МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство просвещения и науки Кабардино - Балкарской Республики Местная администрация Терского муниципального района КБР МКОУ Лицей № 1 г.п. Терек РАССМОТРЕНО На заседании педагогического совета лицея протокол от «24» августа 2023г. № 1 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ Накова Р.Л. «24» августа 2023г. УТВЕРЖДЕНО Директор ____________ Балкарова Л.З. Приказ от «24» августа 2023г.№ 58 Рабочая программа (ID 779764) Учебного предмета «Вероятность и статистика» для обучающихся 8 классов основного общего образования на 2023-2024 учебный год г.п. Терек 2023г. МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство просвещения и науки Кабардино - Балкарской Республики Местная администрация Терского муниципального района КБР МКОУ Лицей № 1 г.п. Терек РАССМОТРЕНО На заседании педагогического совета лицея протокол от «24» августа 2023г. № 1 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ Накова Р.Л. «24» августа 2023г. УТВЕРЖДЕНО Директор ____________ Балкарова Л.З. Приказ от «24» августа 2023г.№ 58 Рабочая программа (ID 779764) Учебного предмета «Вероятность и статистика» для обучающихся 8 классов основного общего образования на 2023-2024 учебный год г.п. Терек 2023г. МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство просвещения и науки Кабардино - Балкарской Республики Местная администрация Терского муниципального района КБР МКОУ Лицей № 1 г.п. Терек РАССМОТРЕНО На заседании педагогического совета лицея протокол от «24» августа 2023г. № 1 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ Накова Р.Л. «24» августа 2023г. УТВЕРЖДЕНО Директор ____________ Балкарова Л.З. Приказ от «24» августа 2023г.№ 58 Рабочая программа (ID 779764) Учебного предмета «Вероятность и статистика» для обучающихся 8 классов основного общего образования на 2023-2024 учебный год г.п. Терек 2023г. МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство просвещения и науки Кабардино - Балкарской Республики Местная администрация Терского муниципального района КБР МКОУ Лицей № 1 г.п. Терек РАССМОТРЕНО На заседании педагогического совета лицея протокол от «24» августа 2023г. № 1 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ Накова Р.Л. «24» августа 2023г. УТВЕРЖДЕНО Директор ____________ Балкарова Л.З. Приказ от «24» августа 2023г.№ 58 Рабочая программа (ID 779764) Учебного предмета «Вероятность и статистика» для обучающихся 8 классов основного общего образования на 2023-2024 учебный год г.п. Терек 2023г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА "МАТЕМАТИКА" Предмет "Вероятность и статистика" является разделом курса "Математика". Рабочая программа по предмету "Вероятность и статистика" для обучающихся 7-9 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учѐтом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Это обусловлено тем, что в наши дни растѐт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется. Практическая полезность математики обусловлена тем, что еѐ предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчѐты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приѐмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределѐнности и понимать вероятностный характер случайных событий. Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всѐ более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определѐнных умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приѐмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны мышления. Обучение математике даѐт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА В современном цифровом мире вероятность и статистика при обретают всѐ большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры. Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление. Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие вероятностные расчѐты. Знакомство с основными принципами сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчѐта числа вариантов, в том числе, в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаѐт математический фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. Помимо этого, при изучении статистики и вероятности обогащаются представления учащихся о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления. В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса «Вероятность и статистика» основной школы выделены следующие содержательнометодические линии: «Представление данных и описательная статистика»; «Вероятность»; «Элементы комбинаторики»; «Введение в теорию графов». Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой для формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации, представленной в таблицах, на диаграммах и графиках до сбора, представления и анализа данных с использованием статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые величины и процессы. Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое значение здесь имеют практические задания, в частности опыты с классическими вероятностными моделями. Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При изучении курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами, позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В курс входят начальные представления о случайных величинах и их числовых характеристиках. Также в рамках этого курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и основными операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для решения задач, а также использования в других математических курсах и учебных предметах. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В 8 классе изучается курс «Вероятность и статистика», в который входят разделы: «Множества»; «Математическое описание случайных явлений»; «Рассеивание данных»; «Деревья»; «Математические рассуждения»; «Операции над случайными событиями»; «Условная вероятность и независимые события». На изучение курса «Вероятность и статистика» в 7—9 классах отводится 1 учебный час в неделю в течение каждого года обучения, всего 102 учебных часа. Учебное издание: математика «Вероятность и статистика»: 7-9-е классы: базовый уровень: учебник: в 2 частях; Высоцкий И.Р., Ященко И.В.; под ред. Ященко И.В., АО "Издательство "Просвещение", 2023. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА" 8 КЛАСС Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Множество, элемент множества, подмножество. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения. Использование графического представления множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач. Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов. Диаграмма рассеивания. Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и практически достоверными событиями в природе, обществе и науке. Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рѐбер. Правило умножения. Решение задач с помощью графов. Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий. Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Правило умножения. Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента, диаграмм Эйлера. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Освоение учебного предмета «Вероятность и статистика», как раздела курса "Математики" должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов: ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Вероятность и статистика» характеризуются: Патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах. Гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учѐного. Трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных интересов и общественных потребностей. Эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве. Ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов еѐ развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека. Экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: готовностью к действиям в условиях неопределѐнности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своѐ развитие; способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Вероятность и статистика» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями. 1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией). Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях. Работа с информацией: выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно. 2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся. Общение: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей аудитории. Сотрудничество: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.); выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия. 3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности. Самоорганизация: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учѐтом новой информации. Самоконтроль: владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или не достижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретѐнному опыту. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения курса «Вероятность и статистика» характеризуются следующими умениями. 8 КЛАСС Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков; представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков. Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и мер рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение). Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по результатам измерений и наблюдений. Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями. Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы Эйлера, числовая прямая. Оперировать понятиями: множество, подмножество; выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение; перечислять элементы множеств; применять свойства множеств. Использовать графическое представление множеств и связей между ними для описания процессов и явлений, в том числе при решении задач из других учебных предметов и курсов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА (ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ) 8 КЛАСС (34 часа) Название Основное Характеристика деятельности обучающихся раздела (темы) содержание Повторение курса 7 класса (3ч) Представление данных. Описательная статистика. Случайная изменчивость. Средние числового набора. Случайные события. Вероятности и частоты. Классические модели теории вероятностей: монета и игральная кость Повторять изученное и выстраивать систему знаний. Решать задачи на представление и описание данных с помощью изученных характеристик. Решать задачи на представление группированных данных и описание случайной изменчивости. Решать задачи на определение частоты случайных событий, обсуждение примеров случайных событий, маловероятных и практически достоверных случайных событий, их роли в природе и жизни человека Множества (5ч) Множество, подмножество. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения. Графическое Осваивать понятия: множество, элемент множества, подмножество. Выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Использовать свойства: переместительное, сочетательное, распределительное, включения. Использовать графическое представление множеств при описании реальных процессов и явлений, при решении задач из других учебных предметов и курсов представление множеств Математическое описание случайных явлений (5ч) Элементарные события. Случайные события. Благоприятствующие элементарные события. Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Осваивать понятия: элементарное событие, случайное событие как совокупность благоприятствующих элементарных событий, равновозможные элементарные события. Решать задачи на вычисление вероятностей событий по вероятностям элементарных событий случайного опыта. Решать задачи на вычисление вероятностей событий в опытах с равновозможными элементарными событиями, в том числе с помощью компьютера. Проводить и изучать опыты с равновозможными элементарными событиями (с использованием монет, игральных костей, других моделей) в ходе практической работы Практическая работа «Опыты с равновозможными элементарными событиями» Рассеивание данных (4ч) Отклонения. Дисперсия числового набора. Стандартное отклонение числового набора. Диаграммы рассеивания Осваивать понятия: дисперсия и стандартное отклонение, использовать эти характеристики для описания рассеивания данных. Выдвигать гипотезы об отсутствии или наличии связи по диаграммам рассеивания. Строить диаграммы рассеивания по имеющимся данным, в том числе с помощью компьютера Деревья (3ч) Дерево. Свойства дерева: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом Осваивать понятия: дерево как граф без цикла, висячая вершина (лист), ветвь дерева, путь в дереве, диаметр дерева. Изучать свойства дерева: существование висячей вершины, единственность пути между двумя вершинами, связь между числом вершин и числом рёбер. Дерево случайного эксперимента вершин и числом рёбер. Математические рассуждения (3ч) Логические союзы «и» и «или». Отрицание сложных утверждений. Осваивать понятия: сложные утверждения, логические союзы, отрицание утверждений. Операции над случайными событиями (4ч) Противоположное событие. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий. Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Осваивать понятия: противоположные и взаимно противоположные события, операции над событиями, объединение и пересечение событий, диаграмма Эйлера, несовместные события. Изучать правила сложения вероятностей. Решать задачи на поиск и перечисление путей в дереве, определение числа вершин или рёбер в дереве, построение дерева случайного эксперимента Решать задачи об истинности утверждений с использованием союзов «и» и «или». Решать задачи, в том числе текстовые задачи, на определение вероятностей объединения и пересечения событий с помощью координатной прямой, диаграмм Эйлера, формулы сложения вероятностей. Изучать свойства (определения) Условная вероятность независимые события (4ч) и Условная вероятность. Правило умножения вероятностей. Дерево случайного опыта. Независимые события. Осваивать понятия: условная вероятность, дерево случайного опыта, независимые события. Изучать правило умножения вероятностей, формулу условной вероятности, правило нахождения вероятности события с помощью дерева случайного опыта. Решать задачи на определение условной вероятности события, вычислять вероятности цепочек, пользуясь деревом и правилом умножения вероятностей. Изображать дерево данного эксперимента. Изучать правила и определения. Обобщение, контроль (3ч) Представление данных. Описательная статистика. Графы. Вероятность случайного события. Повторять изученное и выстраивать систему знаний. Решать