Рабочая программа по обществознанию 6,9 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки
Кабардино - Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ Лицей № 1 г.п. Терек

РАССМОТРЕНО
На заседании педагогического
совета лицея протокол
от «24» августа 2023г. № 1

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
__________ Накова Р.Л.
«24» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
____________ Балкарова Л.З.
Приказ
от «24» августа 2023г.№ 58

Рабочая программа
(ID 2438387)
Учебного предмета «Обществознание»
для обучающихся 6, 9 классов основного общего образования
на 2023-2024 учебный год

г.п. Терек 2023г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки
Кабардино - Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ Лицей № 1 г.п. Терек

РАССМОТРЕНО
На заседании педагогического
совета лицея протокол
от «24» августа 2023г. № 1

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
__________ Накова Р.Л.
«24» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
____________ Балкарова Л.З.
Приказ
от «24» августа 2023г.№ 58

Рабочая программа
(ID 2356749)
Учебного предмета «Обществознание»
для обучающихся 6, 9 классов основного общего образования
на 2023-2024 учебный год

г.п. Терек 2023г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки
Кабардино - Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ Лицей № 1 г.п. Терек

РАССМОТРЕНО
На заседании педагогического
совета лицея протокол
от «24» августа 2023г. № 1

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
__________ Накова Р.Л.
«24» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
____________ Балкарова Л.З.
Приказ
от «24» августа 2023г.№ 58

Рабочая программа
(ID 2398796)
Учебного предмета «Обществознание»
для обучающихся 6, 9 классов основного общего образования
на 2023-2024 учебный год

г.п. Терек 2023г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки
Кабардино - Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ Лицей № 1 г.п. Терек

РАССМОТРЕНО
На заседании педагогического
совета лицея протокол
от «24» августа 2023г. № 1

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
__________ Накова Р.Л.
«24» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
____________ Балкарова Л.З.
Приказ
от «24» августа 2023г.№ 58

Рабочая программа
(ID 2387956)
Учебного предмета «Обществознание»
для обучающихся 6, 9 классов основного общего образования
на 2023-2024 учебный год

г.п. Терек 2023г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки
Кабардино - Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ Лицей № 1 г.п. Терек

РАССМОТРЕНО
На заседании педагогического
совета лицея протокол
от «24» августа 2023г. № 1

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
__________ Накова Р.Л.
«24» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
____________ Балкарова Л.З.
Приказ
от «24» августа 2023г.№ 58

Рабочая программа
(ID 2364983)
Учебного предмета «Обществознание»
для обучающихся 6, 9 классов основного общего образования
на 2023-2024 учебный год

г.п. Терек 2023г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки
Кабардино - Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ Лицей № 1 г.п. Терек

РАССМОТРЕНО
На заседании педагогического
совета лицея протокол
от «24» августа 2023г. № 1

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
__________ Накова Р.Л.
«24» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
____________ Балкарова Л.З.
Приказ
от «24» августа 2023г.№ 58

Рабочая программа
(ID 2698479)
Учебного предмета «Обществознание»
для обучающихся 6, 9 классов основного общего образования
на 2023-2024 учебный год

г.п. Терек 2023г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки
Кабардино - Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ Лицей № 1 г.п. Терек

РАССМОТРЕНО
На заседании педагогического
совета лицея протокол
от «24» августа 2023г. № 1

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
__________ Накова Р.Л.
«24» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
____________ Балкарова Л.З.
Приказ
от «24» августа 2023г.№ 58

Рабочая программа
(ID 2648695)
Учебного предмета «Обществознание»
для обучающихся 6, 9 классов основного общего образования
на 2023-2024 учебный год

г.п. Терек 2023г.

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………………..….3
Общая характеристика учебного предмета
«Обществознание» ……………………………………………………………….... 3
Цели изучения учебного предмета «Обществознание»……………………..……3
Место учебного предмета «Обществознание»
в учебном плане …………………………………………………………………….4
Содержание учебного предмета «Обществознание» ……………………………….5
6 класс ……………………………………………………………………………….5
9 класс ……………………………………………………………………………….8
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Обществознание» на уровне основного общего
образования …………………………………………………………………………10
Личностные результаты…………………………………………………………….10
Метапредметные результаты ……………………………………………………....13
Предметные результаты …………………………………………………………....15
6 класс …………………………………………………………………………….....16
9 класс ……………………………………………………………………………….25
Тематическое планирование ………………………………………………………….32
6 класс (34 часа) …………………………………………………………………….32
9 класс (33 часа) …………………………………………………………………….38
Поурочное планирование……………………………………………………………..40
6 класс (34 часа) …………………………………………………………………….40
9 класс (33 часа) …………………………………………………………………….49
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса…………………...53
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса……………...55

8

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

Рабочая программа по обществознанию для 6-9 классов составлена на основе
положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета
«Обществознание» (2018 г.), а также с учётом Примерной программы воспитания (2020
г.). Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции интеграции
молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет последовательно
раскрывать учащимся подросткового возраста особенности современного общества,
различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с
основными институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти
взаимодействия социальные нормы.
Изучение курса «Обществознание», включающего знания о российском обществе и
направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного строя
нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию
российской гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству,
приверженности национальным ценностям.
Привлечение при изучении курса различных источников социальной информации,
включая СМИ и Интернет, помогает школьникам освоить язык современной культурной,
социально-экономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в
формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать,
преобразовывать и применять их.
Изучение учебного курса «Обществознание» содействует вхождению обучающихся в
мир культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению
собственного «Я», формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей
и осознанию своего места в обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности,
социальной ответственности, правового самосознания, приверженности базовым
ценностям нашего народа;
—

развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных
интересов, приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции
Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;
—

