РП по русскому языку, 2 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки
Кабардино - Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ Лицей № 1 г.п. Терек

РАССМОТРЕНО
На заседании педагогического
совета лицея протокол
от «24» августа 2023г. № 1

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
__________ Накова Р.Л.
«24» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
____________ Балкарова Л.З.
Приказ
от «24» августа 2023г.№ 58

Рабочая программа
(ID 1772475)

Учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 1-4 классов начального общего образования
на 2023-2024 учебный год

г.п. Терек 2023г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки
Кабардино - Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ Лицей № 1 г.п. Терек

РАССМОТРЕНО
На заседании педагогического
совета лицея протокол
от «24» августа 2023г. № 1

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
__________ Накова Р.Л.
«24» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
____________ Балкарова Л.З.
Приказ
от «24» августа 2023г.№ 58

Рабочая программа
(ID 1721364)

Учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 1-4 классов начального общего образования
на 2023-2024 учебный год

г.п. Терек 2023г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки
Кабардино - Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ Лицей № 1 г.п. Терек

РАССМОТРЕНО
На заседании педагогического
совета лицея протокол
от «24» августа 2023г. № 1

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
__________ Накова Р.Л.
«24» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
____________ Балкарова Л.З.
Приказ
от «24» августа 2023г.№ 58

Рабочая программа
(ID 1752677)

Учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 1-4 классов начального общего образования
на 2023-2024 учебный год

г.п. Терек 2023г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки
Кабардино - Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ Лицей № 1 г.п. Терек

РАССМОТРЕНО
На заседании педагогического
совета лицея протокол
от «24» августа 2023г. № 1

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
__________ Накова Р.Л.
«24» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
____________ Балкарова Л.З.
Приказ
от «24» августа 2023г.№ 58

Рабочая программа
(ID 1745779)

Учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 1-4 классов начального общего образования
на 2023-2024 учебный год

г.п. Терек 2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная
область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения
программы начального общего образования Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС
НОО), Федеральной образовательной программы начального общего
образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по
учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка
имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания,
опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на
материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного
общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского
языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего
образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют
результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов,
как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его
выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно
использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык,
выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского
народа и других народов России. Свободное владение языком, умение

выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность
адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в
различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что
способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные
достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как
явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения
народа. Значимыми личностными результатами являются развитие
устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке
как одной из главных духовно­нравственных ценностей народа; понимание
роли языка как основного средства общения; осознание значения русского
языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли
русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной
устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе
русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и
синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях
употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному
образованию.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения русскому языку является признание равной значимости
работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи
обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные
представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм
русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на
решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности,
отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного
языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и
письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются
совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 675 (5 часов
в неделю в каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по 170 ч.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 КЛАСС
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление
национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии
языкового пространства России и мира. Методы познания языка: наблюдение,
анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв;
различение ударных и безударных гласных звуков, согласного звука [й’] и
гласного звука [и], твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих
согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение
на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я
(повторение изученного в 1 классе).
Парные и непарные по твёрдости ‑ мягкости согласные звуки.
Парные и непарные по звонкости ‑ глухости согласные звуки.
Качественная характеристика звука: гласный ‑ согласный; гласный
ударный ‑ безударный; согласный твёрдый ‑ мягкий, парный ‑ непарный;
согласный звонкий ‑ глухой, парный ‑ непарный.
Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и
в середине слова; разделительный. Использование на письме разделительных
ъ и ь.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю,
я (в начале слова и после гласных).
Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).
Использование знания алфавита при работе со словарями.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак
переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах
изученного).
Орфоэпия[4]
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в
соответствии с нормами современного русского литературного языка (на
ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование
отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения
практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова
(общее представление). Выявление слов, значение которых требует

уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с
помощью толкового словаря.
Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение).
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные)
слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение
однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными
корнями. Выделение в словах корня (простые случаи).
Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с
помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова
(наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?»,
«что?»), употребление в речи.
Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что
сделать?» и другие), употребление в речи.
Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы
(«какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые
предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и другое.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие
предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из
слов предложения (логическое ударение).
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные,
вопросительные, побудительные предложения.
Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации):
восклицательные и невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена
и фамилии людей, клички животных); знаки препинания в конце предложения;
перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова);
гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением),
ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил правописания, изученных
в 1 классе).

