РП по биологии, 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки
Кабардино - Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ Лицей № 1 г.п. Терек

РАССМОТРЕНО
На заседании педагогического
совета лицея протокол
от «24» августа 2023г. № 1

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
__________ Накова Р.Л.
«24» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
____________ Балкарова Л.З.
Приказ
от «24» августа 2023г.№ 58

Рабочая программа
(ID 2177584)
Учебного предмета «Биология. Базовый уровень»
для обучающихся 9 классов среднего общего образования
на 2023-2024 учебный год

г.п. Терек 2023г.

Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования, а также Примерной программы воспитания.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа по биологии основного общего образования разработана в соответствии с
требованиями обновлѐнного Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (ФГОС ООО) и с учѐтом Примерной основной образовательной программы
основного общего образования (ПООП ООО).
Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и
организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются возможности
предмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным
результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных
предметов на уровне основного общего образования.
В программе определяются основные цели изучения биологии на уровне 9 класса основного общего
образования, планируемые результаты освоения курса биологии: личностные, метапредметные,
предметные.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
Учебный предмет «Биология» развивает представления о познаваемости живой природы и методах
еѐ познания, он позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения их
получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях. Биологическая подготовка обеспечивает
понимание обучающимися научных принципов человеческой деятельности в природе, закладывает
основы экологической культуры, здорового образа жизни.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:
— формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических
систем разного уровня организации;
— формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма
человека, условиях сохранения его здоровья;
— формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических
систем, в том числе и организма человека;
— формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области
биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности
собственного организма;
— формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей,
значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности
человека в природе;
— формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны
окружающей среды.

Достижение целей обеспечивается решением следующих ЗАДАЧ:
— приобретение знаний обучающимися о живой природе, закономерностях строения,
жизнедеятельности и средообразующей роли организмов; человеке как биосоциальном существе;
о роли биологической науки в практической деятельности людей;
— овладение умениями проводить исследования с использованием биологического
оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма;
— освоение приѐмов работы с биологической информацией, в том числе о современных
достижениях в области биологии, еѐ анализ и критическое оценивание;
— воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению
собственного здоровья и охраны окружающей среды.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО биология является обязательным предметом на уровне основного
общего образования. Данная программа предусматривает изучение биологии в 9 классе - 2 часа в
неделю, всего - 68 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Человек — биосоциальный вид
Науки о человеке (анатомия, физиология, психология, антропология, гигиена, санитария, экология
человека). Методы изучения организма человека. Значение знаний о человеке для самопознания и
сохранения здоровья. Особенности человека как биосоциального существа.
Место человека в системе органического мира. Человек как часть природы. Систематическое
положение современного человека. Сходство человека с млекопитающими. Отличие человека от
приматов. Доказательства животного происхождения человека. Человек разумный. Антропогенез, его
этапы. Биологические и социальные факторы становления человека. Человеческие расы.
2. Структура организма человека
Строение и химический состав клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
Многообразие клеток, их деление. Нуклеиновые кислоты. Гены. Хромосомы. Хромосомный набор.
Митоз, мейоз. Соматические и половые клетки. Стволовые клетки.
Типы тканей организма человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Свойства
тканей, их функции. Органы и системы органов. Организм как единое целое. Взаимо-связь органов и
систем как основа гомеостаза.
Лабораторные и практические работы
1. Изучение клеток слизистой оболочки полости рта человека.
2. Изучение микроскопического строения тканей (на готовых микропрепаратах).
3. Распознавание органов и систем органов человека (по таблицам).
3. Нейрогуморальная регуляция
Нервная система человека, еѐ организация и значение.
Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рецепторы. Двухнейронные и
трѐхнейронные рефлекторные дуги.
Спинной мозг, его строение и функции. Рефлексы спинного мозга. Головной мозг, его строение и
функции. Большие полушария. Рефлексы головного мозга. Безусловные (врождѐнные) и условные
(приобретѐнные) рефлексы.
Соматическая нервная система. Вегетативная (автономная) нервная система. Нервная система как
единое целое. Нарушения в работе нервной системы.
Гуморальная регуляция функций. Эндокринная система. Железы внутренней секреции. Железы
смешанной секреции. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма, роста и
развития. Нарушение в работе эндокринных желѐз. Особенности рефлекторной и гуморальной
регуляции функций организма.
Лабораторные и практические работы
1. Изучение головного мозга человека (по муляжам).
2. Изучение изменения размера зрачка в зависимости от освещѐнности.
4. Опора и движение
Значение опорно-двигательного аппарата. Скелет человека, строение его отделов и функции. Кости,
их химический состав, строение. Типы костей. Рост костей в длину и толщину. Соединение костей.
Скелет головы. Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов. Особенности скелета человека,
связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.
Мышечная система. Строение и функции скелетных мышц. Работа мышц: статическая и
динамическая; мышцы сгибатели и разгибатели. Утомление мышц. Гиподинамия. Роль двигательной
активности в сохранении здоровья.

