Обморожение, тепловой и солнечный удар, укусы ядовитыми змеями
и насекомыми, отравление угарным газом, обморок (10 ч.)
Теория: Характеристика и степени обморожений. Отличительные
характеристики теплового и солнечного ударов. Симптомы укусов змеями и
насекомыми, состояние организма при укусах змеями. Отравление угарным газом.
Понятие обморока.
Практика: Обработка и наложение асептической повязки на область укуса (на
фантоме)техника наложения теплоизолирующей повязки; решение практических
ситуационных задач.
Тема № 11. Утопление. Экстренная реанимационная помощь (14 ч.)
Теория: Виды утопления. Признаки жизни и смерти. Клиническая смерть.
Практика:Реанимационные мероприятия. Искусственная вентиляция легких.
непрямой массаж сердца. Отработка приемов проведения ИВЛ и непрямого
массажа сердца.
Планируемые результаты
Личностные:
У обучающихся будет/будут:
 базовые понятия и формирование практических навыков в окозании
доврачебной первой помощи;
 сформирована мотивация к изучению доврачебной первой помощи;
 приобщаться к новым технологиям, способным помочь им в реализации
собственного творческого потенциала.
Предметные:
У учащихся будет/будут:

развито образное и абстрактное мышление, творческий и
познавательный потенциал подростка;
10



сформированы творческие способности и эстетический вкус
подростков;

развиты коммуникативные умения и навыки учащихся.

развито пространственное мышление, умение анализировать;

созданы условия для повышения самооценки обучающегося,
реализации
его как личности;

сформированы способности к самореализации, целеустремлѐнности.
Метапредметные:
 способствовать воспитанию и формированию устойчивого интереса
учащихся к техническому творчеству;
 настойчивость к достижению поставленной цели;
 сформировано воспитание и формирование общей
информационнойкультуры у учащихся;
 Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график
Год обучения

Дата
Дата
Количество Количество
начала окончания учебных
учебных
учебного учебного
недель
часов в год
года
года
36
144
1-ый год обучения
01.09.
31.05.

Режим
занятий
2 раза в
неделю по
2 часа

Условия реализации
Программа реализуется в оборудованном кабинете со столами и стульями
соответственно возрасту детей (Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). Предметноразвивающая среда соответствует интересам и потребностям детей, целям и
задачам программы. На занятиях используются материалы, безопасность которых
подтверждена санитарно-эпидемиологическим условиям.
Кадровое обеспечение
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими:
среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины, опыт дистанционной деятельности, а также
прошедших курсы повышения квалификации по профилю деятельности.
11

Материально-техническое обеспечение
1. Компьютерный класс не менее чем на 12 рабочих мест
2. Локальная сеть
3. Выход в интернет с каждого рабочего места
4. Сканер, принтер черно-белый и цветной
5. Акустическая система (колонки, наушники, микрофон)
6. Интерактивная доска или экран
Рабочее место обучаемого включает:
Компьютер (системный блок + монитор); Наушники и микрофон.
- наборы таблиц
- бинт
- жгут
- шины
- аптечка первой помощи
- манекены
Рабочее место педагога:
Компьютер (системный блок + монитор);
Колонки и наушники + микрофон;
Принтер: черно белый;
- тематические папки
- наглядные пособия, изготовленные педагогами и детьми, а также готовые
наглядные
пособия
- методические разработки мероприятий
- коллекции, наборы таблиц
- бинт
- жгут
- шины
- аптечка первой помощи
- манекены
Программное обеспечение
Для успешной реализации программы необходимо следующее
программное и обеспечение:
1. Наличие индивидуальных компьютеров для педагога.
2. Наличие программного обеспечения:
Операционная система не ниже Windows 10; 8 Гб оперативной памяти;
Офисный пакет МS Office.
3. Возможность выхода в Интернет.
12

