МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство просвещения и науки Кабардино - Балкарской Республики Местная администрация Терского муниципального района КБР МКОУ Лицей № 1 г.п. Терек РАССМОТРЕНО На заседании педагогического совета лицея протокол от «24» августа 2023г. № 1 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ Накова Р.Л. «24» августа 2023г. УТВЕРЖДЕНО Директор ____________ Балкарова Л.З. Приказ от «24» августа 2023г.№ 58 Рабочая программа (ID 2438387) Учебного предмета «Обществознание» для обучающихся 6, 9 классов основного общего образования на 2023-2024 учебный год г.п. Терек 2023г. МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство просвещения и науки Кабардино - Балкарской Республики Местная администрация Терского муниципального района КБР МКОУ Лицей № 1 г.п. Терек РАССМОТРЕНО На заседании педагогического совета лицея протокол от «24» августа 2023г. № 1 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ Накова Р.Л. «24» августа 2023г. УТВЕРЖДЕНО Директор ____________ Балкарова Л.З. Приказ от «24» августа 2023г.№ 58 Рабочая программа (ID 2356749) Учебного предмета «Обществознание» для обучающихся 6, 9 классов основного общего образования на 2023-2024 учебный год г.п. Терек 2023г. МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство просвещения и науки Кабардино - Балкарской Республики Местная администрация Терского муниципального района КБР МКОУ Лицей № 1 г.п. Терек РАССМОТРЕНО На заседании педагогического совета лицея протокол от «24» августа 2023г. № 1 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ Накова Р.Л. «24» августа 2023г. УТВЕРЖДЕНО Директор ____________ Балкарова Л.З. Приказ от «24» августа 2023г.№ 58 Рабочая программа (ID 2398796) Учебного предмета «Обществознание» для обучающихся 6, 9 классов основного общего образования на 2023-2024 учебный год г.п. Терек 2023г. МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство просвещения и науки Кабардино - Балкарской Республики Местная администрация Терского муниципального района КБР МКОУ Лицей № 1 г.п. Терек РАССМОТРЕНО На заседании педагогического совета лицея протокол от «24» августа 2023г. № 1 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ Накова Р.Л. «24» августа 2023г. УТВЕРЖДЕНО Директор ____________ Балкарова Л.З. Приказ от «24» августа 2023г.№ 58 Рабочая программа (ID 2387956) Учебного предмета «Обществознание» для обучающихся 6, 9 классов основного общего образования на 2023-2024 учебный год г.п. Терек 2023г. МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство просвещения и науки Кабардино - Балкарской Республики Местная администрация Терского муниципального района КБР МКОУ Лицей № 1 г.п. Терек РАССМОТРЕНО На заседании педагогического совета лицея протокол от «24» августа 2023г. № 1 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ Накова Р.Л. «24» августа 2023г. УТВЕРЖДЕНО Директор ____________ Балкарова Л.З. Приказ от «24» августа 2023г.№ 58 Рабочая программа (ID 2364983) Учебного предмета «Обществознание» для обучающихся 6, 9 классов основного общего образования на 2023-2024 учебный год г.п. Терек 2023г. МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство просвещения и науки Кабардино - Балкарской Республики Местная администрация Терского муниципального района КБР МКОУ Лицей № 1 г.п. Терек РАССМОТРЕНО На заседании педагогического совета лицея протокол от «24» августа 2023г. № 1 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ Накова Р.Л. «24» августа 2023г. УТВЕРЖДЕНО Директор ____________ Балкарова Л.З. Приказ от «24» августа 2023г.№ 58 Рабочая программа (ID 2698479) Учебного предмета «Обществознание» для обучающихся 6, 9 классов основного общего образования на 2023-2024 учебный год г.п. Терек 2023г. МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство просвещения и науки Кабардино - Балкарской Республики Местная администрация Терского муниципального района КБР МКОУ Лицей № 1 г.п. Терек РАССМОТРЕНО На заседании педагогического совета лицея протокол от «24» августа 2023г. № 1 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ Накова Р.Л. «24» августа 2023г. УТВЕРЖДЕНО Директор ____________ Балкарова Л.З. Приказ от «24» августа 2023г.№ 58 Рабочая программа (ID 2648695) Учебного предмета «Обществознание» для обучающихся 6, 9 классов основного общего образования на 2023-2024 учебный год г.п. Терек 2023г. СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка……………………………………………………………..….3 Общая характеристика учебного предмета «Обществознание» ……………………………………………………………….... 3 Цели изучения учебного предмета «Обществознание»……………………..……3 Место учебного предмета «Обществознание» в учебном плане …………………………………………………………………….4 Содержание учебного предмета «Обществознание» ……………………………….5 6 класс ……………………………………………………………………………….5 9 класс ……………………………………………………………………………….8 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования …………………………………………………………………………10 Личностные результаты…………………………………………………………….10 Метапредметные результаты ……………………………………………………....13 Предметные результаты …………………………………………………………....15 6 класс …………………………………………………………………………….....16 9 класс ……………………………………………………………………………….25 Тематическое планирование ………………………………………………………….32 6 класс (34 часа) …………………………………………………………………….32 9 класс (33 часа) …………………………………………………………………….38 Поурочное планирование……………………………………………………………..40 6 класс (34 часа) …………………………………………………………………….40 9 класс (33 часа) …………………………………………………………………….49 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса…………………...53 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса……………...55 8 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Рабочая программа по обществознанию для 6-9 классов составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом Примерной программы воспитания (2020 г.). Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности современного общества, различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия социальные нормы. Изучение курса «Обществознание», включающего знания о российском обществе и направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям. Привлечение при изучении курса различных источников социальной информации, включая СМИ и Интернет, помогает школьникам освоить язык современной культурной, социально-экономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их. Изучение учебного курса «Обществознание» содействует вхождению обучающихся в мир культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я», формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» Целями обществоведческого образования в основной школе являются: воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа; — развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации; — развитие личности на исключительно важном этапе её социализации — в подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности; — 9 формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста; освоение учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; — овладение умениями функционально грамотного человека: получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; — создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе; — формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. — МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на четыре года обучения составляет 135 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. 10 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 6 КЛАСС Человек и его социальное окружение Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и животного. Потребности человека (биологические, социальные, духовные). Способности человека. Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и формирование личности. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция. Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение). Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности. Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности учащегося. Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение в современных условиях. Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе. Межличностные отношения (деловые, личные). Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные традиции. Семейный досуг. Свободное время подростка. Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях. Общество, в котором мы живём Что такое общество. Связь общества и природы. Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Социальные общности и группы. Положение человека в обществе. Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития. Виды экономической деятельности. Ресурсы и возможности экономики нашей страны. Политическая жизнь общества. Россия — многонациональное государство. Государственная власть в нашей стране. Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской Федерации. Наша страна в начале XXI века. Место нашей Родины среди современных государств. Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа. Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях современного общества. Глобальные проблемы современности и возможности их решения усилиями международного сообщества и международных организаций. 9 КЛАСС Человек в политическом измерении Политика и политическая власть. Государство — политическая организация общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика. 11 Форма государства. Монархия и республика — основные формы правления. Унитарное и федеративное государственно-территориальное устройство. Политический режим и его виды. Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское общество. Участие граждан в политике. Выборы, референдум. Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественнополитические организации. Гражданин и государство Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Россия — социальное государство. Основные направления и приоритеты социальной политики российского государства. Россия — светское государство. Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в Российской Федерации. Президент — глава государства Российская Федерация. Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации. Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской Федерации. Государственно-территориальное устройство Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Конституционный статус субъектов Российской Федерации. Местное самоуправление. Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина. Гражданство Российской Федерации. Взаимосвязь конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации. Человек в системе социальных отношений Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор подростка. Социализация личности. Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные ценности. Основные роли членов семьи. Этнос и нация. Россия — многонациональное государство. Этносы и нации в диалоге культур. Социальная политика Российского государства. Социальные конфликты и пути их разрешения. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Человек в современном изменяющемся мире 12 Информационное общество. Сущность глобализации. Причины, проявления и последствия глобализации, её противоречия. Глобальные проблемы и возможности их решения. Экологическая ситуация и способы её улучшения. Молодёжь — активный участник общественной жизни. Волонтёрское движение. Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера. Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Мода и спорт. Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Особенности общения в виртуальном пространстве. Перспективы развития общества. 13 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания обществознания в основной школе. Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом Примерной программы воспитания. Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского права. Представленный в программе вариант распределения модулей (разделов) по годам обучения является одним из возможных. Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое распределение содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российского права» замыкает изучение курса в основной школе. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней). Патриотического воспитания: 14 осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. Экологического воспитания: 15 ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее — оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; 16 способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении обществознания: 1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: 17 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. 