Рабочая программа по технологии 11 кл.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки
Кабардино - Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ Лицей № 1 г.п. Терек

РАССМОТРЕНО
На заседании педагогического
совета лицея протокол
от «24» августа 2023г. № 1

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
__________ Накова Р.Л.
«24» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
____________ Балкарова Л.З.
Приказ
от «24» августа 2023г.№ 58

Рабочая программа
(ID 18113813)
Учебного предмета «Технология»
для обучающихся 11 классов среднего общего образования
на 2023-2024 учебный год

г.п. Терек 2023г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки
Кабардино - Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ Лицей № 1 г.п. Терек

РАССМОТРЕНО
На заседании педагогического
совета лицея протокол
от «24» августа 2023г. № 1

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
__________ Накова Р.Л.
«24» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
____________ Балкарова Л.З.
Приказ
от «24» августа 2023г.№ 58

Рабочая программа
(ID 17424634)
Учебного предмета «Технология»
для обучающихся 11 классов среднего общего образования
на 2023-2024 учебный год

г.п. Терек 2023г.
2

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки
Кабардино - Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ Лицей № 1 г.п. Терек

РАССМОТРЕНО
На заседании педагогического
совета лицея протокол
от «24» августа 2023г. № 1

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
__________ Накова Р.Л.
«24» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
____________ Балкарова Л.З.
Приказ
от «24» августа 2023г.№ 58

Рабочая программа
(ID 12734236)
Учебного предмета «Технология»
для обучающихся 11 классов среднего общего образования
на 2023-2024 учебный год

г.п. Терек 2023г.
3

Пояснительная записка.
Рабочая программа по технологии составлена для обучающихся 11 классов
общеобразовательной школы.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждён приказом
Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089) с изменениями;
Региональный (национально – региональный)
компонент государственного
образовательного
стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования.
- Основная образовательная программа основного общего и среднего общего образования .
Программа составлена на основе примерных программ среднего общего образования по
технологии, основам экономики и финансовой грамотности.(профориентация)и состоит из
трех модулей
Рабочая программа предполагает использование учебников:
Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В., Виноградов Д.В.
Базовый уровень; Вентана-Граф, 2007.

Технология. 10-11классы:

В.С.Автономов «Введение в экономику», М., Вита-Пресс, 2014, Базовый уровень
1. Ю.Брехова, А.Алмосов, Д.Завьялов. КИМ «Финансовая грамотность», 10-11классы. – М.:

«ВИТА Пресс», 2018
Место предмета в базисном учебном плане
В учебном плане отведено 140 часов для обязательного изучения учебного предмета.

Раздел.1 Планируемые результаты освоения учебного предмета
Модуль 1. Технология
Личностные результаты










положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека;
бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека;
представление о причинах успеха и неуспеха в предметнопрактической
деятельности;
представление об основных критериях оценивания своей деятельности на основе
заданных в учебнике критериев и рубрики «Вопросы юного технолога»;
представление об этических нормах сотрудничества, взаимопомощи на основе
анализа взаимодействия детей при изготовлении изделия;
представление об основных правилах и нормах поведения;
умение организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасного
использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;
представление о значении проектной деятельности для выполнения изделия;
стремление использовать простейшие навыки самообслуживания (уборка комнаты;
уход за мебелью, комнатными растениями).
4

Обучающийся получит возможность для формирования:





внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе;
этических норм (ответственности) на основе анализа взаимодействия учеников при
изготовлении изделия;
эстетических чувств (понятие о красивом и некрасивом, аккуратном и
неаккуратном);
потребности в творческой деятельности и развитии собственных интересов,
склонностей и способностей.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Обучающийся научится:







понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;
соотносить предлагаемый в учебнике слайдовый план выполнения изделия с
текстовым планом;
составлять план выполнения работы на основе представленных в учебнике слайдов и
проговаривать вслух последовательность выполняемых действий;
осуществлять действия по образцу и заданному правилу;
контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе слайдового
плана;
оценивать совместно с учителем результат своих действий на основе заданных в
учебнике критериев и рубрики «Вопросы юного технолога» и корректировать их.

