Кабардино-черкесский язык
Федеральная рабочая
программа по учебному предмету «Родной (кабардино-черкесский) язык» (предметная
область «Родной язык и литературное чтение на родном языке») (далее
соответственно - программа по родному (кабардино-черкесскому) языку, родной
(кабардино-черкесский) язык, кабардино-черкесский язык) разработана для обучающихся, владеющих родным
(кабардино-черкесским) языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые
результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому) языку.
Содержание
обучения раскрывает содержательные линии,
которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
начального общего образования.
Планируемые
результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому) языку включают
личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне начального
общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год
обучения.
На уровне начального
общего образования изучение родного (кабардино-черкесского) языка имеет особое
значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения
предметных и универсальных действий
на материале родного (кабардино-черкесского) языка станут фундаментом обучения
в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Родной
(кабардино-черкесский) язык как средство познания действительности обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует
умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки
самостоятельной учебной деятельности.
Учебный предмет
родной (кабардино-черкесский) язык обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как
языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность.
В условиях
билингвальной среды важнейшей миссией изучения родного языка является единство
осознания его национальной ценности и толерантного отношения к русскому языку
как государственному языку Российской Федерации.
В ходе изучения
родного кабардинского языка предполагается использование материалов
кабардино-черкесской литературы, истории и культуры адыгов, установление
межпредметных связей с изучаемыми курсами («Русский язык», «Литературное
чтение», «Литературное чтение на родном языке», «Окружающий мир» и другими).
Общее число часов, рекомендованных для
изучения родного (кабардино-черкесского) языка, - 270 часов: в 1 классе - 66
часов (2 часа в неделю), во 2 классе-68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе -
68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе - 68 часов (2 часа в неделю).
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Родной
(кабардино-черкесский) язык». ООО
1.1. Программа по родному
(кабардино-черкесскому) языку для 5-9 классов основного общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании
рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные
тенденции в образовании и активные методики обучения.
В основе Программы родной
(кабардино-черкесский) язык лежит системно -
деятельностный подход, являющийся методологией федерального
государственного общеобразовательного стандарта. Использование системно- деятельностного
подхода способствует формированию творческого мышления обучающихся. При таком
подходе обучающийся становится субъектом собственной учебной деятельности.
Системно-деятельностный подход обеспечивает формирование готовности к
саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование
социальной среды развития обучающихся в системе образования, их активную
учебно-познавательную деятельность, построение образовательного процесса с
учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся.
1.2. В содержании программы
учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык» выделяются следующие
содержательные линии: речевая деятельность и культура речи, общие сведения о
языке (раскрывает взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной
культуры кабардинцев и черкесов, отражающий межкультурные и языковые
взаимодействия с другими народами России), разделы науки о языке, (устройство
языка и особенности функционирования языковых единиц).
1.3. Изучение родного (кабардино-черкесского) языка направлено
на достижение следующих целей:
воспитание
гражданина Российской Федерации, осознающего причастность к кабардинскому и черкесскому
народу, уважающего язык и культуру родного этноса и других народов России,
формирование отношения к кабардино-черкесскому языку как к духовному наследию
народа, ответственности за его изучение, сохранение и развитие;
формирование
у обучающихся коммуникативных навыков, помогающих пользоваться средствами языка
в различных жизненных ситуациях и сферах общения с соблюдением норм этикета;
ознакомление
с языковой системой, формирование базовых лексических, грамматических,
стилистических, орфоэпических, орфографических и пунктуационных знаний, умений
и навыков, способности обучающегося к анализу и оценке языковых явлений и
фактов;
развитие
умений работать с текстом на родном (кабардино-черкесском) языке, осуществлять
поиск информации в различных источниках, передавать
ее в самостоятельно созданных высказываниях разных типов, стилей и жанров.