Орфографическая зоркость как осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные
способы решения орфографической задачи в зависимости от места
орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника для
определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при
проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
разделительный мягкий знак;
сочетания чт, щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом
словаре учебника);
прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества
людей, клички животных, географические названия;
раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного
общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на
заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести
разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и
другое). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение
норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и
бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление
устного рассказа с опорой на личные наблюдения и на вопросы.
Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте;
последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной
мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к
предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев).
Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности
(первичное ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка.
Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на
основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста
вслух с соблюдением правильной интонации.

Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с
опорой на вопросы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе
через изучение русского языка, отражающего историю и культуру
страны;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России;
 осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и
будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение
ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка;
 проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том
числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на
уроках русского языка;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно­этических нормах поведения и правилах межличностных
отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт
работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
 осознание языка как одной из главных духовно-нравственных
ценностей народа;
 признание индивидуальности каждого человека с опорой на
собственный жизненный и читательский опыт;
 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том
числе с использованием адекватных языковых средств для выражения
своего состояния и чувств;
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе
связанного с использованием недопустимых средств языка);

эстетического воспитания:
 уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
 стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности
русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
 бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого
самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках
русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при
обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках
русского языка;
экологического воспитания:
 бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами;
 неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
 первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из
составляющих целостной научной картины мира;
 познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
 сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения,
тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц
(частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое
значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц;
 объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
 определять существенный признак для классификации языковых
единиц
(звуков,
частей
речи,
предложений,
текстов);
классифицировать языковые единицы;
 находить в языковом материале закономерности и противоречия на
основе
предложенного
учителем
алгоритма
наблюдения;
анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе
языковых единиц;
 выявлять недостаток информации для решения учебной и
практической задачи на основе предложенного алгоритма,
формулировать запрос на дополнительную информацию;
 устанавливать причинно­следственные связи в ситуациях наблюдения
за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
 с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, речевой ситуации;
 сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать
наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
 проводить по предложенному плану несложное лингвистическое
мини­исследование, выполнять по предложенному плану проектное
задание;
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения за языковым материалом
(классификации, сравнения, исследования); формулировать с
помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного
языкового материала;
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
 выбирать источник получения информации: нужный словарь для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
 согласно заданному алгоритму находить представленную в явном
виде информацию в предложенном источнике: в словарях,
справочниках;
 распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её
проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
 соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей, законных представителей) правила информационной
безопасности при поиске информации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и
произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
 анализировать и создавать текстовую, видео­, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
 понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде
таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для
представления лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалоги и дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
 готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного
мини­исследования, проектного задания;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.

У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
 выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных
действий:
 устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
 соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей
по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
 находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом,
находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
 сравнивать
результаты своей деятельности и деятельности
одноклассников, объективно оценивать их по предложенным
критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
 формулировать
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
 проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
 ответственно выполнять свою часть работы;
 оценивать свой вклад в общий результат;
 выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 КЛАСС

К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
 осознавать язык как основное средство общения;
 характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным
параметрам: согласный парный (непарный) по твёрдости (мягкости);
согласный парный (непарный) по звонкости (глухости);
 определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том
числе слова со стечением согласных);
 устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в
том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я;
 обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак
в середине слова;
 находить однокоренные слова;
 выделять в слове корень (простые случаи);
 выделять в слове окончание;
 выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать
их значения и уточнять значение по учебным словарям; выявлять
случаи употребления синонимов и антонимов (без называния
терминов);
 распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»;
 распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что
сделать?» и другие;
 распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?»,
«какое?», «какие?»;
 определять вид предложения по цели высказывания и по
эмоциональной окраске;
 находить место орфограммы в слове и между словами на изученные
правила;
 применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания
чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые
гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей,
кличках животных, географических названиях; раздельное написание
предлогов с именами существительными, разделительный мягкий
знак;
 правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и
предложения, тексты объёмом не более 50 слов;














писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова,
предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных
правил правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями
учебника;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2-4
предложения на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением
орфоэпических норм, правильной интонации;
формулировать простые выводы на основе прочитанного
(услышанного) устно и письменно (1-2 предложения);
составлять предложения из слов, устанавливая между ними
смысловую связь по вопросам;
определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 3045 слов с опорой на вопросы;
объяснять своими словами значение изученных понятий;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных зад

