Русский язык
Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на
уровне начального общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения программы начального общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
(далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего
образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному
предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на
целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе
воспитания.
Изучение
русского языка направлено на достижение следующих целей:
●
приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур
на территории Российской Федерации, о языке как одной из
главных духовно нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства
общения; осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка
как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека;
●
овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
●
овладение первоначальными научными
представлениями о системе
русского языка: фонетика,
графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об
основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого
этикета;
●
использование в речевой
деятельности норм современного русского литературного языка
(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных)
и речевого этикета;
●
развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Рабочая программа
разработана на основе ФГОС НОО 2021 г., планируемых результатов начального
общего образования в соответствии с
ООП НОО, УП, УМК «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г., Бойкина М.В. (1класс),
УМК “Русский язык” Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. (2,
3, 4 классы).
Содержание обучения русскому языку в 1 классе предусматривает изучение программного материала в рамках “Обучения грамоте” разделов “Развитие речи”, “Слово и предложение”, “Фонетика”, “Графика”,”Письмо”, “Орфография и пунктуация”; в рамках “Систематического курса” - “Общие сведения о языке”, “Фонетика”, “Графика”, “Орфоэпия”, “Лексика”, “Синтаксис”, “Орфография и пунктуация”, “Развитие речи”.
Содержание обучения русскому
языку в 2, 3, 4 классах предусматривает изучение программного материала в
рамках разделов “Общие сведения
о русском языке”,
“Фонетика и графика”,
“Орфоэпия”, “Лексика”, “Состав
слова” (морфемика), “Морфология”, “Синтаксис”, “Орфография и пунктуация”, “Развитие речи”.
На изучение предмета “Русский
язык” на ступени
начального общего образования отводится 675 часов:
●
1 класс – 165 ч (5 часов
в неделю, 33 учебные недели):
из них 92 ч (23 учебные недели)
отводится урокам обучения
письму в период
обучения грамоте и 73 ч (10
учебных недель) – урокам русского
языка.
●
2 класс – 170 часов
(5 часов в неделю);
●
3 класс – 170 часов
(5 часов в неделю);
4 класс – 170 часов
(5 часов в неделю).
Федеральная рабочая
программа учебного предмета «Русский язык» на уровне основного общего
образования составлена на основе
требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также Федеральной программы воспитания, с учётом Концепции
преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля
2016 г.
№ 637-р) и подлежит
непосредственному применению при реализации обязательной части ООП ООО.
Высокая функциональная
значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и
языка меж- национального общения важны для каждого
жителя России, независимо от места его проживания и этнической
принадлежности Знание русского языка
и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических
особенностей и выразительных возможностей,
умение правильно и эффективно использовать русский
язык в различных сферах и ситуациях общения
определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно
важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои
базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует
в формировании сознания,
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи
информации, культурных традиций, истории русского и других
народов России.
Обучение русскому
языку направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры
ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков
самостоятельной учебной деятельности, самообразования
На изучение русского языка
на ступени основного общего образования
отводится 714 часов:
●
5 класс – 170 часов
(5 часов в неделю);
●
6 класс – 204 часа (6 часов
в неделю);
●
7 класс – 136 часов (4 часа в неделю);
●
8 класс – 102 часа (3 часа в неделю);
9 класс – 102 часа (3 часа в неделю).
Федеральная рабочая
программа учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего
образования составлена на основе
требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также Федеральной программы воспитания, с учётом Концепции
преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля
2016 г
№ 637-р) и подлежит
непосредственному применению при реализации обязательной части ООП СОО.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка
межнационального общения важны для каждого
жителя России, независимо от места его проживания и этнической
принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно
и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях
общения определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в
различных жизненно важных
для человека областях.
Учебный предмет
«Русский язык» на уровне среднего
общего образования обеспечивает общекультурный уровень
молодого человека, способного к продолжению обучения в системе среднего
профессионального и высшего образования. Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной
культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей,
мышления, памяти и воображения, навыков
самостоятельной учебной деятельности, самообразования. Содержании программы
выделяется три сквозные
линии: «Язык и речь. Культура
речи», «Речь. Речевое
общение. Текст»,
«Функциональная стилистика. Культура
речи».
На изучение русского языка
на ступени среднего
общего образования отводится 136 часов:
●
10 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
11 класс – 68 часов (2 часа в неделю).