развитие личности на исключительно важном этапе её социализации — в
подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической и правовой
культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к
личному
самоопределению, самореализации,
самоконтролю;
мотивации
к
высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;
—

9

формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной
современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников
подросткового возраста; освоение учащимися знаний об основных сферах человеческой
деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих общественные
отношения, необходимые для взаимодействия с социальной средой и выполнения
типичных социальных ролей человека и гражданина;
—
овладение умениями функционально грамотного человека: получать из
разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию,
систематизировать, анализировать полученные данные;
—

создание условий для освоения обучающимися способов успешного
взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими
и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в
современном динамично развивающемся российском обществе;
—

формирование опыта применения полученных знаний и умений для
выстраивания отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий
в общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и
действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите
правопорядка в обществе.
—

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 6 по 9 класс. Общее
количество времени на четыре года обучения составляет 135 часов. Общая недельная
нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.

10

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6 КЛАСС
Человек и его социальное окружение
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и
животного. Потребности человека (биологические, социальные, духовные). Способности
человека.
Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и
формирование личности. Отношения между поколениями. Особенности подросткового
возраста.
Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и
социальная позиция.
Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение). Познание
человеком мира и самого себя как вид деятельности.
Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности
учащегося.
Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение в
современных условиях.
Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе.
Межличностные отношения (деловые, личные).
Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные традиции.
Семейный досуг. Свободное время подростка.
Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях.
Общество, в котором мы живём
Что такое общество. Связь общества и природы. Устройство общественной жизни.
Основные сферы жизни общества и их взаимодействие.
Социальные общности и группы. Положение человека в обществе.
Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития.
Виды экономической деятельности. Ресурсы и возможности экономики нашей страны.
Политическая жизнь общества. Россия — многонациональное государство.
Государственная власть в нашей стране. Государственный Герб, Государственный Флаг,
Государственный Гимн Российской Федерации. Наша страна в начале XXI века. Место
нашей Родины среди современных государств.
Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа.
Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях
современного общества.
Глобальные проблемы современности и возможности их решения усилиями
международного сообщества и международных организаций.
9 КЛАСС
Человек в политическом измерении
Политика и политическая власть. Государство — политическая организация общества.
Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика.
11

Форма государства. Монархия и республика — основные формы правления.
Унитарное и федеративное государственно-территориальное устройство.
Политический режим и его виды.
Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское
общество. Участие граждан в политике. Выборы, референдум.
Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественнополитические организации.
Гражданин и государство
Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия — демократическое
федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Россия —
социальное государство.
Основные направления и приоритеты социальной политики российского государства.
Россия — светское государство.
Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в
Российской Федерации. Президент — глава государства Российская Федерация.
Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и Совет
Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система в Российской
Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской
Федерации.
Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской Федерации.
Государственно-территориальное устройство Российской Федерации. Субъекты
Российской
Федерации: республика, край, область, город федерального значения, автономная
область, автономный округ. Конституционный статус субъектов Российской Федерации.
Местное самоуправление.
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина.
Гражданство Российской Федерации. Взаимосвязь конституционных прав, свобод и
обязанностей гражданина Российской Федерации.
Человек в системе социальных отношений
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп.
Социальная мобильность.
Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор подростка.
Социализация личности.
Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные ценности. Основные
роли членов семьи.
Этнос и нация. Россия — многонациональное государство. Этносы и нации в диалоге
культур. Социальная политика Российского государства.
Социальные конфликты и пути их разрешения.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и
общества. Профилактика негативных отклонений поведения. Социальная и личная
значимость здорового образа жизни.
Человек в современном изменяющемся мире

12

Информационное общество. Сущность глобализации. Причины, проявления и
последствия глобализации, её противоречия. Глобальные проблемы и возможности их
решения. Экологическая ситуация и способы её улучшения.
Молодёжь — активный участник общественной жизни. Волонтёрское движение.
Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера.
Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни.
Мода и спорт.
Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Особенности
общения в виртуальном пространстве.
Перспективы развития общества.

13

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей
преподавания обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены
по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и
требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования, а также с учётом Примерной программы воспитания.
Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом,
знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского права.
Представленный в программе вариант распределения модулей (разделов) по годам
обучения является одним из возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое
распределение содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российского права»
замыкает изучение курса в основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и
духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают
готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими
людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение
практических задач социальной направленности и опыта конструктивного социального
поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие
любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство,
помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:

14

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам
России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка
на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки
безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:

15

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных
последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической
культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей
роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической
и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской
культурой как средством познания мира; овладение основными навыками
исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям
других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в
том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов,
способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в
том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в
том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам,
выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия,
конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при
решении задач (далее — оперировать понятиями), а также оперировать терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

16

способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий
контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие
гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы,
формируемые при изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для
их
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения,
исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
17

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями
и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты
с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать
качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с
другими членами команды;
18

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную
оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на
ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
6 КЛАСС
Человек и его социальное окружение
— осваивать

и применять знания о социальных свойствах человека,
формировании личности, деятельности человека и её видах, образовании, правах
и обязанностях учащихся, общении и его правилах, особенностях взаимодействия
19

человека с другими людьми;
— характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности на
примерах семьи, семейных традиций; характеризовать основные потребности
человека, показывать их индивидуальный характер; особенности личностного
становления и социальной позиции людей с ограниченными возможностями
здоровья; деятельность человека; образование и его значение для человека и
общества;
— приводить

примеры деятельности людей, её различных мотивов и
особенностей в современных условиях; малых групп, положения человека в
группе; конфликтных ситуаций в малой группе и конструктивных разрешений
конфликтов; проявлений лидерства, соперничества и сотрудничества людей в
группах;
— классифицировать