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1

Общие сведения о языке

1

uchi/ru

2

Фонетика и графика

6

resh.edu.ru

3

Лексика

10

uchi.ru

4

Состав слова

14

uchi.ru

5

Морфология

19

resh.edu.ru

6

Синтаксис

8

uchi.ru

7

Орфография и пунктуация

50

8

Развитие речи

30

10

uchi.ru
uchi.ru

Резервное время

32

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

170

14

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 КЛАСС
№
п/
п

Количество часов
Тема урока

Всег
о

Контрольны
е работы

Практически
е работы

Дата
изучени
я

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

Язык как явление
национальной культуры.
Многообразие языкового
пространства России и мира.
Наша речь и наш язык

1

04.09.
2023

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4202
/

2

Диалогическая форма речи

1

05.09.
2023

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4225
/

3

Резервный урок по разделу
лексика: о происхождении
слов

1

06.09.
2023

4

Текст

1

07.09.
2023

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6476
/

5

Признаки текста: смысловое
единство предложений в
тексте; последовательность
предложений в тексте;
выражение в тексте
законченной мысли

1

08.09.
2023

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4184
/

6

Тема текста

1

11.09.

2023
7

Основная мысль

1

12.09.
2023

8

Заглавие текста

1

13.09.
2023

9

Подбор заголовков к
предложенным текстам

1

14.09.
2023

10

Входной диктант

1

11

Последовательность частей
текста (абзацев). Абзац.
Красная строка

1

18.09.
2023

12

Корректирование текстов с
нарушенным порядком
предложений. Тренинг

1

19.09.
2023

13

Отработка умения
корректировать тексты с
нарушенным порядком
предложений

1

20.09.
2023

14

Корректирование текстов с
нарушенным порядком
абзацев

1

21.09.
2023

15

Отработка умения
корректировать тексты с
нарушенным порядком
абзацев

1

22.09.
2023

16

Предложение как единица
языка

1

25.09.
2023

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4217
/

15.09.
2023

uchi.ru

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3487
/

17

Предложение и слово

1

26.09.
2023

18

Связь слов в предложении

1

27.09.
2023

19

Виды предложений по цели
высказывания

1

28.09.
2023

uchi.ru

20

Восклицательные и
невосклицательные
предложения

1

29.09.
2023

uchi.ru

21

Повествовательные,
вопросительные,
побудительные предложения

1

02.10.
2023

uchi.ru

22

Наблюдение за выделением в
устной речи одного из слов
предложения (логическое
ударение)

1

03.10.
2023

23

Резервный урок по разделу
синтаксис: наблюдение за
главными и второстепенными
членами предложения

1

04.10.
2023

24

Резервный урок по разделу
синтаксис: установление
связи слов в предложении

1

05.10.
2023

25

Предложение:
систематизация знаний

1

06.10.
2023

26

Слово и его значение

1

09.10.
2023

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4216
/

27

Значение слова в словаре.
Уточняем значение слова
самостоятельно, по тексту
или с помощью толкового
словаря

1

10.10.
2023

28

Однозначные и
многозначные слова

1

11.10.
2023

29

Значение слова в словаре и
тексте

1

12.10.
2023

30

Многозначные слова. Прямое
и переносное значение слова

1

13.10.
2023

31

Синонимы

1

16.10.
2023

32

Синонимы в тексте

1

17.10.
2023

33

Антонимы

1

18.10.
2023

34

Наблюдение за
использованием антонимов

1

19.10.
2023

35

Резервный урок по разделу
лексика: работаем с
толковым словарем

1

20.10.
2023

36

Обобщение знаний по
разделу «Лексика»

1

23.10.
2023

37

Резервный урок по разделу
лексика: проверочная работа

1

38

Однокоренные (родственные)
слова. Корень слова

1

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6008
/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4203
/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4204
/

24.10.
2023
25.10.
2023

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4218
/

39

Признаки однокоренных
(родственных) слов. Корень
слова

1

26.10.
2023

40

Корень как часть слова

1

27.10.
2023

41

Корень как общая часть
родственных слов

1

06.11.
2023

42

Корень слова: обобщение
знаний

1

07.11.
2023

43

Окончание как изменяемая
часть слова

1

08.11.
2023

44

Изменение формы слова с
помощью окончания

1

09.11.
2023

45

Различение изменяемых и
неизменяемых слов

1

10.11.
2023

46

Резервный урок по разделу
состав слова: нулевое
окончание (наблюдение)