Нарушения опорно-двигательной системы. Возрастные изменения в строении костей. Нарушение
осанки. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Профилактика
травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Лабораторные и практические работы
1. Исследование свойств кости.
2. Изучение строения костей (на муляжах).
3. Изучение строения позвонков (на муляжах).
4. Определение гибкости позвоночника.
5. Измерение массы и роста своего организма.
6. Изучение влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц.
7. Выявление нарушения осанки.
8. Определение признаков плоскостопия.
9. Оказание первой помощи при повреждении скелета и мышц.
5. Внутренняя среда организма
Внутренняя среда и еѐ функции. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты и
тромбоциты. Малокровие, его причины. Красный костный мозг, его роль в организме. Плазма крови.
Постоянство внутренней среды (гомеостаз). Свѐртывание крови. Группы крови. Резус-фактор.
Переливание крови. Донорство.
Иммунитет и его виды. Факторы, влияющие на иммунитет (приобретѐнные иммунодефициты):
радиационное облучение, химическое отравление, голодание, воспаление, вирусные заболевания,
ВИЧ-инфекция. Вилочковая железа, лимфатические узлы. Вакцины и лечебные сыворотки. Значение
работ Л. Пастера и И. И. Мечникова по изучению иммунитета.
Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения крови человека и лягушки (сравнение).
6. Кровообращение
Органы кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Сердечный цикл, его
длительность. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Пульс.
Лимфатическая система, лимфоотток. Регуляция деятельности сердца и сосудов. Гигиена сердечнососудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при
кровотечениях.
Лабораторные и практические работы
1. Измерение кровяного давления.
2. Определение пульса и числа сердечных сокращений в покое и после дозированных физических
нагрузок у человека.
3. Первая помощь при кровотечениях.
7. Дыхание
Дыхание и его значение. Органы дыхания. Лѐгкие. Взаимо-связь строения и функций органов
дыхания. Газообмен в лѐгких и тканях. Жизненная ѐмкость лѐгких. Механизмы дыхания.
Дыхательные движения. Регуляция дыхания.
Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушно-капельных
инфекций. Вред табакокурения, употребления наркотических и психотропных веществ. Реанимация.
Охрана воздушной среды. Оказание первой помощи при поражении органов дыхания.
Лабораторные и практические работы
1. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
2. Определение частоты дыхания. Влияние различных факторов на частоту дыхания.

8. Питание и пищеварение
Питательные вещества и пищевые продукты. Питание и его значение. Пищеварение. Органы
пищеварения, их строение и функции. Ферменты, их роль в пищеварении. Пищеварение в ротовой
полости. Зубы и уход за ними. Пищеварение в желудке, в тонком и в толстом кишечнике. Всасывание
питательных веществ. Всасывание воды. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа,
их роль в пищеварении.
Микробиом человека — совокупность микроорганизмов, населяющих организм человека.
Регуляция пищеварения. Методы изучения органов пищеварения. Работы И. П. Павлова.
Гигиена питания. Предупреждение глистных и желудочно-кишечных заболеваний, пищевых
отравлений. Влияние курения и алкоголя на пищеварение.
Лабораторные и практические работы
1. Исследование действия ферментов слюны на крахмал.
2. Наблюдение действия желудочного сока на белки.
9. Обмен веществ и превращение энергии
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Пластический и энергетический
обмен. Обмен воды и минеральных солей. Обмен белков, углеводов и жиров в организме. Регуляция
обмена веществ и превращения энергии.
Витамины и их роль для организма. Поступление витаминов с пищей. Синтез витаминов в
организме. Авитаминозы и гиповитаминозы. Сохранение витаминов в пище.
Нормы и режим питания. Рациональное питание — фактор укрепления здоровья. Нарушение
обмена веществ.
Лабораторные и практические работы
1. Исследование состава продуктов питания.
2. Составление меню в зависимости от калорийности пищи.
3. Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах.
10. Кожа
Строение и функции кожи. Кожа и еѐ производные. Кожа и терморегуляция. Влияние на кожу
факторов окружающей среды.
Закаливание и его роль. Способы закаливания организма. Гигиена кожи, гигиенические требования
к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждения. Профилактика и первая помощь при
тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях.
Лабораторные и практические работы
1. Исследование с помощью лупы тыльной и ладонной стороны кисти.
2. Определение жирности различных участков кожи лица.
3. Описание мер по уходу за кожей лица и волосами в зависимости от типа кожи.
4. Описание основных гигиенических требований к одежде и обуви.
11. Выделение
Значение выделения. Органы выделения. Органы мочевыделительной системы, их строение и
функции. Микроскопическое строение почки. Нефрон. Образование мочи. Регуляция
мочеобразования и мочеиспускания. Заболевания органов мочевыделительной системы, их
предупреждение.
Лабораторные и практические работы
1. Определение местоположения почек (на муляже).
2. Описание мер профилактики болезней почек.
12. Размножение и развитие