по

разным

признакам

виды

деятельности

человека,

потребности людей;
— сравнивать

понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»;
свойства человека и животных; виды деятельности (игра, труд, учение);
— устанавливать и объяснять взаимосвязи людей в малых группах;

целей, способов и результатов деятельности, целей и средств общения;
— использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного)

сущности общения как социального явления, познания человеком мира и самого
себя как вида деятельности, роли непрерывного образования, значения личного
социального опыта при осуществлении образовательной деятельности и общения в
школе, семье, группе сверстников;
— определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и

личный социальный опыт своё отношение к людям с ограниченными
возможностями здоровья, к различным способам выражения личной
индивидуальности, к различным формам неформального общения подростков;
— решать

познавательные и практические задачи, касающиеся прав и
обязанностей учащегося; отражающие особенности отношений в семье, со
сверстниками, старшими и младшими;
— овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в том

числе извлечений из Закона «Об образовании в Российской Федерации»; составлять
на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
— искать и извлекать информацию о связи поколений в нашем обществе, об

особенностях подросткового возраста, о правах и обязанностях учащегося из
разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при
работе в Интернете;
— анализировать,

обобщать, систематизировать, оценивать социальную
информацию о человеке и его социальном окружении из адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ;
— оценивать собственные поступки и поведение других людей в ходе общения, в
20

ситуациях взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья;
оценивать своё отношение к учёбе как важному виду деятельности;
— приобретать опыт использования полученных знаний в практической

деятельности, в повседневной жизни для выстраивания отношений с
представителями старших поколений, со сверстниками и младшими по
возрасту, активного участия в жизни школы и класса;
— приобретать опыт совместной деятельности, включая взаимодействие с

людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на
основе гуманистических ценностей,
взаимопонимания между людьми разных культур.
Общество, в котором мы живём
— осваивать и применять знания об обществе и природе, положении человека

в обществе; процессах и явлениях в экономической жизни общества; явлениях
в политической жизни общества, о народах России, о государственной власти
в Российской Федерации; культуре и духовной жизни; типах общества,
глобальных проблемах;
— характеризовать

устройство общества, российское государство,
высшие органы государственной власти в Российской Федерации,
традиционные российские духовно- нравственные ценности, особенности
информационного общества;
— приводить примеры разного положения людей в обществе, видов

экономической деятельности, глобальных проблем;
— классифицировать социальные общности и группы;
— сравнивать социальные общности и группы, положение в обществе

различных людей; различные формы хозяйствования;
— устанавливать взаимодействия общества и природы, человека и общества,

деятельности основных участников экономики;
— использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного)

влияния природы на общество и общества на природу сущности и взаимосвязей
явлений, процессов социальной действительности;
— определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты

общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к проблемам
взаимодействия человека и природы, сохранению духовных ценностей
российского народа;
— решать познавательные и практические задачи (в том числе задачи,

отражающие возможности юного гражданина внести свой вклад в решение
экологической проблемы);
— овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики,

касающихся отношений человека и природы, устройства общественной
жизни, основных сфер жизни общества;
21

— извлекать информацию из разных источников о человеке и обществе, включая

информацию о народах России;
— анализировать,

обобщать, систематизировать, оценивать социальную
информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ; используя
обществоведческие знания, формулировать выводы;
— оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их

соответствия духовным традициям общества;
— использовать полученные знания, включая основы финансовой грамотности, в

практической деятельности, направленной на охрану природы; защиту прав
потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг), на соблюдение
традиций общества, в котором мы живём;
— осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми

другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе
взаимопонимания между людьми разных культур; осознавать ценность культуры и
традиций народов России.
9 КЛАСС
Человек в политическом измерении
— осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме,

внутренней и внешней политике, о демократии и демократических ценностях, о
конституционном статусе гражданина Российской Федерации, о формах участия
граждан в политике, выборах и референдуме, о политических партиях;
— характеризовать государство как социальный институт; принципы и
признаки демократии, демократические ценности; роль государства в обществе на
основе его функций; правовое государство;
— приводить

примеры государств с различными формами правления,
государственно- территориального устройства и политическим режимом;
реализации функций государства на примере внутренней и внешней политики
России; политических партий и иных общественных объединений граждан;
законного участия граждан в политике; связи политических потрясений и
социально-экономического кризиса в государстве;
— классифицировать современные государства по разным признакам;

элементы формы государства; типы
общественно-политических организаций;

политических

партий;

типы

— сравнивать

(в том числе устанавливать основания для сравнения)
политическую власть с другими видами власти в обществе; демократические и
недемократические политические режимы, унитарное и федеративное
территориально-государственное устройство, монархию и республику,
политическую партию и общественно-политическое движение, выборы и
22

референдум;
— устанавливать и объяснять взаимосвязи в отношениях между человеком,

обществом и государством; между правами человека и гражданина и
обязанностями граждан, связи политических потрясений и социальноэкономических кризисов в государстве;
— использовать

полученные знания для объяснения сущности политики,
политической власти, значения политической деятельности в обществе; для
объяснения взаимосвязи правового государства и гражданского общества; для
осмысления личного социального опыта при исполнении социальной роли
гражданина; о роли информации и информационных технологий в современном
мире для аргументированного объяснения роли СМИ в современном обществе и
государстве;
— определять

и
аргументировать
неприемлемость
всех
форм
антиобщественного поведения в политике с точки зрения социальных ценностей и
правовых норм;
— решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,

отражающие типичные взаимодействия между субъектами политики; выполнение
социальных ролей избирателя, члена политической партии, участника
общественно-политического движения;
— овладевать