Методы работы
Методы работы, используемые на занятиях по доврачебной первой помощи. В
процессе реализации программы используются
разнообразные методы обучения: новейшие технологии обучения, беседы,
словесных методов, работа с материалами, демонстрация,
практические работы репродуктивного и творческого
характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля,
взаимоконтроля и самоконтроля.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Основным дидактическим средством обучения доврачебной первой помощи
является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторнопрактические, практические работы, выполнение проектов:
• дифференцированное обучение;
• практические методы обучения;
• проектные технологии;
• технология применения средств ИКТ в предметном обучении;
• технология организации самостоятельной работы;
Основной тип занятий — практикум. Большинство заданий курса
выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых
программных средств. Доступ в Интернет желателен, но не обязателен.
Единицей учебного процесса является блок уроков (раздел). Каждый такой
блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части.
В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено
для блоков уроков, связанных с изучением основной темы. Внутри блоков
разбивка по времени изучения производится педагогом самостоятельно. С учетом
регулярного повторения ранее изученных тем темп изучения отдельных разделов
блока определяется субъективными и объективными факторами.
Каждая тема программы начинается с постановки задачи — характеристики
образовательного продукта, который предстоит создать обучающимся. С этой
целью учитель проводит веб-экскурсию, мультимедийную презентацию,
комментированный обзор сайтов или демонстрацию слайдов.
Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Учащиеся
изучают его с целью создания запланированного продукта — графического
файла, эскиза модели и т.п.
Далее проводится тренинг по отработке умений выполнять технические
задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов
обучения. Тренинг переходит в комплексную творческую работу по созданию
учениками определенного образовательного продукта, например, эскиза. Такая
13

деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором
успешности образовательного процесса.
Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала.
Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых
тем способствуют устранению весьма распространенного недостатка —
формализма в знаниях, учащихся — и формируют их научное мировоззрение.
Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами
работы по созданию сайта. Выполнение проектов завершается их защитой и
рефлексивной оценкой.
Виды учебной деятельности: образовательная, творческая,
исследовательская.
Материал излагается в виде лекций с использованием видеоуроков,
инструкций, по некоторым темам могут использоваться электронные учебники и
интерактивные уроки для самостоятельного изучения или для повторения.
Методы обучения. Основная методическая установка программы —
обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой
работы. Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит
на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, изложенных в
учебном пособии для школьников. Большинство заданий выполняется с помощью
персонального компьютера и необходимых программных средств.
Кроме индивидуальной, применяется и групповая работа. В задачи педагога
дополнительного образования входит создание условий для реализации ведущей
подростковой деятельности — авторского действия, выраженного в проектных
формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в
группы, т.е. используется проектный метод обучения. Выполнение проектов
завершается публичной защитой результатов и рефлексией.
Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования
информационной и коммуникативной компетентностей учащихся. Решение
данной задачи обеспечено наличием в программе следующих элементов данных
компетенций:
• социально-практическая значимость компетенции (для чего необходимо
уметь оказывать доврачебную первую помощь);
• личностная значимость компетенции (зачем ученику необходимо быть
компетентным в оказании доврачебной первой помощи);
перечень реальных объектов действительности, относящихся к данным
компетенциям (аптечка первой помощи, манекены, компьютер, компьютерная
программа и др.);
• знания, умения и навыки, относящиеся к данным объектам;
• способы деятельности по отношению к данным объектам;
14

• минимально необходимый опыт деятельности обучающегося в сфере
данной компетенции;
• индикаторы — учебные и контрольно-оценочные задания по определению
уровня компетентности ученика.
Содержание практических занятий ориентировано закрепление
теоретического материала, формирование навыков работы в оказании
доврачебной первой помощи.
Программа проектно-исследовательской деятельности учащихся
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при
которых учащиеся
• самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;
пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и
практических задач;
• приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
• развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбор
информации, наблюдения, проведение экспериментов, анализ, построение
гипотез, обобщение);
• развивают системное мышление.
Технологии и методики, используемые в ходе изучения курса
Основным дидактическим средством обучения доврачебной первой помощи
является учебно-практическая деятельность обучающихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторнопрактические, практические работы, выполнение проектов:
дифференцированное обучение;
практические методы обучения;
проектные технологии;
технология применения средств ИКТ в предметном обучении;
технология организации самостоятельной работы;
элементы технологии компьютерного урока.
Формы учебной деятельности:
Лекция;
Практическая работа;
Творческий проект;
Учебная игра;
Тематические задания по подгруппам;
Защита творческой работы.