Органы репродукции, строение и функции. Половые железы. Половые клетки. Оплодотворение.
Внутриутробное развитие. Влияние на эмбриональное развитие факторов окружающей среды. Роды.
Лактация. Рост и развитие ребѐнка. Половое созревание. Наследование признаков у человека.
Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Набор хромосом, половые хромосомы,
гены. Роль генетических знаний для планирования семьи. Инфекции, передающиеся половым путѐм,
их профилактика.
Лабораторные и практические работы
Описание основных мер по профилактике инфекционных вирусных заболеваний: СПИД и гепатит.
13. Органы чувств и сенсорные системы
Органы чувств и их значение. Анализаторы. Сенсорные системы. Глаз и зрение. Оптическая
система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы. Зрительное восприятие. Нарушения зрения и их
причины. Гигиена зрения.
Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Механизм работы слухового анализатора. Слуховое
восприятие. Нарушения слуха и их причины. Гигиена слуха.
Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных
систем организма.
Лабораторные и практические работы
1. Определение остроты зрения у человека.
2. Изучение строения органа зрения (на муляже и влажном препарате).
3. Изучение строения органа слуха (на муляже).
14. Поведение и психика
Психика и поведение человека. Потребности и мотивы поведения. Социальная обусловленность
поведения человека. Рефлекторная теория поведения. Высшая нервная деятельность человека, работы
И. М. Сеченова, И. П. Павлова. Механизм образования условных рефлексов. Торможение.
Динамический стереотип. Роль гормонов в поведении. Наследственные и ненаследственные
программы поведения у человека. Приспособительный характер поведения.
Первая и вторая сигнальные системы. Познавательная деятельность мозга. Речь и мышление.
Память и внимание. Эмоции. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент,
характер, одарѐнность. Типы высшей нервной деятельности и темперамента. Особенности психики
человека. Гигиена физического и умственного труда. Режим труда и отдыха. Сон и его значение.
Гигиена сна.
Лабораторные и практические работы
1. Изучение кратковременной памяти.
2. Определение объѐма механической и логической памяти.
3. Оценка сформированности навыков логического мышления.
15. Человек и окружающая среда
Человек и окружающая среда. Экологические факторы и их действие на организм человека.
Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Микроклимат жилых помещений.
Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Здоровье человека как социальная ценность. Факторы, нарушающие здоровье: гиподинамия,
курение, употребление алкоголя, наркотиков, несбалансированное питание, стресс. Укрепление
здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Культура
отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Всемирная организация
здравоохранения.
Человек как часть биосферы Земли. Антропогенные воздействия на природу. Урбанизация.

Цивилизация. Техногенные изменения в окружающей среде. Современные глобальные экологические
проблемы. Значение охраны окружающей среды для сохранения человечества.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования должно
обеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных
результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
— отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и
советских учѐных в развитие мировой биологической науки.
Гражданское воспитание:
— готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и
проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
Духовно-нравственное воспитание:
— готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм
экологической культуры;
— понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии.
Эстетическое воспитание:
— понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности.
Ценности научного познания:
— ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических
закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
— понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
— развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков
исследовательской деятельности.
Формирование культуры здоровья:
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
— соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной
среде;
— сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием.
Трудовое воспитание:
— активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий,

связанных с биологией.
Экологическое воспитание:
— ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей
среды;
— осознание экологических проблем и путей их решения;
— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
— адекватная оценка изменяющихся условий;
— принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании
анализа биологической информации;
— планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических
закономерностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
— устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений,
процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
— с учѐтом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений
по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою
позицию, мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта

(процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов
между собой;
— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и
эксперимента;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного
наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов
и обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической
информации или данных из источников с учѐтом предложенной учебной биологической задачи;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую
информацию различных видов и форм представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надѐжность биологической информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;
— запоминать и систематизировать биологическую информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения
практических и лабораторных работ;
— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
— в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание
благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента,

исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
— планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учѐтом предпочтений
и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и
иные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и
вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчѐта перед группой;
— овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя
биологические знания;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной биологической задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения новых биологических знаний об
изучаемом биологическом объекте;
— делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль (рефлексия):
— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
— давать адекватную оценку ситуации и предлагать план еѐ изменения;
— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретѐнному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
— различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
— выявлять и анализировать причины эмоций;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
— регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
— признавать своѐ право на ошибку и такое же право другого;
— открытость себе и другим;
— осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг;
— овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
— характеризовать науки о человеке (антропологию, анатомию, физиологию, медицину,
гигиену, экологию человека, психологию) и их связи с другими науками и техникой;
— объяснять положение человека в системе органического мира, его происхождение; отличия
человека от животных; приспособленность к различным экологическим факторам (человеческие
расы и адаптивные типы людей); родство человеческих рас;
— приводить примеры вклада российских (в том числе И. М. Сеченов, И. П. Павлов, И. И.
Мечников, А. А. Ухтомский, П. К. Анохин) и зарубежных (в том числе У. Гарвей, К. Бернар, Л.
Пастер, Ч. Дарвин) учѐных в развитие представлений о происхождении, строении,
жизнедеятельности, поведении, экологии человека;
— применять биологические термины и понятия (в том числе: цитология, гистология, анатомия
человека, физиология человека, гигиена, антропология, экология человека, клетка, ткань, орган,