смысловым чтением фрагментов Конституции Российской
Федерации, других нормативных правовых актов, учебных и иных текстов
обществоведческой тематики, связанных с деятельностью субъектов политики,
преобразовывать текстовую информацию в таблицу или схему о функциях
государства, политических партий, формах участия граждан в политике;
— искать и извлекать информацию о сущности политики, государстве и его

роли в обществе: по заданию учителя выявлять соответствующие факты из разных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций
СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в
Интернете;
— анализировать и конкретизировать социальную информацию о формах

участия граждан нашей страны в политической жизни, о выборах и референдуме;
— оценивать политическую деятельность различных субъектов политики с точки

зрения учёта в ней интересов развития общества, её соответствия гуманистическим
и демократическим ценностям: выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы,
участвовать в дискуссии;
— использовать полученные знания в практической учебной деятельности
(включая выполнение проектов индивидуально и в группе), в повседневной
жизни для реализации прав гражданина в политической сфере; а также в
публичном представлении результатов своей деятельности в соответствии с
темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
— осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми

другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе
национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и
23

демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами,
людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах,
исследовательские проекты.
Гражданин и государство
— осваивать и применять знания об основах конституционного строя и

организации государственной власти в Российской Федерации, государственнотерриториальном устройстве Российской Федерации, деятельности высших
органов власти и управления в Российской Федерации; об основных
направлениях внутренней политики Российской Федерации;
— характеризовать

Россию как демократическое федеративное правовое
государство с республиканской формой правления, как социальное государство,
как светское государство; статус и полномочия Президента Российской
Федерации, особенности формирования и функции Государственной Думы и
Совета Федерации, Правительства Российской Федерации;
— приводить примеры и моделировать ситуации в политической сфере жизни

общества, связанные с осуществлением правомочий высших органов
государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации;
деятельности политических партий; политики в сфере культуры и образования,
бюджетной и денежно-кредитной политики, политики в сфере противодействии
коррупции, обеспечения безопасности личности, общества и государства, в том
числе от терроризма и экстремизма;
— классифицировать

по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный признак классификации) полномочия высших органов
государственной власти Российской Федерации;
— сравнивать с опорой на Конституцию Российской Федерации полномочия

центральных органов государственной власти и субъектов Российской
Федерации;
— устанавливать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и субъектов политики

в Российской Федерации, федерального центра и субъектов Российской
Федерации, между правами человека и гражданина и обязанностями граждан;
— использовать полученные знания для характеристики роли Российской

Федерации в современном мире; для объяснения сущности проведения в
отношении нашей страны международной политики «сдерживания»; для
объяснения необходимости противодействия коррупции;
— с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и

личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения
ценностей гражданственности и патриотизма своё отношение к внутренней и
внешней политике Российской Федерации, к проводимой по отношению к
нашей стране политике «сдерживания»;
— решать познавательные и практические задачи, отражающие процессы,

явления и события в политической
международных отношениях;

жизни

Российской

Федерации,

в
24

— систематизировать и конкретизировать информацию о политической

жизни в стране в целом, в субъектах Российской Федерации, о деятельности
высших органов государственной власти, об основных направлениях
внутренней и внешней политики, об усилиях нашего государства в борьбе с
экстремизмом и международным терроризмом;
— овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики:

отбирать информацию об основах конституционного строя Российской
Федерации, гражданстве Российской Федерации, конституционном статусе
человека и гражданина, о полномочиях высших органов государственной
власти, местном самоуправлении и его функциях из фрагментов Конституции
Российской Федерации, других нормативных правовых актов и из
предложенных учителем источников и учебных материалов, составлять на их
основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
— искать и извлекать информацию об основных направлениях внутренней и

внешней политики Российской Федерации, высших органов государственной
власти, о статусе субъекта Федерации, в котором проживают обучающиеся:
выявлять соответствующие факты из публикаций СМИ с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете;
— анализировать,

обобщать, систематизировать и конкретизировать
информацию о важнейших изменениях в российском законодательстве, о
ключевых решениях высших органов государственной власти и управления
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, соотносить её с
собственными знаниями о политике, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами;
— оценивать собственные поступки и поведение других людей в гражданско-

правовой сфере с позиций национальных ценностей нашего общества, уважения
норм российского права, выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы,
участвовать в дискуссии;
— использовать полученные знания о государстве Российская Федерация в

практической учебной деятельности (выполнять проблемные задания,
индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного
выполнения гражданских обязанностей; публично представлять результаты своей
деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность)
в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и
регламентом;
— самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять

простейший документ при использовании портала государственных услуг;
— осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми

другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе
национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и
демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами,
людьми разных культур.
Человек в системе социальных отношений
25

— осваивать и применять знания о социальной структуре общества, социальных

общностях и группах; социальных статусах, ролях, социализации личности;
важности семьи как базового социального института; об этносе и нациях,
этническом многообразии современного человечества, диалоге культур,
отклоняющемся поведении и здоровом образе жизни;
— характеризовать функции семьи в обществе; основы социальной политики

Российского государства;
— приводить примеры различных социальных статусов, социальных
ролей, социальной политики Российского государства;
— классифицировать социальные общности и группы;
— сравнивать виды социальной мобильности;
— устанавливать и объяснять причины существования разных социальных

групп; социальных различий и конфликтов;
— использовать полученные знания для осмысления личного социального

опыта при исполнении типичных для несовершеннолетних социальных ролей;
аргументированного объяснения социальной и личной значимости здорового
образа жизни, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества;
— определять и аргументировать с опорой на обществоведческие

знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё
отношение к разным этносам;
— решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные

социальные
взаимодействия;
направленные
отклоняющегося поведения и его видов;