2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; 18 оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. 3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций. Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 6 КЛАСС Человек и его социальное окружение — осваивать и применять знания о социальных свойствах человека, формировании личности, деятельности человека и её видах, образовании, правах и обязанностях учащихся, общении и его правилах, особенностях взаимодействия 19 человека с другими людьми; — характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности на примерах семьи, семейных традиций; характеризовать основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер; особенности личностного становления и социальной позиции людей с ограниченными возможностями здоровья; деятельность человека; образование и его значение для человека и общества; — приводить примеры деятельности людей, её различных мотивов и особенностей в современных условиях; малых групп, положения человека в группе; конфликтных ситуаций в малой группе и конструктивных разрешений конфликтов; проявлений лидерства, соперничества и сотрудничества людей в группах; — классифицировать по разным признакам виды деятельности человека, потребности людей; — сравнивать понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»; свойства человека и животных; виды деятельности (игра, труд, учение); — устанавливать и объяснять взаимосвязи людей в малых группах; целей, способов и результатов деятельности, целей и средств общения; — использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности общения как социального явления, познания человеком мира и самого себя как вида деятельности, роли непрерывного образования, значения личного социального опыта при осуществлении образовательной деятельности и общения в школе, семье, группе сверстников; — определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, к различным способам выражения личной индивидуальности, к различным формам неформального общения подростков; — решать познавательные и практические задачи, касающиеся прав и обязанностей учащегося; отражающие особенности отношений в семье, со сверстниками, старшими и младшими; — овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в том числе извлечений из Закона «Об образовании в Российской Федерации»; составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему; — искать и извлекать информацию о связи поколений в нашем обществе, об особенностях подросткового возраста, о правах и обязанностях учащегося из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете; — анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию о человеке и его социальном окружении из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ; — оценивать собственные поступки и поведение других людей в ходе общения, в 20 ситуациях взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья; оценивать своё отношение к учёбе как важному виду деятельности; — приобретать опыт использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для выстраивания отношений с представителями старших поколений, со сверстниками и младшими по возрасту, активного участия в жизни школы и класса; — приобретать опыт совместной деятельности, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур. Общество, в котором мы живём — осваивать и применять знания об обществе и природе, положении человека в обществе; процессах и явлениях в экономической жизни общества; явлениях в политической жизни общества, о народах России, о государственной власти в Российской Федерации; культуре и духовной жизни; типах общества, глобальных проблемах; — характеризовать устройство общества, российское государство, высшие органы государственной власти в Российской Федерации, традиционные российские духовно- нравственные ценности, особенности информационного общества; — приводить примеры разного положения людей в обществе, видов экономической деятельности, глобальных проблем; — классифицировать социальные общности и группы; — сравнивать социальные общности и группы, положение в обществе различных людей; различные формы хозяйствования; — устанавливать взаимодействия общества и природы, человека и общества, деятельности основных участников экономики; — использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) влияния природы на общество и общества на природу сущности и взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; — определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к проблемам взаимодействия человека и природы, сохранению духовных ценностей российского народа; — решать познавательные и практические задачи (в том числе задачи, отражающие возможности юного гражданина внести свой вклад в решение экологической проблемы); — овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся отношений человека и природы, устройства общественной жизни, основных сфер жизни общества; 21 — извлекать информацию из разных источников о человеке и обществе, включая информацию о народах России; — анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ; используя обществоведческие знания, формулировать выводы; — оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия духовным традициям общества; — использовать полученные знания, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности, направленной на охрану природы; защиту прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг), на соблюдение традиций общества, в котором мы живём; — осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе взаимопонимания между людьми разных культур; осознавать ценность культуры и традиций народов России. 