система органов, питание, дыхание, кровообращение, обмен веществ и превращение энергии,
движение, выделение, рост, развитие, поведение, размножение, раздражимость, регуляция,
гомеостаз, внутренняя среда, иммунитет) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
— проводить описание по внешнему виду (изображению), схемам общих признаков организма
человека, уровней его организации: клетки, ткани, органы, системы органов, организм;
— сравнивать клетки разных тканей, групп тканей, органы, системы органов человека; процессы
жизнедеятельности организма человека, делать выводы на основе сравнения;
— различать биологически активные вещества (витамины, ферменты, гормоны), выявлять их
роль в процессе обмена веществ и превращения энергии;
— характеризовать биологические процессы: обмен веществ и превращение энергии, питание,
дыхание, выделение, транспорт веществ, движение, рост, регуляция функций, иммунитет,
поведение, развитие, размножение человека;
— выявлять причинно-следственные связи между строением клеток, органов, систем органов
организма человека и их функциями; между строением, жизнедеятельностью и средой обитания
человека;
— применять биологические модели для выявления особенностей строения и функционирования
органов и систем органов человека;
— объяснять нейрогуморальную регуляцию процессов жизнедеятельности организма человека;
— характеризовать и сравнивать безусловные и условные рефлексы; наследственные и
ненаследственные программы поведения; особенности высшей нервной деятельности человека;
виды потребностей, памяти, мышления, речи, темпераментов, эмоций, сна; структуру
функциональных систем организма, направленных на достижение полезных приспособительных
результатов;
— различать наследственные и ненаследственные (инфекционные, неинфекционные)
заболевания человека; объяснять значение мер профилактики в предупреждении заболеваний
человека;
— выполнять практические и лабораторные работы по морфологии, анатомии, физиологии и
поведению человека, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и
временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и
инструментов цифровой лаборатории;
— решать качественные и количественные задачи, используя основные показатели здоровья
человека, проводить расчѐты и оценивать полученные значения;
— называть и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, методы защиты и
укрепления здоровья человека: сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены,
занятия физкультурой и спортом, рациональная организация труда и полноценного отдыха,
позитивное эмоционально-психическое состояние;
— использовать приобретѐнные знания и умения для соблюдения здорового образа жизни,
сбалансированного питания, физической активности, стрессоустойчивости, для исключения
вредных привычек, зависимостей;

— владеть приѐмами оказания первой помощи человеку при потере сознания, солнечном и
тепловом ударе, отравлении, утоплении, кровотечении, травмах мягких тканей, костей скелета,
органов чувств, ожогах и отморожениях;
— демонстрировать на конкретных примерах связь знаний наук о человеке со знаниями
предметов естественно-научного и гуманитарного циклов, различных видов искусства;
технологии, ОБЖ, физической культуры;
— использовать методы биологии: наблюдать, измерять, описывать организм человека и
процессы его жизнедеятельности;
— проводить простейшие исследования организма человека и объяснять их результаты;
— соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием,
химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности;
— владеть приѐмами работы с биологической информацией: формулировать основания для
извлечения и обобщения информации из нескольких (4—5) источников; преобразовывать
информацию из одной знаковой системы в другую;
— преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую;
— создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат
изученного раздела биологии, сопровождать выступление презентацией с учѐтом особенностей
аудитории сверстников.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

всего

контрольные
работы

практические
работы

1.

Человек — биосоциальный вид

1

0

0

05.09.2023

Науки о человеке (анатомия;
физиология;
психология;
антропология;
гигиена;
санитария;
экология человека). Методы изучения организма человека. Значение знаний о человеке
для самопознания и сохранения здоровья. Особенности человека как биосоциального
существа.;
Место человека в системе органического мира. Человек как часть природы.
Систематическое положение современного человека. Сходство человека с
млекопитающими. Отличие человека от приматов. Доказательства животного
происхождения человека. Человек разумный. Антропогенез;
его этапы. Биологические и социальные факторы становления человека. Человеческие
расы.;
;

Устный опрос;

Электронное
приложение.
Цифровые
образовательные
платформы.

2.

Структура организма человека

3

0

3

14.09.2023

Строение и химический состав клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
Многообразие клеток;
их деление. Нуклеиновые кислоты. Гены. Хромосомы. Хромосомный набор. Митоз;
мейоз. Соматические и половые клетки. Стволовые клетки.;
Типы тканей организма человека: эпителиальные;
соединительные;
мышечные;
нервная. Свойства тканей;
их функции. Органы и системы органов. Организм как единое целое. Взаимосвязь
органов и систем как основа гомеостаза.;
;

Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Электронное
приложение.
Цифровые
образовательные
платформы.

3.

Нейрогуморальная регуляция

9

1

2

15.10.2023

Нервная система человека;
еѐ организация и значение.;
Нейроны;
нервы;
нервные узлы. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рецепторы. Двухнейронные и
трѐхнейронные рефлекторные дуги.;
Спинной мозг;
его строение и функции. Рефлексы спинного мозга. Головной мозг;
его строение и функции. Большие полушария. Рефлексы головного мозга. Безусловные
(врождѐнные) и условные (приобретѐнные) рефлексы.;
Соматическая нервная система. Вегетативная (автономная) нервная система. Нервная
система как единое целое. Нарушения в работе нервной системы.;
Гуморальная регуляция функций. Эндокринная система. Железы внутренней секреции.
Железы смешанной секреции. Гормоны;
их роль в регуляции физиологических функций организма;
роста и развития. Нарушение в работе эндокринных желѐз. Особенности рефлекторной
и гуморальной регуляции функций организма.;
;

Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
ВПР;

Электронное
приложение.
Цифровые
образовательные
платформы.

4.