на

распознавание

— осуществлять смысловое чтение текстов и составлять на основе учебных

текстов план (в том числе отражающий изученный материал о социализации
личности);
— извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и

Интернета о межнациональных отношениях, об историческом единстве народов
России; преобразовывать информацию из текста в модели (таблицу, диаграмму,
схему) и из предложенных моделей в текст;
— анализировать, обобщать, систематизировать текстовую и статистическую

социальную информацию из адаптированных источников, учебных материалов и
публикаций СМИ об отклоняющемся поведении, его причинах и негативных
последствиях; о выполнении членами семьи своих социальных ролей; о
социальных конфликтах; критически оценивать современную социальную
информацию;
— оценивать

собственные поступки и поведение, демонстрирующее
отношение к людям других национальностей; осознавать неприемлемость
антиобщественного поведения;
— использовать полученные знания в практической деятельности для

выстраивания собственного поведения с позиции здорового образа
26

жизни;
— осуществлять совместную деятельность с людьми другой национальной и

религиозной принадлежности на основе веротерпимости и взаимопонимания
между людьми разных культур.
Человек в современном изменяющемся мире
— осваивать

и применять знания
глобализации, глобальных проблемах;

об

информационном

обществе,

— характеризовать сущность информационного общества; здоровый

образ жизни; глобализацию как важный общемировой интеграционный
процесс;
— приводить примеры глобальных проблем и возможных путей их решения;

участия молодёжи в общественной жизни; влияния образования на возможности
профессионального выбора и карьерного роста;
— сравнивать требования к современным профессиям;
— устанавливать и объяснять причины и последствия глобализации;
— использовать полученные знания о современном обществе для решения

познавательных задач и анализа ситуаций, включающих объяснение (устное и
письменное) важности здорового образа жизни, связи здоровья и спорта в жизни
человека;
— определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания,

факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к
современным формам коммуникации; к здоровому образу жизни;
— решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,

связанные с волонтёрским движением; отражающие особенности коммуникации в
виртуальном пространстве;
— осуществлять

смысловое
чтение
текстов
(научно-популярных,
публицистических и др.) по проблемам современного общества, глобализации;
непрерывного образования; выбора профессии;
— осуществлять поиск и извлечение социальной информации (текстовой,

графической, аудиовизуальной) из различных источников о глобализации и
её последствиях; о роли непрерывного образования в современном
обществе.

27

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС (34 часа)
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Дата
Виды деятельности
изучения

Количество часов
всего

контрольные
работы

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые) образовательные
ресурсы

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

Презентация: «Как усваиваются
социальные нормы»

Осваивать и применять знания о деятельности человека и её видах: распознавать в
предлагаемых ситуациях
цели и результаты деятельности;

Устный

Видеоурок: «Деятельность
человека и ее основные формы»
https://www.youtube.com/watch?v=h
j3ETWBy-HE

Осваивать и применять знания об общении и его прави- лах: находить и извлекать из текстов
разного характера и жанра сведения о необходимости общения, его роли и правилах,
особенностях общенияподростков;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

практические
работы

Раздел 1. Человек и его социальное окружение
1.1. Социальное
становление
человека

6

1.2. Деятельность

4

Осваивать и применять знания о социальных свойствах человека: распознавать в предлагаемых
ситуациях особенности биологического и социального в человеке;

человека.
Учебная
деятельность
школьника
1.3. Общение и его рольв 2
жизни человека

1.4. Человек в малой
группе

Итого по разделу

8

1

опрос;

https://infourok.ru/socialnoestanovlenie-cheloveka-kakusvaivayutsya-socialnye-normy-6klass-5730166.html

Презентация "Роль общения в
жизни человека"
https://nsportal.ru/vuz/psikhologiches
kienauki/library/2019/11/25/prezentatsiy
a-rol-obshcheniya-v-zhizni-cheloveka

Осваивать и применять знания об особенностях взаимо- действия человека с другими людьми в Устный
малых группах: анализировать текстовую и аудиовизуальную информацию, находить и опрос;
извлекать сведения об отношениях в семье и группе сверстников;
Контрольная
работа;

Видеоурок «Человек в малой
группе» + тест

Осваивать и применять знания об обществе и природе, устройстве общественной жизни:
определять на основе текстовой и аудиовизуальной информации объекты при- роды и объекты
общества;

Тестирование «Общество как
форма жизнедеятельности
людей» + материалы

https://videouroki.net/video/23chelovek-v-maloj-gruppe.html

20

Раздел 2. Общество, в котором мы живём
2.1. Общество —
совместная жизнь
людей

2

Устный
опрос;

http://s63.com.ru/Nklsyconline/275/7
1-Ffsebg-aak2674-518.html

28

1

2.2. Положениечеловека 1
в обществе

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

Тестирование «Социальные
роли и статусы» + материалы

Осваивать и применять знания о процессах и явлениях в экономической жизни общества:
читать и интерпретировать информацию, представленную в разных источниках;

Устный
опрос;

Видеоурок «Экономика и её
основные участники»
https://www.youtube.com/watch?v=T
AJ12Xmg0_A

2.4. Политическаяжизнь 2

Осваивать и применять знания о явлениях в политической жизни общества, о народах России,
о государственной власти в Российской Федерации: описывать политические события,
государственные символы России;

Устный
опрос;

Презентация "Политическая
сфера жизни общества"
https://infourok.ru/prezentaciya-poobshestvoznaniyu-na-temupoliticheskaya-sfera-zhizniobshestva-6-klass-5098082.html

2.5. Культурная жизнь

3

Осваивать и применять знания о культуре и духовной жизни: извлекать и интерпретировать
информацию из разных источников;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

Презентация «Сфера духовной
культуры» https://pptonline.org/839657

2.6. Развитие общества

1

Осваивать и применять знания о типах общества: распознавать в тексте описания разных типов
обществ;

Устный
опрос;
Контрольная
работа;

Тестирование + материал
«Развитие общества»

Устный
опрос;

http://school- collection.edu.ru/

2.3. Роль экономики в
жизни общества.
Основные
участники
экономики

Итого по разделу

1

1

Осваивать и применять знания о положении человека в обществе: читать и интерпретировать
информацию, представленную в разных формах;

https://foxford.ru/wiki/obschestvozna
nie/sotsialnye-roli-i-statusy

https://obrazovaka.ru/obschestvoznani
e/razvitie-obschestva-8-klass.html

10

Раздел 3. Итоговое повторение
3.1.