9 КЛАСС Человек в политическом измерении — осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме, внутренней и внешней политике, о демократии и демократических ценностях, о конституционном статусе гражданина Российской Федерации, о формах участия граждан в политике, выборах и референдуме, о политических партиях; — характеризовать государство как социальный институт; принципы и признаки демократии, демократические ценности; роль государства в обществе на основе его функций; правовое государство; — приводить примеры государств с различными формами правления, государственно- территориального устройства и политическим режимом; реализации функций государства на примере внутренней и внешней политики России; политических партий и иных общественных объединений граждан; законного участия граждан в политике; связи политических потрясений и социально-экономического кризиса в государстве; — классифицировать современные государства по разным признакам; элементы формы государства; типы общественно-политических организаций; политических партий; типы — сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) политическую власть с другими видами власти в обществе; демократические и недемократические политические режимы, унитарное и федеративное территориально-государственное устройство, монархию и республику, политическую партию и общественно-политическое движение, выборы и 22 референдум; — устанавливать и объяснять взаимосвязи в отношениях между человеком, обществом и государством; между правами человека и гражданина и обязанностями граждан, связи политических потрясений и социальноэкономических кризисов в государстве; — использовать полученные знания для объяснения сущности политики, политической власти, значения политической деятельности в обществе; для объяснения взаимосвязи правового государства и гражданского общества; для осмысления личного социального опыта при исполнении социальной роли гражданина; о роли информации и информационных технологий в современном мире для аргументированного объяснения роли СМИ в современном обществе и государстве; — определять и аргументировать неприемлемость всех форм антиобщественного поведения в политике с точки зрения социальных ценностей и правовых норм; — решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные взаимодействия между субъектами политики; выполнение социальных ролей избирателя, члена политической партии, участника общественно-политического движения; — овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актов, учебных и иных текстов обществоведческой тематики, связанных с деятельностью субъектов политики, преобразовывать текстовую информацию в таблицу или схему о функциях государства, политических партий, формах участия граждан в политике; — искать и извлекать информацию о сущности политики, государстве и его роли в обществе: по заданию учителя выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете; — анализировать и конкретизировать социальную информацию о формах участия граждан нашей страны в политической жизни, о выборах и референдуме; — оценивать политическую деятельность различных субъектов политики с точки зрения учёта в ней интересов развития общества, её соответствия гуманистическим и демократическим ценностям: выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии; — использовать полученные знания в практической учебной деятельности (включая выполнение проектов индивидуально и в группе), в повседневной жизни для реализации прав гражданина в политической сфере; а также в публичном представлении результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом; — осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и 23 демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах, исследовательские проекты. Гражданин и государство — осваивать и применять знания об основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации, государственнотерриториальном устройстве Российской Федерации, деятельности высших органов власти и управления в Российской Федерации; об основных направлениях внутренней политики Российской Федерации; — характеризовать Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, как социальное государство, как светское государство; статус и полномочия Президента Российской Федерации, особенности формирования и функции Государственной Думы и Совета Федерации, Правительства Российской Федерации; — приводить примеры и моделировать ситуации в политической сфере жизни общества, связанные с осуществлением правомочий высших органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации; деятельности политических партий; политики в сфере культуры и образования, бюджетной и денежно-кредитной политики, политики в сфере противодействии коррупции, обеспечения безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма; — классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) полномочия высших органов государственной власти Российской Федерации; — сравнивать с опорой на Конституцию Российской Федерации полномочия центральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации; — устанавливать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и субъектов политики в Российской Федерации, федерального центра и субъектов Российской Федерации, между правами человека и гражданина и обязанностями граждан; — использовать полученные знания для характеристики роли Российской Федерации в современном мире; для объяснения сущности проведения в отношении нашей страны международной политики «сдерживания»; для объяснения необходимости противодействия коррупции; — с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения ценностей гражданственности и патриотизма своё отношение к внутренней и внешней политике Российской Федерации, к проводимой по отношению к нашей стране политике «сдерживания»; — решать познавательные и практические задачи, отражающие процессы, явления и события в политической международных отношениях; жизни Российской Федерации, в 24 — систематизировать и конкретизировать информацию о политической жизни в стране в целом, в субъектах Российской Федерации, о деятельности высших органов государственной власти, об основных направлениях внутренней и внешней политики, об усилиях нашего государства в борьбе с экстремизмом и международным терроризмом; — овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию об основах конституционного строя Российской Федерации, гражданстве Российской Федерации, конституционном статусе человека и гражданина, о полномочиях высших органов государственной власти, местном самоуправлении и его функциях из фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актов и из предложенных учителем источников и учебных материалов, составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему; — искать и извлекать информацию об основных направлениях внутренней и внешней политики