1

13.11.
2023

47

Суффикс как часть слова

1

14.11.
2023

uchi.ru

48

Приставка как часть слова
(наблюдение)

1

15.11.
2023

uchi.ru

49

Роль суффиксов и приставок

1

16.11.
2023

50

Состав слова: систематизация
знаний

1

17.11.
2023

51

Состав слова: обобщение

1

20.11.
2023

21.11.
2023

52

Проверочная работа

1

53

Резервный урок по разделу
состав слова: как образуются
слова (наблюдение)

1

22.11.
2023

54

Суффикс как часть слова:
наблюдение за значением

1

23.11.
2023

55

Деление слов на слоги.
Использование знания
алфавита при работе со
словарями

1

24.11.
2023

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5295
/

56

Перенос слов по слогам

1

27.11.
2023

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5296
/

57

Перенос слов по слогам:
закрепление

1

28.11
.2023

58

Различение звуков и букв.
Различение ударных и
безударных гласных звуков

1

29.11.
2023

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4205
/

59

Составление устного рассказа
по репродукции картины З.
Серебряковой "За обедом"

1

30.11.
2023

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4219
/

60

Резервный урок по разделу
фонетика: различаем звуки и
буквы

1

01.12.
2023

61

Подробное изложение
повествовательного текста
объёмом 30—45 слов с
опорой на вопросы

1

04.12.
2023

1

62

Правописание слов с
безударным гласным звуком
в корне

1

05.12.
2023

63

Единообразное написание
гласных в корне

1

06.12.
2023

64

Способы проверки написания
буквы, обозначающей
безударный гласный звук в
корне слова

1

07.12.
2023

65

Обозначение буквой
безударного гласного звука в
корне слова

1

08.12.
2023

66

Правописание слов с
безударным гласным звуком
в корне: закрепление

1

11.12.
2023

67

Объяснительный диктант:
учимся обозначать
безударные гласные в корне
слова

1

12.12.
2023

68

Непроверяемые гласные в
корне слова

1

13.12.
2023

69

Правописание слов с
проверяемыми и
непроверяемыми
безударными гласными в
корне слова

1

14.12.
2023

70

Списывание текста.
Словарный диктант

1

1

15.12.
2023

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6097
/

71

Отработка правописания слов
с орфограммами в значимых
частях слов

1

18.12.
2023

72

Парные и непарные по
твёрдости - мягкости
согласные звуки. Согласный
звук [й'] и буква И краткое.
Твёрдые и мягкие согласные
звуки и буквы для их
обозначения

1

19.12.
2023

73

Знакомство с жанром
поздравления

1

20.12.
2023

74

Функции мягкого знака

1

21.12.
2023

75

Резервный урок по разделу
фонетика: учимся
характеризовать звуки

1

22.12.
2023

76

Выбор языковых средств для
ответа на заданный вопрос
при работе в паре (группе)

1

25.12.
2023

77

Выбор языковых средств для
выражения собственного
мнения при работе в паре
(группе)

1

26.12.
2023

78

Повторение алгоритма
списывания текста

1

27.12.
2023

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3582
/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6000
/

79

Диктант на изученные
правила (безударные гласные
в корне слова)

1

80

Работа над ошибками,
допущенными в диктанте

1

29.12.
2023

81

Резервный урок по разделу
орфография: тренинг "Знаки
препинания в конце
предложения" с
использованием электронных
образовательных ресурсов

1

09.01.
2024

uchi.ru

82

Резервный урок по разделу
орфография: тренинг "Слог.
Перенос слов" с
использованием электронных
образовательных ресурсов

1

10.01.
2024

uchi.ru

83

Резервный урок по разделу
орфография: использование
орфографического словаря
учебника для определения
(уточнения) написания слова

1

11.01.
2024

84

Сочетания чк, чн, чт, щн, нч

1

12.01.
2024

85

Выбор языковых средств для
ведения разговора: начать,
поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание
и т. п. при работе в паре
(группе)

1

15.01.
2024

1

28.12.
2023

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4223
/

86

Гласные после шипящих в
сочетаниях жи, ши (в
положении под ударением)

1

16.01.
2024

87

Гласные после шипящих в
сочетаниях ча, ща, чу, щу

1

17.01.
2024

88

Диктант на изученные
правила (гласные после
шипящих, сочетания чк, чн,
чт)

1

89

Резервный урок по разделу
развитие речи: составление
текста по рисунку на тему
"День рождения"