Защита проектов

1

4

Итого по разделу

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

Защита проектов;

2

29

9 КЛАСС (33 часа)
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
всего

контрольные практическ
работы
иеработы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные (цифровые)
образовательныересурсы

Осваивать и применять знания о государстве, его
признаках и форме, внутренней и внешней
политике, о демократии и демократических
ценностях: отбирать с заданных позиций
предъявленные описания.
Осваивать и применять знания о конституционном
статусе гражданина, формах участия граждан в
политике, выборах и референдуме, о политических
партиях: отбирать с заданных позиций приведённые
в учебном тексте описания.

Устныйопрос;

Видеоурок: «Политика и
власть»
https://resh.edu.ru/subject/lesson/29
61/main/

Устный опрос;
Контрольная
работа;

Видеоурок: «Участие граждан в
политической жизни
Политические парти и
движения»
https://resh.edu.ru/subject/lesson/29
57/main/

Осваивать и применять знания об основах
конституционного строя Российской Федерации;
основных направлениях внутренней политики
Российской Федерации, приоритетах социальной
политики: находить информацию в учебном
тексте, дополнять учебный текст известными
фактами.
Осваивать и применять знания об организации
государственной власти в Российской Федерации,
основных на- правлениях внутренней политики
Российской Федерации, включая основы политики
Российской Федерации в сфере противодействия
коррупции, в обеспечении безопасности личности,
общества и государства, в том числе от терроризма
и экстремизма: извлекать и использовать
информацию из фрагментов Конституции
Российской Федерации, нормативных актов и
учебных текстов.
Осваивать и применять знания о государственнотерриториальном устройстве Российской
Федерации: извлекать и интерпретировать
информацию из разных источников.

Устныйопрос;

Видеоурок: «Основы
конституционного строя РФ.
Федеративное устройство»
https://youtu.be/rqx8mEUeO5Y

Устный опрос;
Письменный
контроль;

Видеоурок: «Российская
Федерация и её высшие органы
государственной власти»
https://resh.edu.ru/subject/lesson/19
20/main/

Устныйопрос;

Практика + теория «Форма
государственного устройства»
https://interneturok.ru/lesson/obshes
tvoznanie/9-klass/chelovekgosudarstvo-pravo/formagosudarstvennogo-ustroystva

Раздел 1. Человек в политическом измерении
1.1.

Политика и политическая власть

3

1.2.

Участие граждан в политике

3

Итого по разделу

1

6

Раздел 2. Гражданин и государство
2.1.

Основы конституционного строя Российской Федерации

2

2.2.

Высшие органы государственной власти в Российской
Федерации

2

2.3.

Государственно-территориальное устройство Российской
Федерации

2

1

30

2.4.

Конституция Российской Федерации о правовом статусе
человека игражданина

Итого по разделу

2

1

Осваивать и применять знания о конституционном
статусе гражданина Российской Федерации, об
основах политики в сфере обеспечения
безопасности личности, общества и государства.,
анализировать, систематизировать и
интерпретировать информацию различных видов и
форм представления.

Устный опрос;
Контрольная
работа;

Видеоурок: «Конституция РФ.
Права, свободы и обязанности
человека и гражданина»
https://resh.edu.ru/subject/lesson/29
56/main/

Осваивать и применять знания о социальной
структуре общества, социальных общностях и
группах: выделять в социальной структуре общества
социальные общности и группы, извлекать данные
из разных источников, на их основе давать
описания.
Осваивать и применять знания о социальных
статусах, ролях и социализации личности, о
важности семьи как базового социального
института: выделять в предоставленной
информации сведения, относящиеся к
социальным статусам, ролям и социализации,
социальному институту семьи, раскрывать
сущность процесса социализации личности.
Осваивать и применять знания об этносе и нациях,
этническом многообразии современного
человечества, диалоге культур: описывать
взаимодействие людей и необходимость
гармоничного сочетания общегосударственных и
этнонациональных интересов в многонациональном
и многоконфессиональном обществе.

Устный опрос;
Письменный
контроль;

Презентация: «Социальные
общности и группы»
https://infourok.ru/prezentaciyasocialnie-obschnosti-i-gruppi1423816.html

Устныйопрос;

Презентация: «Социализация
личности»
https://infourok.ru/prezentaciya-natemu-socializaciya-lichnosti5223996.html

Устный опрос;
Письменный
контроль;

Презентация: «Нации и
межнациональные отношения.
Социальные конфликты и
пути их разрешения.
Социальная политика
Российского государства»
https://infourok.ru/prezentaciya-poobshestvoznaniyu-nacii-imezhnacionalnye-otnosheniyasocialnye-konflikty-i-puti-ihrazresheniya-socialnaya-polit5766511.html
Презентация практика +
теория «Отклюняющееся
поведение»
https://multiurok.ru/files/otkloniaius
hcheesia-povedenie-opasnostnarkomanii.html

8

Раздел 3. Человек в системе социальных отношений
3.1.

Социальные общности и группы

2

3.2.