15

Здоровьесберегающие технологии в дополнительном образовании
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением
деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии
должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны
заниматься производительно-полезным трудом.
Очень полезна зарядка для глаз. Такие упражнения выполняются после 1015 минут напряженного зрительного труда.
Вот некоторые приемы зарядки для глаз:
Зажмуримся — посмотрим на пальчик (3 раза).
Постреляем глазками вверх-вниз (3 раза).
Посмотрим вдаль — на носик, поморгаем (3 раза).
Глазки отдыхают. Потереть ладошки, приложить к глазкам (2 раза).
Вращаем глазами сначала в одну сторону, потом в другую (2 раза).
С учетом возрастных особенностей детского организма и потребности в
двигательной активности на занятиях эти формы работы предупреждают
утомление, нарушения осанки, зрения, а также способствуют повышению
работоспособности, активизации мыслительных процессов, улучшению
памяти и внимания.
Задача педагога дополнительного образования – создать полноценные
условия для сохранения здоровья детей, развить интерес к занятиям,
включающим здоровьесберегающие технологии, внедрить эти технологии в
ежедневный образовательный процесс и закрепить навыки и умения детей, с
целью улучшения физического здоровья, а также здоровья психики ребенка
и комфортного состояния в образовательном процессе.
Работа с родителями
Важнейшим аспектом в деятельности любого детского учреждения
является работа с родителями, так как только при взаимодействии ребенка,
семьи и педагогического коллектива возможна организация полноценного
воспитательного процесса.











Главными функциями взаимодействия являются:
информационная;
воспитательно-развивающая;
формирующая;
охранно-оздоровительная;
контролирующая.
Формы взаимодействия:
неделя открытых дверей;
родительские собрания (2 раза в год);
индивидуальные консультации;
анкетирование родителей;
открытые занятия;
16






творческие мастерские;
праздничные программы;
мастер – класс;
конкурсы.

Формы аттестации / контроля
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные
продукты учеников (созданные модели, сцены и т.п.), а также их внутренние
личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые
относятся к целям и задачам курса.
Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты
анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные
способы выражения — устные суждения педагога, письменные качественные
характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические
данные, в том числе и рейтинги.
Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения обучающимся
минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса.
Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности
учащихся, которые определены в рабочей программе педагога и в
индивидуальных образовательных программах учащихся.
Обучающийся выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из
задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью педагог
выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в
зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта
— доврачебной первой помощи.
Проверка достигаемых учениками образовательных результатов
производится в следующих формах:
1. текущий
рефлексивный
самоанализ,
контроль
и
самооценка
обучающимися выполняемых заданий;
2. взаимооценка обучающимися работ друг друга или работ, выполненных в
группах;
3. публичная защита выполненных обучающимися творческих работ
(индивидуальных и групповых);
4. текущая диагностика и оценка педагогом деятельности школьников;
5. итоговая оценка деятельности и образовательной продукции
обучающегося в соответствии с его индивидуальной образовательной
программой по курсу;
6. итоговая оценка индивидуальной деятельности обучающегося педагогом,
выполняемая в форме образовательной характеристики.
Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты
17

учеников. Качество ученической продукции оценивается следующими
способами:
•
•
•
•

по количеству творческих элементов в модели;
по степени его оригинальности;
по художественной эстетике модели;
по практической пользе модели и удобству его использования.

Текущий контроль усвоения материала планируется осуществлять путем
устного опроса, собеседования, анализа результатов деятельности, самоконтроля,
индивидуального устного опроса и виде самостоятельных, практических и
творческих работ. Предметом диагностики и контроля являются внешние
образовательные продукты учеников (созданные модели, сцены и т.п.), а также их
внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания,
умения), которые относятся к целям и задачам курса.
Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе
сравнения результатов их диагностики в начале и конце курса. С помощью
методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной
продукции учеников, учитель оценивает уровень развития личностных качеств
учеников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки: технические
качества, дизайнерские, коммуникативные, креативные, когнитивные,
оргдеятельностные, рефлексивные.
Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он может иметь
форму зачета олимпиады или защиты творческих работ. Данный тип контроля
предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем
заявленным целям и направлениям курса. Формой итоговой оценки каждого
ученика выступает образовательная характеристика, в которой указывается
уровень освоения им каждой из целей курса и каждого из направлений
индивидуальной программы ученика по курсу.
В целях развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое
внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою
учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение
оптимального соотношения цели и средств и другое), оценивать еѐ результаты,
определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать
сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями,
чертами своей личности.