1.4. Общее число часов,
рекомендованных для изучения родного
(кабардино-черкесского) языка, - 340 часов: в 5 классе - 68 часов (2 часа в
неделю),
в 6 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе - 68 часов (2 часа в
неделю), в 8 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе - 68 часов (2 часа
в неделю).
Аннотация к рабочей программе по
учебному предмету «Родной (кабардино-черкесский) язык». СОО
1. Федеральная рабочая программа по
учебному предмету «Родной (кабардино-черкесский) язык» (предметная область
«Родной язык и родная литература») (далее соответственно - программа по родному
(кабардино-черкесскому) языку, родной (кабардино-черкесский) язык,
кабардино-черкесский язык) разработана для обучающихся, владеющих родным
(кабардино-черкесским) языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому)
языку.
2. Пояснительная записка отражает
общие цели изучения родного (кабардино-черкесского) языка, место в структуре
учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых
результатов.
3. Содержание обучения раскрывает
содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом
классе на уровне среднего общего образования.
4. Планируемые результаты освоения
программы по родному (кабардино-черкесскому) языку включают личностные,
метапредметные результаты за весь период обучения на уровне среднего общего
образования, а также предметные результаты за каждый год обучения.
Программа по родному
(кабардино-черкесскому) языку на уровне среднего общего образования разработана
с целью оказания методической помощи учителюв создании рабочей программы по
учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и
активные методики обучения.
На уровне среднего общего
образования у обучающихся совершенствуются приобретённые ранее знания по
родному (кабардино-черкесскому) языку, сформированные коммуникативные навыки и
умения, систематизируется теоретический материал как база для развития
практических навыков, увеличивается объём используемых обучающимися языковых и
речевых средств, совершенствуется качество владения родным языком. С целью расширения языковых возможностей обучающихся
вводятся дополнительные задания по графике, орфографии, пунктуации, синтаксису
и морфологии кабардино-черкесского языка, теории речевой деятельности. Развитие
и закрепление языковых умений осуществляется в процессе комплексного анализа
речевых высказываний и путем практического овладения нормами
кабардино-черкесского литературного языка через создание собственных текстов. В
программу по родному (кабардино-черкесскому) языку включены понятия кавказской
языковой семьи, диалектизма, диалекта и говора, рассматриваются языковые
особенности и традиции адыгов. Значительное место занимают вопросы стилистики и
культуры речи.
В программе по родному
(кабардино-черкесскому) языку содержится материал, раскрывающий взаимосвязь
языка и истории, языка и материальной и духовной культуры адыгского народа,
представляющий также национально-культурную специфику кабардино-черкесского
языка.
Структура содержания программы по
родному (кабардино-черкесскому) языку построена на основе тематического
принципа. В содержании выделяются следующие блоки: «Язык, общие сведения о
языке, разделы науки о языке» (включает разделы «Общие сведения о
кабардино-черкесском языке», «Кабардино-черкесский литературный язык и
диалектология», «Лексика. Фразеология. Лексикография», «Фонетика. Графика.
Орфоэпия. Орфография», «Морфемика и словообразование», «Морфология», «Синтаксис
и пунктуация»), «Речь, речевое общение и культура речи» (включает разделы «Язык
и культура речи», «Стилистика и культура речи»).
Изучение родного
(кабардино-черкесского) языка направлено
на достижение следующих целей:
совершенствование видов речевой деятельности, коммуникативных
умений
и культуры речи на кабардино-черкесском языке;
обеспечение
функциональной грамотности обучающихся в сфере родного кабардино-черкесского
языка;
расширение
понятий о языке как знаковой развивающейся системе, о стилях,
изобразительно-выразительных возможностях и нормах кабардино-черкесского
литературного языка;
воспитание
ценностного отношения к родному языку как хранителю национальной культуры и
одному из государственных языков Кабардино-Балкарской Республики.
5.5. Общее число часов, рекомендованных
для изучения родного (кабардино-черкесского) языка, - 136 часов: в 10 классе -
68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе - 68 часов (2 часа в неделю).