Статусы и роли. Социализация личности. Семья и её
функции

4

3.3.

Этносы и нации в современном обществе. Социальная
политика Российского государства

3

3.4.

Отклоняющееся поведение и здоровый образ жизни

2

Итого по разделу

Решать познавательные и практические задачи,
Устный опрос;
касающиеся негативных отклонений поведения и их Контрольная
профилактики: анализировать жизненные ситуации работа;
и принимать решения относительно осуществления
конкретных действий.

1

11

Раздел 4. Человек в современном изменяющемся мире
4.1.

Человек в современном изменяющемся мире

5

4.2.

Итоговое повторение

3

Итого по разделу:

8

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

1

Осуществлять поиск информации о роли
Устный опрос;
непрерывного образования в современном обществе Письменный
в разных источниках информации: сопоставлять и
контроль;
обобщать информацию, представленную в разных
формах (описательную, графическую,
аудиовизуальную).
Защита проектов.

3

Устныйопрос.

Теория + практика «Человек в
современном изменяющемся
мире»
https://www.yaklass.ru/p/obshchest
voznanie/9-klass/chelovek-vsovremennom-izmeniaiushchemsiamire-6870612

http://school- collection.edu.ru/

2

31

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы

1.

Вводный урок: Для чего изучать
обществознание в школе?

1

01.09.2023

2.

Биологическое и социальное в
человеке. Черты сходства и
различия человека и животного

1

08.09.2023

3.

Потребности
человека
(биологические, социальные,
духовные).

1

15.09.2023

4.

Индивид,
индивидуальность,
личность. Возрастные периоды
жизни человека и формирование
личности

1

22.09.2023

5.

Отношения между поколениями.
Особенности
подросткового
возраста

1

29.09.2023

6.

Люди
с
ограниченными 1
возможностями здоровья, их
особые потребности и социальная
позиция

06.10.2023

7.

Цели и мотивы деятельности.
Виды деятельности: игра, труд,
учение

1

13.10.2023

8.

Познание человеком мира и 1
самого себя как вид деятельности

20.10.2023

9.

Право человека на образование

1

27.10.2023

10. Права и обязанности учащегося

1

10.11.2023

11. Общение. Цели и средства
общения

1

17.11.2023

32

12. Особенности общения
подростков. Общение в
современных условиях

1

24.11.2023

13. Отношения в малых группах.
Групповые нормы и правила.
Лидерство в группе

1

01.12.2023

1

8.12.2023

14.

Межличностные отношения
(деловые, личные)

15. Отношения в семье. Роль семьи в 1
жизни человека и общества

15.12.2023

16. Семейные традиции. Семейный
досуг

1

22.12.2023

17. Свободное время подростка.
Отношения с друзьями и
сверстниками

1

29.12.2023

18. Конфликты в межличностных
отношениях

1

12.01.2024

19. Обобщающий урок: Человек и
его социальное окружение

1

19.01.2024

20. Контрольная работа по разделу:
Человек и его социальное
окружение

1

26.01.2024

21. Что такое общество. Связь
общества и природы

1

02.02.2024

22. Устройство общественной жизни. 1
Основные сферы жизни общества
и их взаимодействие

09.02.2024

23. Социальные общности и группы.
Положение человека в обществе

1

16.02.2024

24. Что
такое
экономика.
Взаимосвязь жизни общества и
его экономического развития.
Виды
экономической
деятельности.
Ресурсы
и
возможности экономики нашей
страны

1

01.03.2024

33

25. Политическая жизнь общества.
Россия - многонациональное
государство. Государственная
власть в нашей стране.
Государственный Герб,
Государственный Флаг,
Государственный Гимн
Российской Федерации

1

15.03.2024

26. Наша страна в начале XXI века.
Место нашей Родины среди
современных государств

1

22.03.2024

27. Культурная жизнь. Духовные
ценности,
традиционные
ценности российского народа

1

05.04.2024

28. Развитие общества. Усиление
взаимосвязей стран и народов в
условиях
информационного
общества

1

12.04.2024

29. Глобальные
проблемы 1
современности и возможности их
решения
усилиями
международного сообщества и
международных организаций

19.04.2024

30. Обобщающий урок: Общество, в
котором мы живем

1

26.04.202

31. Защита проектов

1

03.05.2024

32. Защита проектов

1

10.05.2024

33. Контрольная работа по разделу:
Общество, в котором мы живем

1

17.05.2024

34. Итоговое повторение: Общество
и его сферы. Человек в обществе

1

24.05.2024

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО 34
ПРОГРАММЕ

0

34

9 КЛАСС
№
п/
п
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Тема урока

Государство –
политическая
организация общества.
Признаки государства.
Внутренняя и внешняя
политика.
Форма государства.
Монархия и республика
– основные формы
правления.
Федеративное и
унитарное
государственнотерриториальное
устройство.
Политический режим и
его виды. Демократия,
демократические
ценности.
Демократия,
демократические
ценности. Правовое
государство и
гражданское общество
Формы политического
участия. Выборы,
референдум
Политические партии,
их роль в
демократическом
обществе.
Общественнополитические
организации
Обобщающий урок:
Человек в
политическом
измерении
Основы
конституционного
строя Российской
Федерации. Россия –
демократическое
федеративное правовое
государство с
республиканской

Количество часов

Дата
Виды,
изучени формы
всего контрольны практически
я
контроля
еработы
еработы
1

01.09.2023

1

08.09.2023

1

15.09.2023

1

22.09.2023

1

29.09.2023

1

06.10.2023

1

13.10.2023

35

8.

9.

10.

11.

12.
13.

14.

15.

16.
17.
18.