18

Оценочные материалы
Критерии оценки проектно-исследовательской работы:
Отметка «5»: работа выполнена полностью, правильно, сдана в установленные
календарно-тематическим планированием сроки; сделаны правильные выводы
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных
ошибок, исправленных самостоятельно по требованию учителя, сдана в
установленные календарно-тематическим планированием сроки.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину, или
допущена существенная ошибка, или работа сдана позднее установленных
календарнотематическим планированием сроков более чем на одну неделю.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы,
которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя, работа не сдана в
течение двух недель после установленных календарно-тематическимпланированием
сроков.
Требования к оформлению проекта
1. Работа должна быть рассчитана на взыскательное читательское восприятие
(т.е.
написана хорошим, ясным языком).
2. Должны быть соблюдены единые требования к оформлению работ:
• работа представляется в печатном и электронном виде.
• справочно-вспомогательный аппарат (примечания, сноски) должен быть
выполнен в соответствии с принятым стандартом (ФИО автора, название
источника, издательство, год).
• проект выполняется с соблюдением правил элементарного дизайна
(разбивка на абзацы, заголовки, подзаголовки, курсив, поля, унификация
шрифтов, единый стиль.)
1. Каждый проект должен содержать следующие части:
•
•
•
•
•

титульный лист (название, дата, авторы и пр.)
оглавление;
основные проектные идеи, обоснование их выбора;
технологическую часть: эскизы, планы, схемы, расчеты;
визуальный ряд к проекту: макеты, фотографии, рисунки, компьютерный
дизайн (например, макет с возможностью перемещением объектов) и др.;
• заключение;
• библиографические сведения (список использованной литературы).
Критерии оценивания степени сформированности умений и навыков
проектной и исследовательской деятельности учащихся
19

• степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над
проектом;
• степень включенности в групповую работу и чѐткость выполнения
отведѐнной роли;
• практическое использование УУД;
• количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
• степень осмысления использованной информации;
• оригинальность идеи, способа решения проблемы;
• осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач проекта или
исследования;
• уровень организации и проведения презентации;
• владение рефлексией;
• творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
• значение полученных результатов.
Критерии оценки выполненного проекта:
Осмысление проблемы проекта
и формулирование цели и задач проекта или исследования
Проблема
Понимает проблему

1 балл

Объясняет выбор проблемы

2 балла

Назвал противоречие на основе анализа ситуации

3 балла

Назвал причины существования проблемы

4 балла

Сформулировал проблему, проанализировал ее причины

5 баллов

Целеполагание
Формулирует и понимает цель

1 балл

Задачи соответствуют цели

2 балла

Предложил способ убедиться в достижении цели

3 балла

Предложил способы решения проблемы

4 балла

Предложил стратегию

5 баллов

Планирование
20

Рассказал о работе над проектом

1 балл

Определил последовательность действий

2 балла

Предложил шаги и указал некоторые ресурсы

3 балла

Обосновал ресурсы

4 балла

Спланировал текущий контроль

5 баллов

Оценка результата
Сравнил конечный продукт с ожидаемым

1 балл

Сделал вывод о соответствии продукта замыслу

2 балла

Предложил критерии для оценки продукта

3 балла

Оценил продукт в соответствии с критериями

4 балла

Предложил систему критериев

5 баллов

Значение полученных результатов
Описал ожидаемый продукт

1 балл

Рассказал, как будет использовать продукт

2 балла

Обосновал потребителей и области использования продукта

3 балла

Дал рекомендации по использованию продукта

4 балла

Спланировал продвижение или указал границы применения продукта

5 баллов

Количество баллов

(максимальное кол-во – 25)

21

Работа с информацией
(количество новой информации, использованной для выполнения
проекта, степень осмысления использованной информации)
Поиск информации
Задает вопросы по ходу работы