1

19.01.
2024

90

Парные и непарные по
звонкости - глухости
согласные звуки

1

22.01.
2024

91

Правописание слов с парным
по звонкости-глухости
согласным в корне слова

1

23.01.
2024

92

Обозначение парных по
звонкости-глухости
согласных в корне слова

1

24.01.
2024

93

Способы проверки согласных
в корне слова

1

25.01.
2024

94

Отработка правописания слов
с парным по глухости
звонкости согласным в корне
слова

1

26.01.
2024

1

18.01.
2024

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6006
/

95

Учимся писать буквы
согласных в корне слова

1

29.01.
2024

96

Объяснительный диктант:
учимся писать буквы
согласных в корне слова

1

30.01.
2024

97

Учимся писать буквы
гласных и согласных в корне
слова

1

31.01.
2024

98

Различные способы решения
орфографической задачи в
зависимости от места
орфограммы в слове. Тренинг
"Правописание парных по
глухости-звонкости согласны
хзвуков в корне слова" с
использованием электронных
образовательных ресурсов

1

01.02.
2024

99

Подробное изложение
повествовательного текста
объёмом 30—45 слов с
опорой на вопросы

1

02.02.
2024

100

Списывание текста.
Словарный диктант

1

101

Использование на письме
разделительных ъ и ь

1

06.02.
2024

102

Правописание слов с
разделительным мягким
знаком

1

07.02.
2024

1

uchi.ru

05.02.
2024

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5324
/

103

Отработка правописания слов
с разделительным мягким
знаком

1

08.02.
2024

104

Отработка правописания слов
с разделительным мягким
знаком и другими
изученными орфограммами

1

09.02.
2024

105

Отработка способов решения
орфографической задачи в
зависимости от места
орфограммы в слове. Тренинг
"Правописание слов с
разделительным мягким
знаком" с использованием
электронных
образовательных ресурсов

1

13.02.
2024

106

Повторение правописания
слов с орфограммами в
значимых частях слов

1

14.02.
2024

107

Проверочная работа

1

108

Имя существительное как
часть речи

1

16.02.
2024

109

Имя существительное:
употребление в речи

1

17.02.
2024

110

Имя существительное:
значение

1

19.02.
2024

1

uchi.ru

15.02.
2024
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5338
/

111

Имя существительное :
вопросы («кто?», «что?»)

1

20.02.
2024

112

Употребление прописной и
строчной буквы

1

21.02.
2024

113

Составление устного рассказа
по репродукции картины И.
Шишкина "Утро в сосновом
лесу"

1

22.02.
2024

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3636
/

114

Прописная буква в именах
собственных: имена,
фамилии, отчества людей,
клички животных

1

26.02.
2024

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3975
/

115

Прописная буква в именах
собственных: географические
названия

1

27.02.
2024

116

Составление устного рассказа
с опорой на личные
наблюдения и вопросы:
составление текста о своем
любимом домашнем питомце
по вопросам

1

28.02.
2024

117

Имя существительное:
изменение по числам

1

29.02.
2024

118

Число имён существительных

1

01.03.
2024

119

Резервный урок по разделу
морфология: изменение по

1

04.03.
2024

числам имен
существительных

120

Объяснительный диктант на
изученные правила
(орфограммы корня,
прописная буква и др.)

1

05.03.
2024

121

Глагол как часть речи

1

06.03.
2024

122

Глагол: значение. Для чего
нужны глаголы в нашей
речи?

1

07.03.
2024

123

Глагол: вопросы «что
делать?», «что сделать?» и др.

1

11.03.
2024

124

Единственное и
множественное число
глаголов

1

12.03.
2024

125

Резервный урок по разделу
развитие речи: Составление
текста на тему пословицы

1

13.03.
2024

126

Текст-повествование

1

14.03.
2024

127

Особенности текстовповествований

1

15.03.2
024

128

Резервный урок по разделу
развитие речи: учимся
сочинять текстповествование. Составление

1

18.03.
2024

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5340
/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4241
/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3986
/

текста-повествования на тему
"Как приготовить салат"
129

Обобщение знаний о глаголе

1

19.03.
2024

130

Резервный урок по разделу
морфология. Тренинг.
Отработка темы "Глагол"

1

20.03.
2024

131

Диктант на изученные
правила (орфограммы корня)

1

132

Работа над ошибками,
допущенными в диктанте

1

22.03.
2024

133

Имя прилагательное как
часть речи

1

03.04.
2024

134

Имя прилагательное:
значение

1

04.04.
2024

135

Обобщение знаний об имени
прилагательном

1

05.04.
2024

136

Резервный урок по разделу
морфология: роль имён
прилагательных в тексте.
Единственное и
множественное число имен
прилагательных