Опора и движение

5

0

5

18.10.2023

Значение опорно-двигательного аппарата. Скелет человека;
строение его отделов и функции. Кости;
их химический состав;
строение. Типы костей. Рост костей в длину и толщину. Соединение костей. Скелет
головы. Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов. Особенности скелета
человека;
связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.;
Мышечная система. Строение и функции скелетных мышц. Работа мышц: статическая и
динамическая; мышцы сгибатели и разгибатели. Утомление мышц. Гиподинамия. Роль
двигательной активности в сохранении здоровья.;
Нарушения опорно-двигательной системы. Возрастные изменения в строении костей.
Нарушение осанки. Предупреждение искривления позвоночника и развития
плоскостопия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорнодвигательного аппарата.;
;

Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Электронное
приложение.
Цифровые
образовательные
платформы.

5.

Внутренняя среда организма

4

0

1

08.11.2023

Внутренняя среда и еѐ функции. Форменные элементы крови: эритроциты;
лейкоциты и тромбоциты. Малокровие;
его причины. Красный костный мозг;
его роль в организме. Плазма крови. Постоянство внутренней среды (гомеостаз).
Свѐртывание крови. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Донорство.;
Иммунитет и его виды. Факторы;
влияющие на иммунитет (приобретѐнные иммунодефициты): радиационное облучение;
химическое отравление;
голодание;
воспаление;
вирусные заболевания;
ВИЧ-инфекция. Вилочковая железа;
лимфатические узлы. Вакцины и лечебные сыворотки. Значение работ Л. Пастера и И.
И. Мечникова по изучению иммунитета.;
;

Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Электронное
приложение.
Цифровые
образовательные
платформы.

24.11.2023

6.

Кровообращение

5

1

3

25.11.2023
09.12.2023

Органы кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Сердечный
цикл;
его длительность. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по
сосудам. Пульс. Лимфатическая система;
лимфоотток. Регуляция деятельности сердца и сосудов. Гигиена сердечно-сосудистой
системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при
кровотечениях.;

Устный опрос;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Электронное
приложение.
Цифровые
образовательные
платформы.

7.

Дыхание

5

1

2

12.12.2023
28.12.2023

Дыхание и его значение. Органы дыхания. Лѐгкие. Взаимосвязь строения и функций
органов дыхания. Газообмен в лѐгких и тканях. Жизненная ѐмкость лѐгких. Механизмы
дыхания. Дыхательные движения. Регуляция дыхания.;
Инфекционные болезни;
передающиеся через воздух;
предупреждение воздушно-капельных инфекций. Вред табакокурения;
употребления наркотических и психотропных веществ. Реанимация. Охрана воздушной
среды. Оказание первой помощи при поражении органов дыхания.;
;

Устный опрос;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Электронное
приложение.
Цифровые
образовательные
платформы.

8.

Питание и пищеварение

6

1

2

27.12.2023
25.01.2024

Питательные вещества и пищевые продукты. Питание и его значение. Пищеварение.
Органы пищеварения;
их строение и функции. Ферменты;
их роль в пищеварении. Пищеварение в ротовой полости. Зубы и уход за ними.
Пищеварение в желудке;
в тонком и в толстом кишечнике. Всасывание питательных веществ. Всасывание воды.
Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа;
их роль в пищеварении.;
Микробиом человека — совокупность микроорганизмов;
населяющих организм человека. Регуляция пищеварения. Методы изучения органов
пищеварения. Работы И. П. Павлова.;
Гигиена питания. Предупреждение глистных и желудочно-кишечных заболеваний;
пищевых отравлений. Влияние курения и алкоголя на пищеварение.;
;

Устный опрос;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Электронное
приложение.
Цифровые
образовательные
платформы.

9.

Обмен веществ и превращение энергии

5

1

3

26.01.2024
10.02.2024

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Пластический и
энергетический обмен. Обмен воды и минеральных солей. Обмен белков;
углеводов и жиров в организме. Регуляция обмена веществ и превращения энергии.;
Витамины и их роль для организма. Поступление витаминов с пищей. Синтез
витаминов в организме. Авитаминозы и гиповитаминозы. Сохранение витаминов в
пище.;
Нормы и режим питания. Рациональное питание — фактор укрепления здоровья.
Нарушение обмена веществ.;
;

Устный опрос;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Электронное
приложение.
Цифровые
образовательные
платформы.

10.

Кожа

4

0

4

13.02.2024
24.02.2024

Строение и функции кожи. Кожа и еѐ производные. Кожа и терморегуляция. Влияние на
кожу факторов окружающей среды.;
Закаливание и его роль. Способы закаливания организма. Гигиена кожи;
гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждения.
Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах;
ожогах и обморожениях.;
;

Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Электронное
приложение.
Цифровые
образовательные
платформы.

11.

Выделение

4

0

2

27.02.2024
10.03.2024

Значение выделения. Органы выделения. Органы мочевыделительной системы;
их строение и функции. Микроскопическое строение почки. Нефрон. Образование
мочи. Регуляция мочеобразования и мочеиспускания. Заболевания органов
мочевыделительной системы;
их предупреждение.;

Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Электронное
приложение.
Цифровые
образовательные
платформы.

12.

Размножение и развитие

3

0

1

13.03.2024
29.03.2024

Органы репродукции;
строение и функции. Половые железы. Половые клетки. Оплодотворение.
Внутриутробное развитие. Влияние на эмбриональное развитие факторов окружающей
среды. Роды. Лактация. Рост и развитие ребѐнка. Половое созревание. Наследование
признаков у человека. Наследственные болезни;
их причины и предупреждение. Набор хромосом;
половые хромосомы;
гены. Роль генетических знаний для планирования семьи. Инфекции;
передающиеся половым путѐм;
их профилактика.;

Письменный
контроль;
Устный опрос;
Практическая
работа;

Электронное
приложение.
Цифровые
образовательные
платформы.