1 балл

Называет пробелы в информации по вопросу

2 балла

Назвал виды источников, необходимые для работы

3 балла

Выделил вопросы для сравнения информации из нескольких источников

4 балла

Выделил вопросы для сравнения информации из нескольких источников

5 баллов

Обработка информации
Воспроизвел аргументы и вывод

1 балл

Привел пример, подтверждающий вывод

2 балла

Сделал вывод и привел аргументы

3 балла

Сделал вывод на основе критического анализа

4 балла

Подтвердил вывод собственной аргументацией или данными

5 баллов

Количество баллов

(максимальное кол-во – 10)
Оформление работы

Не соблюдает нормы

1 балл

Неточное соблюдение норм

2 балла

Соблюдает нормы, заданные образцом

3 балла

Использует вспомогательную графику

4 балла

Изложил тему со сложной структурой, использовал вспомогательные
средства

5 баллов

22

Количество баллов

(максимальное кол-во – 5)
Коммуникация

Устная коммуникация
Речь не соответствует норме

1 балл

Речь соответствует норме, обращается к тексту

2 балла

Подготовил план, соблюдает нормы речи и регламент

3 балла

Использовал предложенные невербальные средства или наглядные
материалы

4 балла

Самостоятельно использовал невербальные средства или наглядные
материалы

5 баллов

Продуктивная коммуникация
Односложные ответы

1 балл

Развернутый ответ

2 балла

Привел дополнительную информацию

3 балла

Привел объяснения или дополнительную информацию

4 балла

Апеллировал к данным, авторитету или опыту, привел дополнительные
аргументы

5 баллов

Владение рефлексией
Высказал впечатление от работы

1 балл

Назвал сильные стороны работы

2 балла

Назвал слабые стороны работы

3 балла

Указал причины успехов и неудач

4 балла

Предложил способ избежать неудачи

5 баллов

Количество баллов

(максимальное кол-во – 15)
23

Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над
проектом
Самостоятельно не справился с работой, последовательность нарушена,
допущены большие отклонения, работа имеет незавершѐнный вид

1 балл

Самостоятельно не справился с работой, последовательность частично
нарушена, допущены отклонения

2 балла

Работа не выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением
последовательности

3 балла

Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением
последовательности, допущены небольшие отклонения

4 балла

Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением
технологической последовательности, качественно и творчески

5 баллов

Количество баллов

(максимальное кол-во – 5)

Дизайн, оригинальность представления результатов
Количество баллов
(максимальное кол-во – 5)
Таким образом, максимальное количество баллов составляет 65 баллов.
Перевод сумм баллов за работу в традиционные оценочные нормы предлагаем
осуществлять по следующей схеме:
• Оценка «5» (отлично) выставляется за сумму баллов от 85% и выше
• Оценка «4» (хорошо) соответствует сумме баллов от 71%до 84% •
Оценка «3» соответственно от 50% до 70%
Работа, содержащая информацию менее 50%, оценивается как
неудовлетворительная.

24

Список литературы для педагогов :
Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации».
Концепция развития дополнительного образования детей.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций ДО».
Абаскалова Н.П «Здоровью надо учиться» М.: Дрофа, 2016
Баиров Г.А. Травмотология детского возраста. Л.: Медицина, 2016.
Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. «Основы медицинских знаний» М.: Астрель, 2014
Воробьев Ю.Л. «Основы безопасности жизнедеятельности» М.:, Астрель, 2013
Выготский JI.C. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 2017.
Гоголева М.И. «Основы медицинских знаний учащихся» М.: Просвещение, 2015
Завьялов В.Н., Гоголев М.И., Мордвинов В.С. «Медико-санитарная подготовка
учащихся»
М.: Просвещение, 2013
Курцева П.А. «Медико санитарная подготовка учащихся» М.: Просвещение, 2019.
Мишин Б.И. «Настольная книга учителя ОБЖ», М.:Астрель, 2013
Немсадзе В.П., Амбернади Г.А. Детский травматизм. М.: Советский спорт, 2014
Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. М: Просвещение, 2013
Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. М.: Медицина, 2013
Ганатасова Л.П, Гольнева Д.П «Человек и окружающая среда» М.: Просвещение,
2017
Сонин Н.И., Сапин М.Р «Биология. Человек» М.: Дрофа, 2014
Цорионов В.Т. «Первая помощь при дорожно-транспортных происшествиях», М.:
Астрель, 2015
Для обучающихся:
Сонин Н.И., Сапин М.Р «Биология. Человек» М.: Дрофа, 2014
Цорионов В.Т. «Первая помощь при дорожно-транспортных происшествиях», М.:
Астрель, 2015
Сергеев Б.Ф «Занимательная физиология» М.: Просвещение, 2014
Сидоренко Г.И. Гигиена окружающей среды. М.: Дрофа 2014
Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. М.: Медицина, 2013
Ганатасова Л.П, Гольнева Д.П «Человек и окружающая среда» М.: Просвещение,
2017
Абаскалова Н.П «Здоровью надо учиться» М.: Дрофа, 2016
Для родителей:
Немсадзе В.П., Амбернади Г.А. Детский травматизм. М.: Советский спорт, 2014
Выготский JI.C. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 2017.
25

Баиров Г.А. Травмотология детского возраста. Л.: Медицина, 2016.
Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. «Основы медицинских знаний» М.: Астрель, 2014

Интернет-ресурсы:
https://www.koob.ru/vigodsky_v_l/
https://www.medien.ru/
https://www.nauki-online.ru/
https://www.health.mail.ru/
https://www.medicusamicus.com/
https://wptmp.ru/work/work-program

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».