задачи на представление и описание данных с помощью изученных характеристик. Решать задачи с применением графов. Решать задачи на нахождение вероятности случайного события по вероятностям элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями. Решать задачи на нахождение вероятностей объединения и пересечения событий, в том числе независимых, с использованием графических представлений и дерева случайного опыта. Решать задачи на перечисление комбинаций (числа перестановок, числа сочетаний), на нахождение вероятностей событий с применением комбинаторики, в том числе с использованием треугольника Паскаля ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Курсивом выделены темы, предназначенные для ознакомительного изучения. Они не включаются в итоговый контроль, могут быть исключены из мероприятий промежуточного контроля 8 КЛАСС № у р о к а п / п Количество часов Наименование разделов и тем уроков в с е г о контр ольн ые работ ы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы практ ическ ие работ ы Дата изучения Повторение курса 7 класса (3ч) 1 . Представление данных. Описательная 5.09.2023 1 0 0 https://resh.edu.ru/subject/lesson/1988/mai n/ https://infourok.ru/opisatelnayastatistika-4779363.html статистика 2 . Графы. 12.09.202 3 Случайная изменчивость. 1 0 0 https://yandex.ru/tutor/uroki/klass7/funkcionalnaya-gramotnost/22-05teoriya-veroyatnosti-statistika-i-razvitiefunkcionalnoj-gramotnosti-6-sluchajnayaizmenchivost_4b48d8fe243e908c810ec35d f2f8c1e0/ Библиотека цифрового образовательного контента (myschool.edu.ru) 3 . Логика. Случайные опыты и случайные события Итого по разделу 1 0 0 3 0 0 19.09.202 3 https://resh.edu.ru/subject/lesson/2571/start / https://foxford.ru/wiki/matematika/veroyatn ost-sluchaynogo-sobytiya 26.09.202 3 Глава 7. Множества (5ч) 4 . 5 . Множество, подмножество, примеры множеств 1 0 0 Операции над множествами. Диаграммы Эйлера 03.10.202 3 Библиотека цифрового образовательного контента (myschool.edu.ru) 10.10.202 3 1 0 0 https://foxford.ru/wiki/matematika/mnogest voelementmnogestva https://foxford.ru/wiki/matematika/mnogest voelementmnogestva Библиотека цифрового образовательного контента (myschool.edu.ru) Библиотека цифрового образовательного контента (myschool.edu.ru) 6 . Операции над множествами. Диаграммы Эйлера 17.10.202 3 https://uchebnik.mos.ru/material_view/less on_templates/2039105?menuRefer https://uchebnik.mos.ru/material_view/less on_templates/215899?menuReferr 1 0 0 Библиотека цифрового образовательного контента (myschool.edu.ru) Библиотека цифрового образовательного контента (myschool.edu.ru) 7 . 8 . Множества решений неравенств систем и Правило умножения Итого по разделу 1 0 0 1 0 0 5 0 0 24.10.202 3 https://uchebnik.mos.ru/material/app/29397 8?menuReferrer=catalogue 31.10.202 3 Библиотека цифрового образовательного контента (myschool.edu.ru) 14.11.202 3 https://www.yaklass.ru/p/algebra/11klass/nachalnye-svedeniia-teoriiveroiatnostei-9277/kakie-byvaiutsluchainye-sobytiia-12794 Глава 8. Математическое описание случайных явлений (5ч) 9 . Случайные опыты и элементарные события. Вероятности элементарных событий. Равновозможные элементарные события 1 0 https://www.yaklass.ru/p/algebra/11klass/nachalnye-svedeniia-teoriiveroiatnostei-9277/kakie-byvaiutsluchainye-sobytiia-12794 0 Библиотека цифрового образовательного контента (myschool.edu.ru) 1 Благоприятствующ 1 0 0 28.11.202 Библиотека цифрового образовательного 0 . ие элементарные события 1 1 . Вероятности событий 3 05.12.202 3 1 0 0 контента (myschool.edu.ru) https://www.yaklass.ru/p/algebra/9klass/elementy-kombinatoriki-statistiki-iteorii-veroiatnostei-10205/elementy-teoriiveroiatnosti-nakhozhdenie-veroiatnosti12691 https://www.yaklass.ru/p/algebra/11klass/nachalnye-svedeniia-teoriiveroiatnostei-9277/veroiatnost-sobytiia9278 1 2 . Практическая работа «Опыты с равновозможными элементарными событиями». 12.12.202 3 1 0 https://www.yaklass.ru/p/algebra/9klass/elementy-kombinatoriki-statistiki-iteorii-veroiatnostei-10205/elementy-teoriiveroiatnosti-nakhozhdenie-veroiatnosti12691/re-bdb9810f-c34b-44a9-bea4c73c7c1120ff 1 Случайный выбор 1 3 . Повторение и промежуточный контроль (п.32-41). Библиотека цифрового образовательного контента (myschool.edu.ru) 19.12.202 3 1 1 0 5 1 1 1 0 0 Контрольная работа №1 Итого по разделу Глава 9. Рассеивание данных (4ч) 1 4 . Рассеивание числовых данных и отклонения 26.12.202 3 https://uchebnik.mos.ru/material_view/less on_templates/30221?menuReferre Библиотека цифрового образовательного контента (myschool.edu.ru) Библиотека цифрового образовательного контента (myschool.edu.ru) 1 5 . Дисперсия числового набора 1 6 . Стандартное отклонение числового набора 1 7 . Диаграммы рассеивания 1 1 0 0 0 0 16.01.202 4 Библиотека цифрового образовательного контента (myschool.edu.ru) 23.01.202 4 0 