13.

Органы чувств и сенсорные системы

5

1

3

30.03.2024
14.04.2024

Органы чувств и их значение. Анализаторы. Сенсорные системы. Глаз и зрение.
Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы. Зрительное восприятие.
Нарушения зрения и их причины. Гигиена зрения.;
Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Механизм работы слухового
анализатора. Слуховое восприятие. Нарушения слуха и их причины. Гигиена слуха.;
Органы равновесия;
мышечного чувства;
осязания;
обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем организма.;
;

Устный опрос;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Электронное
приложение.
Цифровые
образовательные
платформы.

14.

Поведение и психика

5

0

3

17.04.2024
03.05.2024

Психика и поведение человека. Потребности и мотивы поведения. Социальная
обусловленность поведения человека. Рефлекторная теория поведения. Высшая нервная
деятельность человека;
работы И. М. Сеченова;
И. П. Павлова. Механизм образования условных рефлексов. Торможение.
Динамический стереотип. Роль гормонов в поведении. Наследственные и
ненаследственные программы поведения у человека. Приспособительный характер
поведения.;
Первая и вторая сигнальные системы. Познавательная деятельность мозга. Речь и
мышление. Память и внимание. Эмоции. Индивидуальные особенности личности:
способности;
темперамент;
характер;
одарѐнность. Типы высшей нервной деятельности и темперамента. Особенности
психики человека. Гигиена физического и умственного труда. Режим труда и отдыха.
Сон и его значение. Гигиена сна.;
;

Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Электронное
приложение.
Цифровые
образовательные
платформы.

15.

Человек и окружающая среда

2

0

0

04.05.2024

Человек и окружающая среда. Экологические факторы и их действие на организм
человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.
Микроклимат жилых помещений. Соблюдение правил поведения в окружающей среде;
в опасных и чрезвычайных ситуациях.;
Здоровье человека как социальная ценность. Факторы;
нарушающие здоровье: гиподинамия;
курение;
употребление алкоголя;
наркотиков;
несбалансированное питание;
стресс. Укрепление здоровья: аутотренинг;
закаливание;
двигательная активность;
сбалансированное питание. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью
окружающих. Всемирная организация здравоохранения.;
Человек как часть биосферы Земли. Антропогенные воздействия на природу.
Урбанизация. Цивилизация. Техногенные изменения в окружающей среде.
Современные глобальные экологические проблемы. Значение охраны окружающей
среды для сохранения человечества.;
;

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Электронное
приложение.
Цифровые
образовательные
платформы.

10.05.2024

Резервное время

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

6

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Дата
изучения

Виды, формы
контроля

1.

Человек — биосоциальный вид 1

0

0

05.09.2023 Устный опрос;

2.

Строение и химический состав
клетки. Практическая работа:
"Изучение клеток слизистой
оболочки полости рта
человека"

1

0

1

07.09.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;

3.

Типы тканей организма
человека. Практическая
работа: "Изучение
микроскопического строения
тканей (на готовых
микропрепаратах)".

1

0

1

08.09.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

4.

Органы и системы органов.
Практическая работа:
"Распознавание органов и
систем органов человека (по
таблицам)".

1

0

1

14.09.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;

5.

Нервная система человека, еѐ
организация и значение.

1

0

0

15.09.2023 Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

6.

Нейроны, нервы, нервные
узлы. Рефлекс. Рефлекторная
дуга.

1

0

0

21.09.2023 Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

7.

Спинной мозг, его строение и
функции. Рефлексы спинного
мозга.

1

0

0

22.09.2023 Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

8.

Головной мозг, его строение и 1
функции. Большие полушария.
Практическая работа:
"Изучение головного мозга
человека (по муляжам)".

0

1

28.09.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;

1

0

0

29.09.2023 Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

10. Соматическая нервная
система. Вегетативная
(автономная) нервная система.

1

0

0

05.10.2023 Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

11. Гуморальная регуляция
функций. Эндокринная
система.

1

0

0

06.10.2023 Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

12. Гормоны, их роль в регуляции
физиологических функций
организма, роста и развития.
Нарушение в работе
эндокринных желѐз.

1

1

0

12.10.2023 ВПР;

13. Особенности рефлекторной и
гуморальной регуляции
функций организма.
Практическая работа:
"Изучение изменения размера
зрачка в зависимости от
освещѐнности".

1

0

1

13.10.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;

14. Значение опорнодвигательного аппарата.
Скелет человека, строение его
отделов и функции.
Практическая работа:
"Исследование свойств кости"

1

0

1

19.10.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;

15. Кости, их химический состав,
строение. Типы костей. Рост
костей в длину и толщину.
Соединение костей.
Практическая работа:
"Изучение строения костей (на
муляжах)".

1

0

1

20.10.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;

9.

Рефлексы головного мозга.
Безусловные (врождѐнные) и
условные (приобретѐнные)
рефлексы.

16. Скелет головы. Скелет
туловища. Скелет конечностей
и их поясов. Особенности
скелета человека, связанные с
прямохождением и трудовой
деятельностью. Практическая
работа: "Изучение строения
позвонков (на муляжах)";
"Определение гибкости
позвоночника".