Российской Федерации, высших органов государственной власти, о статусе субъекта Федерации, в котором проживают обучающиеся: выявлять соответствующие факты из публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете; — анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию о важнейших изменениях в российском законодательстве, о ключевых решениях высших органов государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, соотносить её с собственными знаниями о политике, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами; — оценивать собственные поступки и поведение других людей в гражданско- правовой сфере с позиций национальных ценностей нашего общества, уважения норм российского права, выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии; — использовать полученные знания о государстве Российская Федерация в практической учебной деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских обязанностей; публично представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность) в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом; — самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ при использовании портала государственных услуг; — осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур. Человек в системе социальных отношений 25 — осваивать и применять знания о социальной структуре общества, социальных общностях и группах; социальных статусах, ролях, социализации личности; важности семьи как базового социального института; об этносе и нациях, этническом многообразии современного человечества, диалоге культур, отклоняющемся поведении и здоровом образе жизни; — характеризовать функции семьи в обществе; основы социальной политики Российского государства; — приводить примеры различных социальных статусов, социальных ролей, социальной политики Российского государства; — классифицировать социальные общности и группы; — сравнивать виды социальной мобильности; — устанавливать и объяснять причины существования разных социальных групп; социальных различий и конфликтов; — использовать полученные знания для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетних социальных ролей; аргументированного объяснения социальной и личной значимости здорового образа жизни, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества; — определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к разным этносам; — решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные взаимодействия; направленные отклоняющегося поведения и его видов; на распознавание — осуществлять смысловое чтение текстов и составлять на основе учебных текстов план (в том числе отражающий изученный материал о социализации личности); — извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о межнациональных отношениях, об историческом единстве народов России; преобразовывать информацию из текста в модели (таблицу, диаграмму, схему) и из предложенных моделей в текст; — анализировать, обобщать, систематизировать текстовую и статистическую социальную информацию из адаптированных источников, учебных материалов и публикаций СМИ об отклоняющемся поведении, его причинах и негативных последствиях; о выполнении членами семьи своих социальных ролей; о социальных конфликтах; критически оценивать современную социальную информацию; — оценивать собственные поступки и поведение, демонстрирующее отношение к людям других национальностей; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения; — использовать полученные знания в практической деятельности для выстраивания собственного поведения с позиции здорового образа 26 жизни; — осуществлять совместную деятельность с людьми другой национальной и религиозной принадлежности на основе веротерпимости и взаимопонимания между людьми разных культур. Человек в современном изменяющемся мире — осваивать и применять знания глобализации, глобальных проблемах; об информационном обществе, — характеризовать сущность информационного общества; здоровый образ жизни; глобализацию как важный общемировой интеграционный процесс; — приводить примеры глобальных проблем и возможных путей их решения; участия молодёжи в общественной жизни; влияния образования на возможности профессионального выбора и карьерного роста; — сравнивать требования к современным профессиям; — устанавливать и объяснять причины и последствия глобализации; — использовать полученные знания о современном обществе для решения познавательных задач и анализа ситуаций, включающих объяснение (устное и письменное) важности здорового образа жизни, связи здоровья и спорта в жизни человека; — определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к современным формам коммуникации; к здоровому образу жизни; — решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, связанные с волонтёрским движением; отражающие особенности коммуникации в виртуальном пространстве; — осуществлять смысловое чтение текстов (научно-популярных, публицистических и др.) по проблемам современного общества, глобализации; непрерывного образования; выбора профессии; — осуществлять поиск и извлечение социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) из различных источников о глобализации и её последствиях; о роли непрерывного образования в современном обществе. 27 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС (34 часа) № п/п Наименование разделов и тем программы Дата Виды деятельности изучения Количество часов всего контрольные работы Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Устный опрос; Письменный контроль; Презентация: «Как усваиваются социальные нормы» Осваивать и применять знания о деятельности человека и её видах: распознавать в предлагаемых ситуациях цели и результаты деятельности; Устный Видеоурок: «Деятельность человека и ее основные формы» https://www.youtube.com/watch?v=h j3ETWBy-HE Осваивать и применять знания об общении и его прави- лах: находить и извлекать из текстов разного характера и жанра сведения о необходимости общения, его роли и правилах, особенностях общенияподростков; Устный опрос; Письменный контроль; практические работы Раздел 1. Человек и его социальное окружение 1.1. Социальное становление человека 6 1.2. Деятельность 4 Осваивать и применять знания о социальных свойствах человека: распознавать в предлагаемых ситуациях особенности