формой правления.
Россия – светское
государство
Россия – социальное
государство. Основные
направления и
приоритеты социальной
политики российского
государства
Высшие органы
государственной власти
в Российской
Федерации. Президент
РФ. Федеральное
Собрание РФ.
Правительство РФ
Судебная система в
Российской Федерации.
Государственное
управление.
Противодействие
коррупции в
Российской Федерации
Государственнотерриториальное
устройство РФ
Местное
самоуправление
Конституционный
статус гражданина РФ.
Гражданство
Российской Федерации.
Взаимосвязь
конституционных прав,
свобод и обязанностей
гражданина Российской
Федерации
Контрольная работа:
Человек в
политическом
измерении. Гражданин
и государство
Социальная структура
общества.
Многообразие
социальных общностей
и групп
Социальная
мобильность
Социальный статус
человека в обществе
Социальные роли.
Ролевой набор

1

20.10.2023

1

27.10.2023

1

10.11.2023

1

17.11.2023

1

24.11.2023

1

01.12.2023

1

8.12.2023

1

15.12.2023

1

22.12.2023

1

29.12.2023

1

12.01.2024
36

подростка
19.
20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

Социализация личности 1

19.01.2024

Роль семьи в
социализации личности
Функции семьи.
Семейные ценности.
Основные роли членов
семьи
Этносы и нации в
диалоге культур.
Россия многонациональное
государство
Социальные
конфликты и пути их
разрешения
Отклоняющееся
поведение. Опасность
наркомании и
алкоголизма для
человека и общества.
Профилактика
негативных отклонений
поведения
Социальная и личная
значимость здорового
образа жизни
Обобщающий урок:
Человек в системе
социальных отношений
Информационное
общество. Сущность,
причины, проявления и
последствия
глобализации, ее
противоречия
Глобальные проблемы
и возможности их
решения.
Экологическая
ситуация и способы её
улучшения
Молодежь – активный
участник общественной
жизни. Волонтерское
движение. Здоровый
образ жизни.
Социальная и личная
значимость здорового
образа жизни. Мода и
спорт

1

26.01.2024

1

02.02.2024

1

09.02.2024

1

16.02.2024

1

01.03.2024

1

15.03.2024

1

22.03.2024

1

05.04.2024

1

12.04.2024

37

29.

30.

31.

32.
33.

Профессии настоящего
и будущего.
Непрерывное
образование и карьера.
Современные формы
связи и коммуникации:
как они изменили мир.
Особенности общения
в виртуальном
пространстве.
Перспективы развития
общества
Контрольная работа:
Человек в современном
изменяющемся мире
Защита проектов
Итговое повторение:
Человек в системе
общественных
отношений

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВПО ПРОГРАММЕ

1

19.04.2024

1

26.04.202

1

03.05.2024

1

10.05.2024

1

17.05.2024

33

3

38

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ПРОЦЕССА

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
6 КЛАСС
Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. Обществознание,
6 класс: учебник для общеобразоват. организаций – 4-е изд., стер. – М.:
Просвещение, 2022.
9 КЛАСС
Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание, 9 класс: учебник для
общеобразоват. организаций – 6-е изд., стер. – М.: Просвещение, 2019.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Балашов Л. Е. Практическая философия / Л. Е. Балашов. — М., 2001.
Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д.
Губин. — М., 2008. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб.пособие / Л. А.
Григорович, Т. Д. Марцинковская.
— М., 2003.
Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб.пособие / Б. А. Исаев. —
СПб., 2008. Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М.,
2007.
Кравченко А. И. Основы социологии: учеб.пособие для студентов средних спец. учеб.
заведений / А. И. Кравченко. - М., 2004.
Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах /A. И. Кравченко. - М., 2008.
Кравченко А. И. Социология и политология: учеб.пособие для студентов средних
проф. учеб. заведений / А. И. Кравченко. — М., 2000.
Латышева В. В. Основы социологии: учеб.для ссузов /B. В. Латышева.
— М., 2004. Липсиц И. В. Экономика: учеб.для вузов. — М., 2007.
Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб., 2005.
Миголатьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миго-латьев, В. В. Огнева.
— М., 2005. Михайлушкин А. Н. Основы экономики: учеб.для ссузов / А. Н.
Михайлушкин.— М., 2003. Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод,
пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2001.
Носова С. С. Основы экономики: учеб.для студентов образовав учреждений среднего
проф. образования / С. С. Носова. — М., 2002.
39

Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова.
— СПб., 2001. Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. —
М., 2005.
Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. —
М., 2005. Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов [и др.]. — М.,
2008.
Социальная психология: учеб.для вузов / Г. М. Андреева. — М., 2004.
Сухов А. Н. Социальная психология: учеб.пособие для студентов вузов / А. Н. Сухов
[и др.]; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., 2001.
Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тиш-ков. - М.,
2010. Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. — М., 2002.
Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидори-ной.
— М., 2004. Экономика для колледжей: базовый курс. —
Ростов н/Д, 2005.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. http://www.allend.ru/edu/social2htm- Образовательные ресурсы Интернета -

обществознание.
2. http://www.fw.ru.- Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).
3. http://www. Ihtik.fib.ru/eneyel/index.html- Энциклопедии, словари, справочники.
4. http://www.rsnet.ru/— Официальная Россия (сервер органов государственной
власти Российской Федерации).
5. http://www.president.kremlin.ru/— Президент Российской Федерации.
6. http://www.rsnet.ru/— Судебная власть Российской Федерации.
7. http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf— Собрание законодательства Российской
Федерации.
8. http://www.socionet.ru— Соционет: информационное пространство по общественным
наукам.
9. http://www.ifap.ru— Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
10. http: //www.gks.ru— Федеральная служба государственной статистики:
базы данных, статистическая информация
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Справочные таблицы.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Интерактивная доска;
40

Мультимедийный проектор.

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».