1

0

1

26.10.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

17. Мышечная система. Строение
и функции скелетных мышц.
Практическая работа:
"Измерение массы и роста
своего организма"; "Изучение
влияния статической и
динамической нагрузки на
утомление мышц".

1

0

1

27.10.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;

18. Нарушения опорно1
двигательной системы.
Практическая работа:
"Выявление нарушения
осанки";
"
Определение признаков
плоскостопия"; "Оказание
первой помощи при
повреждении скелета и мышц".

0

1

09.11.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

19. Внутренняя среда и еѐ
функции.

1

0

0

10.11.2023 Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

20. Форменные элементы крови:
эритроциты, лейкоциты и
тромбоциты. Практическая
работа: "Изучение
микроскопического строения
крови человека и лягушки
(сравнение)".

1

0

1

Устный опрос;
Практическая
работа;

21. Иммунитет и его виды.

1

0

0

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

22. Факторы, влияющие на
иммунитет (приобретѐнные
иммунодефициты):
радиационное облучение,
химическое отравление,
голодание, воспаление,
вирусные заболевания, ВИЧинфекция.

1

0

0

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

23. Органы кровообращения.
Строение и работа сердца.
Практическая работа:
"Измерение кровяного
давления".

1

0

1

Устный опрос;
Практическая
работа;

24. Сердечный цикл, его
1
длительность. Большой и
малый круги кровообращения.
Движение крови по сосудам.
Пульс. Практическая работа:
"Определение пульса и числа
сердечных сокращений в покое
и после дозированных
физических нагрузок у
человека".

0

1

Устный опрос;
Практическая
работа;

25. Лимфатическая система,
лимфоотток.

1

0

0

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

26. Гигиена сердечно-сосудистой
системы. Профилактика
сердечно-сосудистых
заболеваний.

1

1

0

Контрольная
работа;

27. Первая помощь при
кровотечениях. Практическая
работа: "Первая помощь при
кровотечениях".

1

0

1

Устный опрос;
Практическая
работа;

28. Дыхание и его значение.
Органы дыхания.

1

0

0

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

29. Газообмен в лѐгких и тканях.
Жизненная ѐмкость лѐгких.
Механизмы дыхания.
Практическая работа:
"Измерение обхвата грудной
клетки в состоянии вдоха и
выдоха".

1

0

1

Устный опрос;
Практическая
работа;

30. Дыхательные движения.
1
Регуляция дыхания.
Практическая работа:
"Определение частоты
дыхания. Влияние различных
факторов на частоту дыхания".

0

1

Устный опрос;
Практическая
работа;

31. Инфекционные болезни,
передающиеся через воздух,
предупреждение воздушнокапельных инфекций.

1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

32. Оказание первой помощи при
поражении органов дыхания.

1

1

0

Контрольная
работа;

33. Питательные вещества и
пищевые продукты. Питание и
его значение.

1

0

0

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

34. Пищеварение. Органы
пищеварения, их строение и
функции. Ферменты, их роль в
пищеварении.

1

0

0

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

35. Пищеварение в ротовой
1
полости. Зубы и уход за ними.
Практическая работа:
"Исследование действия
ферментов слюны на крахмал".

0

1

Устный опрос;
Практическая
работа;

36. Пищеварение в желудке, в
тонком и в толстом
кишечнике. Всасывание
питательных веществ.
Всасывание воды.
Пищеварительные железы:
печень и поджелудочная
железа, их роль в
пищеварении. Практическая
работа: "Наблюдение действия
желудочного сока на белки".

1

0

1

Устный опрос;
Практическая
работа;

37. Микробиом человека —
совокупность
микроорганизмов,
населяющих организм
человека. Регуляция
пищеварения. Методы
изучения органов
пищеварения. Работы И.
П. Павлова.

1

0

0

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

38. Гигиена питания.
Предупреждение глистных и
желудочно-кишечных
заболеваний, пищевых
отравлений. Влияние курения
и алкоголя на пищеварение.

1

1

0

Контрольная
работа;

39. Обмен веществ и превращение
энергии в организме человека.
Практическая работа:
"Исследование состава
продуктов питания".

1

0

1

Устный опрос;
Практическая
работа;

40. Пластический и
энергетический обмен. Обмен
воды и минеральных солей.

1

0

0

Устный опрос;

41. Обмен белков, углеводов и
жиров в организме. Регуляция
обмена веществ и
превращения энергии.

1

1

0

Контрольная
работа;

42. Витамины и их роль для
организма. Поступление
витаминов с пищей. Синтез
витаминов в организме.
Авитаминозы и
гиповитаминозы. Сохранение
витаминов в пище.
Практическая работа:
"Способы сохранения
витаминов в пищевых
продуктах".

1

0

1

Устный опрос;
Практическая
работа;

43. Нормы и режим питания.
Рациональное питание —
фактор укрепления здоровья.
Нарушение обмена веществ.
Практическая работа:
"Составление меню в
зависимости от калорийности
пищи".

1

0

1

Устный опрос;
Практическая
работа;

Строение и функции кожи.
Кожа и еѐ производные.
Практическая работа:
"Исследование с помощью
лупы тыльной и ладонной
стороны кисти".