https://uchebnik.mos.ru/material_view/less on_templates/30221?menuReferre Библиотека цифрового образовательного контента (myschool.edu.ru) 06.02.202 4 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3409/start / 0 https://resh.edu.ru/subject/lesson/1301/ https://uchebnik.mos.ru/material_view/less on_templates/956018?menuReferr Библиотека цифрового образовательного контента (myschool.edu.ru) Итого по разделу 4 0 0 Глава 10. Деревья (3ч) 1 8 . Деревья 13.02.202 4 1 0 0 https://foxford.ru/wiki/matematika/polnyj https://uchebnik.mos.ru/material_view/less on_templates/479380?menuReferr Библиотека цифрового образовательного контента (myschool.edu.ru) 1 9 Свойства деревьев 1 0 0 20.02.202 4 https://foxford.ru/wiki/matematika/derevo variantov/ . https://uchebnik.mos.ru/material_view/less on_templates/858794?menuReferr Библиотека цифрового образовательного контента (myschool.edu.ru) 2 0 . Дерево случайного эксперимента Итого по разделу 27.02.202 4 1 0 0 3 0 0 1 0 0 05.03.202 4 1 0 0 19.03.202 4 https://uchebnik.mos.ru/material_view/ato mic_objects/8589835?menuReferre Библиотека цифрового образовательного контента (myschool.edu.ru) Глава 11. Математические рассуждения (3ч) 2 1 . Логические союзы «и» и «или» 2 2 . Отрицание сложных утверждений 2 3 . Повторение и промежуточный контроль (п.42-50). 02.04.202 4 1 1 0 3 1 0 Контрольная работа №2 Итого по разделу Глава 12. Операции над случайными событиями (4ч) 2 4 . Определение случайного события. Взаимно противоположные 1 0 0 09.04.202 4 Библиотека цифрового образовательного контента (myschool.edu.ru) Библиотека цифрового образовательного случайные события контента (myschool.edu.ru) https://infourok.ru/material.html?mid=5458 9 https://www.yaklass.ru/p/algebra/11klass/nachalnye-svedeniia-teoriiveroiatnostei-9277/kombinatcii-sobytiiprotivopolozhnye-sobytiia-12795/ Объединение пересечение событий. Несовместные события и 2 6 . Объединение пересечение событий. Несовместные события и 2 7 . Формула сложения вероятностей. 2 5 . Решение задач помощью координатной прямой Итого по разделу 16.04.202 4 1 1 с 1 0 0 0 https://www.yaklass.ru/p/algebra/11klass/nachalnye-svedeniia-teoriiveroiatnostei-9277/kakie-byvaiutsluchainye-sobytiia-12794/re-8438e5dcd5d5-4d2d-8b77e6ea037d22c9/pe?resultId=3739832575&c =1 0 0 0 https://uchebnik.mos.ru/material_view/less on_templates/1902766?menuRefer 23.04.202 4 Библиотека цифрового образовательного контента (myschool.edu.ru) 30.04.202 4 https://www.yaklass.ru/p/algebra/11klass/nachalnye-svedeniia-teoriiveroiatnostei-9277/slozhenie-veroiatnostei12796 Библиотека цифрового образовательного контента (myschool.edu.ru) 4 0 Глава 13. Условная вероятность и независимые события (4ч) 0 2 8 . Условная вероятность и правило умножения вероятностей 07.05.202 4 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4064/cons pect/38068/ https://www.yaklass.ru/p/algebra/11klass/nachalnye-svedeniia-teoriiveroiatnostei-9277/nezavisimye-sobytiiaumnozhenie-veroiatnostei-12797 1 0 0 https://uchebnik.mos.ru/material_view/less on_templates/140627?menuReferr Библиотека цифрового образовательного контента (myschool.edu.ru) Библиотека цифрового образовательного контента (myschool.edu.ru) 2 9 . Дерево случайного опыта 3 0 . Независимые события 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material_view/ato mic_objects/8589835?menuReferre 0 14.05.202 4 1 0 0 https://www.yaklass.ru/p/algebra/11klass/nachalnye-svedeniia-teorii veroiatnostei-9277/nezavisimye-sobytiiaumnozhenie-veroiatnostei-12797 Библиотека цифрового образовательного контента (myschool.edu.ru) 3 1 . Об ошибке Эдгара По и о том, как победить стечение обстоятельств Итого по разделу Обобщение, контроль (3ч) 1 0 0 4 0 0 21.05.202 4 3 2 . 3 3 . Итоговое повторение. Представление данных. Описательная статистика 24.05.202 4 1 0 Графы. Вероятность случайного события Библиотека цифрового образовательного контента (myschool.edu.ru) 0 Итоговое повторение. 28.05.202 4 1 0 Библиотека цифрового образовательного контента (myschool.edu.ru) 0 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3059/start / https://www.yaklass.ru/p/ege/matematika/p odgotovka-k-ege-po-matematike-profilnyiuroven-10744/veroiatnost-sluchainogosobytiia-zadacha-4-536377 Библиотека цифрового образовательного контента (myschool.edu.ru) 7 . 4 . Итоговая контрольная работа 1 1 0 Итого по разделу 3 1 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 3 4 3 1 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 8 КЛАСС https://urok.1sept.ru/articles/582818 http://alfusja-bahova.ucoz.ru/load/7_klass/4-3-2 https://www.mathedu.ru/text/bunimovich_bulychev_osnovy_statistiki_i_veroyatnost_5- 11_2008/p0/ https://education.yandex.ru/ https://uchi.ru/ https://www.yaklass.ru/ https://math-oge.sdamgia.ru/ https://edu.skysmart.ru/ https://resh.edu.ru ЦОС Моя Школа (myschool.edu.ru)