1

08.04.
2024

137

Связь имени прилагательного
с именем существительным

1

09.04.
2024

138

Текст-описание

1

10.04.
2024

1

21.03.
2024

139

Резервный урок по разделу
развитие речи: составление
текста (рассказа или сказки)
на тему "Путешествие
снежинки на землю"

1

11.04.
2024

140

Особенности текстовописаний

1

12.04.
2024

141

Резервный урок по разделу
развитие речи: учимся
сочинять текст-описание.
Составление текста-описания
натюрморта

1

15.04.
2024

142

Диктант на изученные
орфограммы в корне слова

1

143

Работа над ошибками,
допущенными в диктанте

1

17.04.
2024

144

Резервный урок по разделу
развитие речи: Составление
текста о своем любимом
домашнем питомце по
вопросам

1

18.04.
2024

145

Резервный урок по разделу
развитие речи: составление
текста по рисунку с
включением в него диалога.
Практикум по овладению
диалогической речью

1

19.04.
2024

146

Текст-рассуждение

1

22.04.
2024

1

16.04.
2024

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3601
/

147

Особенности текстоврассуждений

1

23.04.
2024

148

Предлог. Отличие предлогов
от приставок

1

24.04.
2024

149

Наиболее распространённые
предлоги: в, на, из, без, над,
до, у, о, об и др.

1

25.04.
2024

150

Раздельное написание
предлогов с именами
существительными

1

26.04.
2024

151

Раздельное написание
предлогов с именами
существительными:
закрепление

1

29.04.
2024

152

Части речи: обобщение.
Тренинг

1

30.04.
2024

153

Умение договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности при проведении
парной и групповой работы

1

02.05.
2024

154

Резервный урок по разделу
морфология: части речи.
Тренинг

1

03.05.
2024

155

Различение текстов-описаний
и текстов-повествований

1

06.05.
2024

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5343
/

156

Резервный урок по разделу
морфология. Тренинг.
Отработка темы "Предлоги"

1

07.05.
2024

157

Части речи: систематизация
знаний

1

08.05.
2024

158

Резервный урок по разделу
морфология: роль имён
существительных в тексте

1

10.05.
2024

159

Резервный урок по разделу
морфология: роль глаголов в
тексте

1

13.05.
2024

160

Правописание слов с
орфограммами в значимых
частях слов: систематизация

1

14.05.
2024

161

Правописание слов с
орфограммами в значимых
частях слов: обобщение

1

15.05.
2024

162

Резервный урок по разделу
развитие речи: проверочная
работа

1

163

Резервный урок по разделу
орфография: отработка
орфограмм, вызывающих
трудности. Тренинг
"Правописание имен
собственных" с
использованием электронных
образовательных ресурсов

1

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4242
/

16.05.
2024

17.05.
2024

uchi.ru

164

Резервный урок по разделу
орфография.Орфографическа
я зоркость как осознание
места возможного
возникновения
орфографической ошибки:
наблюдение за
правописанием суффиксов
имён существительных;
правописание парных по
глухости-звонкости согласны
звуков в корне слова (с
использованием электронных
образовательных ресурсов)

1

17.05.
2024

165

Резервный урок по разделу
орфография.
Орфографическая зоркость
как осознание места
возможного возникновения
орфографической ошибки:
наблюдение за
правописанием суффиксов
имен прилагательных;
правописание слов с
разделительным мягким
знаком (с использованием
электронных
образовательных ресурсов)

1

17.05.
2024

166

Резервный урок по разделу
орфография.
Орфографическая зоркость
как осознание места
возможного возникновения
орфографической ошибки:
наблюдение за
правописанием приставок;
правописание
буквосочетаний с шипящими
звуками (с использованием
электронных
образовательных ресурсов)

1

20.05.
2024

167

Резервный урок по разделу
орфография: отработка
орфограмм, вызывающих
трудности. Контроль
"Правописание
буквосочетаний с шипящими
звуками" с использованием
электронных
образовательных ресурсов

1

21.05.
2024

168

Резервный урок по разделу
орфография: проверочная
работа

1

1

22.05.
2024

169

Резервный урок по разделу
орфография: проверочная
работа

1

1

23.05.
2024

170

Контрольный диктант

1

1

24.05.

2024
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

170

14

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык (в 2 частях), 2 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
• Методическое пособие с поурочными разработками, 2 класс/ Канакина
В.П., Манасова Г.Н.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».