1

0

1

Устный опрос;
Практическая
работа;

45. Кожа и терморегуляция.
Влияние на кожу факторов
окружающей среды.
Практическая работа:
"Определение жирности
различных участков кожи
лица".

1

0

1

Устный опрос;
Практическая
работа;

46. Закаливание и его роль.
Способы закаливания
организма. Гигиена кожи,
гигиенические требования к
одежде и обуви. Практическая
работа: "Описание мер по
уходу за кожей лица и
волосами в зависимости от
типа кожи".

1

0

1

Устный опрос;
Практическая
работа;

44.

47. Заболевания кожи и их
предупреждения.
Профилактика и первая
помощь при тепловом и
солнечном ударах, ожогах и
обморожениях. Практическая
работа: "Описание основных
гигиенических требований к
одежде и обуви".

1

0

1

Устный опрос;
Практическая
работа;

48. Значение выделения. Органы
выделения.

1

0

0

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

49. Органы мочевыделительной
1
системы, их строение и
функции. Микроскопическое
строение почки. Нефрон.
Образование мочи.
Практическая работа:
"Определение местоположения
почек (на муляже)".

0

1

Устный опрос;
Практическая
работа;

50. Регуляция мочеобразования и
мочеиспускания.

1

0

0

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

51. Заболевания органов
мочевыделительной системы,
их предупреждение.
Практическая работа:
"Описание мер профилактики
болезней почек.

1

0

1

Устный опрос;
Практическая
работа;

52. Органы репродукции,
строение и функции. Половые
железы. Половые клетки.
Оплодотворение.
Внутриутробное развитие.

1

0

0

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

53. Влияние на эмбриональное
развитие факторов
окружающей среды. Роды.
Лактация. Рост и развитие
ребѐнка. Половое созревание.
Наследование признаков у
человека.

1

0

0

Устный опрос;

54. Наследственные болезни, их
1
причины и предупреждение.
Набор хромосом, половые
хромосомы, гены. Роль
генетических знаний для
планирования семьи.
Инфекции, передающиеся
половым путѐм, их
профилактика. Практическя
работа: "Описание основных
мер по профилактике
инфекционных вирусных
заболеваний: СПИД и гепатит"

0

1

Устный опрос;
Практическая
работа;

55. Органы чувств и их значение.
1
Анализаторы. Сенсорные
системы. Практическая работа:
"Определение остроты зрения
у человека".

0

1

Устный опрос;
Практическая
работа;

56. Глаз и зрение. Оптическая
система глаза. Сетчатка.
Зрительные рецепторы.
Зрительное восприятие.
Нарушения зрения и их
причины. Гигиена зрения.
Практическая работа:
"Изучение строения органа
зрения (на муляже и влажном
препарате)".

1

0

1

Устный опрос;
Практическая
работа;

57. Ухо и слух. Строение и
функции органа слуха.
Механизм работы слухового
анализатора. Слуховое
восприятие. Нарушения слуха
и их причины. Гигиена слуха.
Практическая работа:
"Изучение строения органа
слуха (на муляже)".

1

0

1

Устный опрос;
Практическая
работа;

58. Органы равновесия,
мышечного чувства, осязания,
обоняния и вкуса.

1

0

0

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

59. Взаимодействие сенсорных
систем организма.

1

1

0

Контрольная
работа;

60. Психика и поведение человека. 1
Потребности и мотивы
поведения. Социальная
обусловленность поведения
человека.

0

0

Устный опрос;

61. Высшая нервная деятельность
человека, работы И.
М. Сеченова, И. П. Павлова.
Механизм образования
условных рефлексов.
Торможение. Динамический
стереотип.

1

0

0

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

62. Первая и вторая сигнальные
системы. Познавательная
деятельность мозга. Речь и
мышление. Память и
внимание. Эмоции.
Практическая работа:
"Изучение кратковременной
памяти".

1

0

1

Устный опрос;
Практическая
работа;

63. Индивидуальные особенности
личности: способности,
темперамент, характер,
одарѐнность. Типы высшей
нервной деятельности и
темперамента. Практическая
работа: "Определение объѐма
механической и логической
памяти".

1

0

1

Устный опрос;
Практическая
работа;

64. Особенности психики
1
человека. Гигиена физического
и умственного труда. Режим
труда и отдыха. Сон и его
значение. Гигиена сна.
Практическая работа: "Оценка
сформированности навыков
логического мышления".

0

1

Устный опрос;
Практическая
работа;

65. Человек и окружающая среда.
Экологические факторы и их
действие на организм
человека.

1

0

0

Устный опрос;

66. Человек как часть биосферы
Земли. Антропогенные
воздействия на природу.

1

0

0

Устный опрос;

67. Повторение и обобщение.

1

0

0

Устный опрос;

68. Промежуточная аттестация.

1

1

0

Контрольная
работа;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

68

7

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Пономарѐва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.; под редакцией Пономаревой И.Н. Биология, 9
класс/ Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»;
Акционерное общество «Издательство Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методическое пособие предназначено для организации обучения по учебнику «Биология» для 9
класса общеобразовательных организаций (авт.: И. Н. Пономарѐва, И. В. Николаев, О. А. Корнилова),
открывающему линию учебников по биологии для основной школы и входящему в
систему«Алгоритм успеха».
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Демонстрационные и справочные таблицы
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Мультимедийный проектор, лабораторное оборудование (микролаборатория).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».