биологического и социального в человеке; человека. Учебная деятельность школьника 1.3. Общение и его рольв 2 жизни человека 1.4. Человек в малой группе Итого по разделу 8 1 опрос; https://infourok.ru/socialnoestanovlenie-cheloveka-kakusvaivayutsya-socialnye-normy-6klass-5730166.html Презентация "Роль общения в жизни человека" https://nsportal.ru/vuz/psikhologiches kienauki/library/2019/11/25/prezentatsiy a-rol-obshcheniya-v-zhizni-cheloveka Осваивать и применять знания об особенностях взаимо- действия человека с другими людьми в Устный малых группах: анализировать текстовую и аудиовизуальную информацию, находить и опрос; извлекать сведения об отношениях в семье и группе сверстников; Контрольная работа; Видеоурок «Человек в малой группе» + тест Осваивать и применять знания об обществе и природе, устройстве общественной жизни: определять на основе текстовой и аудиовизуальной информации объекты при- роды и объекты общества; Тестирование «Общество как форма жизнедеятельности людей» + материалы https://videouroki.net/video/23chelovek-v-maloj-gruppe.html 20 Раздел 2. Общество, в котором мы живём 2.1. Общество — совместная жизнь людей 2 Устный опрос; http://s63.com.ru/Nklsyconline/275/7 1-Ffsebg-aak2674-518.html 28 1 2.2. Положениечеловека 1 в обществе Устный опрос; Письменный контроль; Тестирование «Социальные роли и статусы» + материалы Осваивать и применять знания о процессах и явлениях в экономической жизни общества: читать и интерпретировать информацию, представленную в разных источниках; Устный опрос; Видеоурок «Экономика и её основные участники» https://www.youtube.com/watch?v=T AJ12Xmg0_A 2.4. Политическаяжизнь 2 Осваивать и применять знания о явлениях в политической жизни общества, о народах России, о государственной власти в Российской Федерации: описывать политические события, государственные символы России; Устный опрос; Презентация "Политическая сфера жизни общества" https://infourok.ru/prezentaciya-poobshestvoznaniyu-na-temupoliticheskaya-sfera-zhizniobshestva-6-klass-5098082.html 2.5. Культурная жизнь 3 Осваивать и применять знания о культуре и духовной жизни: извлекать и интерпретировать информацию из разных источников; Устный опрос; Письменный контроль; Презентация «Сфера духовной культуры» https://pptonline.org/839657 2.6. Развитие общества 1 Осваивать и применять знания о типах общества: распознавать в тексте описания разных типов обществ; Устный опрос; Контрольная работа; Тестирование + материал «Развитие общества» Устный опрос; http://school- collection.edu.ru/ 2.3. Роль экономики в жизни общества. Основные участники экономики Итого по разделу 1 1 Осваивать и применять знания о положении человека в обществе: читать и интерпретировать информацию, представленную в разных формах; https://foxford.ru/wiki/obschestvozna nie/sotsialnye-roli-i-statusy https://obrazovaka.ru/obschestvoznani e/razvitie-obschestva-8-klass.html 10 Раздел 3. Итоговое повторение 3.1. Защита проектов 1 4 Итого по разделу 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 2 Защита проектов; 2 29 9 КЛАСС (33 часа) № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные практическ работы иеработы Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательныересурсы Осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме, внутренней и внешней политике, о демократии и демократических ценностях: отбирать с заданных позиций предъявленные описания. Осваивать и применять знания о конституционном статусе гражданина, формах участия граждан в политике, выборах и референдуме, о политических партиях: отбирать с заданных позиций приведённые в учебном тексте описания. Устныйопрос; Видеоурок: «Политика и власть» https://resh.edu.ru/subject/lesson/29 61/main/ Устный опрос; Контрольная работа; Видеоурок: «Участие граждан в политической жизни Политические парти и движения» https://resh.edu.ru/subject/lesson/29 57/main/ Осваивать и применять знания об основах конституционного строя Российской Федерации; основных направлениях внутренней политики Российской Федерации, приоритетах социальной политики: находить информацию в учебном тексте, дополнять учебный текст известными фактами. Осваивать и применять знания об организации государственной власти в Российской Федерации, основных на- правлениях внутренней политики Российской Федерации, включая основы политики Российской Федерации в сфере противодействия коррупции, в обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма: извлекать и использовать информацию из фрагментов Конституции Российской Федерации, нормативных актов и учебных текстов. Осваивать и применять знания о государственнотерриториальном устройстве Российской Федерации: извлекать и интерпретировать информацию из разных источников. Устныйопрос; Видеоурок: «Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство» https://youtu.be/rqx8mEUeO5Y Устный опрос; Письменный контроль; Видеоурок: «Российская Федерация и её высшие органы государственной власти» https://resh.edu.ru/subject/lesson/19 20/main/ Устныйопрос; Практика + теория «Форма государственного устройства» https://interneturok.ru/lesson/obshes tvoznanie/9-klass/chelovekgosudarstvo-pravo/formagosudarstvennogo-ustroystva Раздел 1. Человек в политическом измерении 1.1. Политика и политическая власть 3 1.2. Участие граждан в политике 3 Итого по разделу 1 6 Раздел 2. Гражданин и государство 2.1. Основы конституционного строя Российской Федерации 2 2.2. Высшие органы государственной власти в Российской Федерации 2 2.3. Государственно-территориальное устройство Российской Федерации 2 1 30 2.4. Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека игражданина Итого по разделу 2 1 Осваивать и применять знания о конституционном статусе гражданина Российской Федерации, об основах политики в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства., анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления. Устный опрос; Контрольная работа; Видеоурок: «Конституция РФ. Права, свободы и обязанности человека и гражданина» https://resh.edu.ru/subject/lesson/29 56/main/ Осваивать и применять знания о социальной структуре общества, социальных общностях и группах: выделять в социальной структуре общества социальные общности и группы, извлекать данные из разных источников, на их основе давать описания. Осваивать и применять знания о социальных статусах, ролях и социализации личности, о важности семьи как базового социального института: выделять в предоставленной информации сведения, относящиеся к социальным статусам, ролям и социализации, социальному институту семьи, раскрывать сущность процесса социализации личности. Осваивать и применять знания об этносе и нациях, этническом многообразии современного человечества, диалоге культур: описывать взаимодействие людей и необходимость гармоничного сочетания общегосударственных и этнонациональных интересов в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Устный опрос; Письменный контроль; Презентация: «Социальные общности и группы» https://infourok.ru/prezentaciyasocialnie-obschnosti-i-gruppi1423816.html Устныйопрос; Презентация: «Социализация личности» https://infourok.ru/prezentaciya-natemu-socializaciya-lichnosti5223996.html Устный опрос; Письменный контроль; Презентация: «Нации и межнациональные отношения. Социальные конфликты и пути их разрешения. Социальная политика Российского государства» https://infourok.ru/prezentaciya-poobshestvoznaniyu-nacii-imezhnacionalnye-otnosheniyasocialnye-konflikty-i-puti-ihrazresheniya-socialnaya-polit5766511.html Презентация практика + теория «Отклюняющееся поведение» https://multiurok.ru/files/otkloniaius hcheesia-povedenie-opasnostnarkomanii.html 8 Раздел 3. Человек в системе социальных отношений 3.1. Социальные общности и группы 2 3.2. Статусы и роли. Социализация личности. Семья и её функции 4 3.3. Этносы и нации в современном обществе. Социальная политика Российского государства 3 3.4. Отклоняющееся поведение и здоровый образ жизни 2 Итого по разделу Решать познавательные и практические задачи, Устный опрос; касающиеся негативных отклонений поведения и их Контрольная профилактики: анализировать жизненные ситуации работа; и принимать решения относительно осуществления конкретных действий. 1 11 Раздел 4. Человек в современном изменяющемся мире 4.1. Человек в современном изменяющемся мире 5 4.2. Итоговое повторение 3 Итого по разделу: 8 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 33 1 Осуществлять поиск информации о роли Устный опрос; непрерывного образования в современном обществе Письменный в разных источниках информации: сопоставлять и контроль; обобщать информацию, представленную в разных формах (описательную, графическую, аудиовизуальную). Защита проектов. 3 Устныйопрос. Теория + практика «Человек в современном изменяющемся мире» https://www.yaklass.ru/p/obshchest voznanie/9-klass/chelovek-vsovremennom-izmeniaiushchemsiamire-6870612 http://school- collection.edu.ru/ 2 31 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС № Тема урока п/п Количество часов Дата Виды, изучения формы всего контрольные практические контроля работы работы 1. Вводный урок: Для чего изучать обществознание в школе? 1 01.09.2023 2. Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и животного 1 08.09.2023 3. Потребности человека (биологические, социальные, духовные). 1 15.09.2023 4. Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и формирование личности 1 22.09.2023 5. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста 1 29.09.2023 6. Люди с ограниченными 1 возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция 06.10.2023 7. Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности: игра, труд, учение 1 13.10.2023 8. Познание человеком мира и 1 самого себя как вид деятельности 20.10.2023 9. Право человека на образование 1 27.10.2023 10. Права и обязанности учащегося 1 10.11.2023 11. Общение. Цели и средства общения 1 17.11.2023 32 12. Особенности общения подростков. Общение в современных условиях 1 24.11.2023 13. Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе 1 01.12.2023 1 8.12.2023 14. Межличностные отношения (деловые, личные) 15. Отношения в семье. Роль семьи в 1 жизни человека и общества 15.12.2023 16. Семейные традиции. Семейный досуг 1 22.12.2023 17. Свободное время подростка. Отношения с друзьями и сверстниками 1 29.12.2023 18. Конфликты в межличностных отношениях 1 12.01.2024 19. Обобщающий урок: Человек и его социальное окружение 1 19.01.2024 20. Контрольная работа по разделу: Человек и его социальное окружение 1 26.01.2024 21. Что такое общество. Связь общества и природы 1 02.02.2024 22. Устройство общественной жизни. 1 Основные сферы жизни общества и их взаимодействие 09.02.2024 23. Социальные общности и группы. Положение человека в обществе 1 16.02.2024 24. Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития. Виды экономической деятельности. Ресурсы и возможности экономики нашей страны 1 01.03.2024 33 25. Политическая жизнь общества. Россия - многонациональное государство. Государственная власть в нашей стране. Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской Федерации 1 15.03.2024 26. Наша страна в начале XXI века. Место нашей Родины среди современных государств 1 22.03.2024 27. Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа 1 05.04.2024 28. Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях информационного общества 1 12.04.2024 29. Глобальные проблемы 1 современности и возможности их решения усилиями международного сообщества и международных организаций 19.04.2024 30. Обобщающий урок: Общество, в котором мы живем 1 26.04.202 31. Защита проектов 1 03.05.2024 32. Защита проектов 1 10.05.2024 33. Контрольная работа по разделу: Общество, в котором мы живем 1 17.05.2024 34. Итоговое повторение: Общество и его сферы. Человек в обществе 1 24.05.2024 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО 34 ПРОГРАММЕ 0 34 9 КЛАСС № п/ п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Тема урока Государство – политическая организация общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика. Форма государства. Монархия и республика – основные формы правления. Федеративное и унитарное государственнотерриториальное устройство. Политический режим и его виды. Демократия, демократические ценности. Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское общество Формы политического участия. Выборы, референдум Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественнополитические организации Обобщающий урок: Человек в политическом измерении Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской Количество часов Дата Виды, изучени формы всего контрольны практически я контроля еработы еработы 1 01.09.2023 1 08.09.2023 1 15.09.2023 1 22.09.2023 1 29.09.2023 1 06.10.2023 1 13.10.2023 35 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. формой правления. Россия – светское государство Россия – социальное государство. Основные направления и приоритеты социальной политики российского государства Высшие органы государственной власти в Российской Федерации. Президент РФ. Федеральное Собрание РФ. Правительство РФ Судебная система в Российской Федерации. Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской Федерации Государственнотерриториальное устройство РФ Местное самоуправление Конституционный статус гражданина РФ. Гражданство Российской Федерации. Взаимосвязь конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации Контрольная работа: Человек в политическом измерении. Гражданин и государство Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп Социальная мобильность Социальный статус человека в обществе Социальные роли. Ролевой набор 1 20.10.2023 1 27.10.2023 1 10.11.2023 1 17.11.2023 1 24.11.2023 1 01.12.2023 1 8.12.2023 1 15.12.2023 1 22.12.2023 1 29.12.2023 1 12.01.2024 36 подростка 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. Социализация личности 1 19.01.2024 Роль семьи в социализации личности Функции семьи. Семейные ценности. Основные роли членов семьи Этносы и нации в диалоге культур. Россия многонациональное государство Социальные конфликты и пути их разрешения Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения Социальная и личная значимость здорового образа жизни Обобщающий урок: Человек в системе социальных отношений Информационное общество. Сущность, причины, проявления и последствия глобализации, ее противоречия Глобальные проблемы и возможности их решения. Экологическая ситуация и способы её улучшения Молодежь – активный участник общественной жизни. Волонтерское движение. Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Мода и спорт 1 26.01.2024 1 02.02.2024 1 09.02.2024 1 16.02.2024 1 01.03.2024 1 15.03.2024 1 22.03.2024 1 05.04.2024 1 12.04.2024 37 29. 30. 31. 32. 33. Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера. Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Особенности общения в виртуальном пространстве. Перспективы развития общества Контрольная работа: Человек в современном изменяющемся мире Защита проектов Итговое повторение: Человек в системе общественных отношений ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВПО ПРОГРАММЕ 1 19.04.2024 1 26.04.202 1 03.05.2024 1 10.05.2024 1 17.05.2024 33 3 38 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРОЦЕССА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 6 КЛАСС Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. Обществознание, 6 класс: учебник для общеобразоват. организаций – 4-е изд., стер. – М.: Просвещение, 2022. 9 КЛАСС Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание, 9 класс: учебник для общеобразоват. организаций – 6-е изд., стер. – М.: Просвещение, 2019. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Балашов Л. Е. Практическая философия / Л. Е. Балашов. — М., 2001. Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. — М., 2008. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб.пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. — М., 2003. Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб.пособие / Б. А. Исаев. — СПб., 2008. Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007. Кравченко А. И. Основы социологии: учеб.пособие для студентов средних спец. учеб. заведений / А. И. Кравченко. - М., 2004. Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах /A. И. Кравченко. - М., 2008. Кравченко А. И. Социология и политология: учеб.пособие для студентов средних проф. учеб. заведений / А. И. Кравченко. — М., 2000. Латышева В. В. Основы социологии: учеб.для ссузов /B. В. Латышева. — М., 2004. Липсиц И. В. Экономика: учеб.для вузов. — М., 2007. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб., 2005. Миголатьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миго-латьев, В. В. Огнева. — М., 2005. Михайлушкин А. Н. Основы экономики: учеб.для ссузов / А. Н. Михайлушкин.— М., 2003. Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2001. Носова С. С. Основы экономики: учеб.для студентов образовав учреждений среднего проф. образования / С. С. Носова. — М., 2002. 39 Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. — СПб., 2001. Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. — М., 2005. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. — М., 2005. Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов [и др.]. — М., 2008. Социальная психология: учеб.для вузов / Г. М. Андреева. — М., 2004. Сухов А. Н. Социальная психология: учеб.пособие для студентов вузов / А. Н. Сухов [и др.]; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., 2001. Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тиш-ков. - М., 2010. Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. — М., 2002. Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидори-ной. — М., 2004. Экономика для колледжей: базовый курс. — Ростов н/Д, 2005. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. http://www.allend.ru/edu/social2htm- Образовательные ресурсы Интернета - обществознание. 2. http://www.fw.ru.- Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика). 3. http://www. Ihtik.fib.ru/eneyel/index.html- Энциклопедии, словари, справочники. 4. http://www.rsnet.ru/— Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации). 5. http://www.president.kremlin.ru/— Президент Российской Федерации. 6. http://www.rsnet.ru/— Судебная власть Российской Федерации. 7. http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf— Собрание законодательства Российской Федерации. 8. http://www.socionet.ru— Соционет: информационное пространство по общественным наукам. 9. http://www.ifap.ru— Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России. 10. http: //www.gks.ru— Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Справочные таблицы. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Интерактивная доска; 40 Мультимедийный проектор. 41