Обучающийся получит возможность научиться:




работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы
юного технолога»: ставить цель, обсуждать и составлять план, распределять роли,
проводить самооценку;
воспринимать оценку своей работы, данную учителем и товарищами.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Обучающийся научится:







находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из
текстов и иллюстраций;
использовать знаковосимволическую и навигационную системы учебника;
выстраивать ответ в соответствии с заданным вопросом;
высказывать суждения; обосновывать свой выбор;
проводить анализ изделий и реальных объектов по заданным критериям, выделять
существенные признаки;
сравнивать, классифицировать под руководством учителя реальные объекты и
изделия по заданным критериям.

Обучающийся получит возможность научиться:




использовать при ответе информацию из таблиц и схем, представленных в учебнике;
выделять информацию из текстов учебника;
использовать полученную информацию для принятия несложных решений;
5



использовать информацию, полученную из текстов учебника, в практической
деятельности.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Обучающийся научится:





задавать вопросы и формулировать ответы при выполнении изделия;
слушать собеседника, уметь договариваться и принимать общее решение;
выполнять работу в паре, принимая предложенные правила взаимодействия;
выслушивать различные точки зрения и высказывать суждения о них.

Обучающийся получит возможность научиться:




приводить аргументы и объяснять свой выбор;
вести диалог на заданную тему;
соглашаться с позицией другого ученика или возражать, приводя простейшие
аргументы.

Предметные результаты
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ОБЩЕТРУДОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ. ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ
ТРУДА
Обучающийся научится:










воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметнопреобразующей деятельности человека на земле, в воздухе, на воде, в
информационном пространстве;
называть основные виды профессиональной деятельности человека в разных сферах;
организовывать рабочее место по предложенному образцу для работы с
материалами (бумагой, пластичными материалами, природными материалами,
тканью, нитками) и инструментами (ножницами, стеками, швейной иглой, шилом);
соблюдать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при
выполнении изделия;
различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы,
инструменты и приспособления в зависимости от вида работы;
проводить под руководством учителя анализ простейших предметов быта по
используемому материалу;
объяснять значение понятия «технология» (процесс изготовления изделия).

Обучающийся получит возможность научиться:






уважительно относиться к труду людей;
определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности
человека;
организовывать рабочее место для работы с материалами и инструментами;
отбирать материалы и инструменты в зависимости от вида работы;
анализировать предметы быта по используемому материалу.

Модуль 2. Введение в экономику
Личностные результаты:
6



формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
 формирование
основ
экономической
культуры
соответствующей
современному
уровню экономического мышления;

Метапредметные умения, навыки и способы деятельности.
У учащихся предусматривается формирование следующих метапредметных умений, навыков
и способов деятельности:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические
ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и
порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение
необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст,
таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и т.д.). Отделение основной информации от
второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача
содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое,
поисковое и др.);
- работа с текстами разных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка
СМИ;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач
творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, овладение приёмами исследовательской деятельности,
элементарными умениями прогноза;
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки,
передачи, систематизации информации, создания базы данных, презентации результатов
познавательной и практической деятельности;
- овладение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия,
полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей
продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Регулятивные (учебно-организационные):
- Ставить учебные задачи,
- Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
- Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
- Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и
условиями .
- Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями

Познавательные учебно-логические:
- Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.
- Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам.
- Систематизировать информацию.
- Структурировать информацию.
- Определять проблему и способы ее решения.
- Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации.

7

- Владеть навыками анализа и синтеза;

Учебно-информационные:
- поиск и отбор необходимых источников
информации;
- использование информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования,
включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и
передачей информации, презентацией выполненных работ на основе умений безопасного –
- использование средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;
- представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;
- работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление тезисного плана, выводов,
конспекта, тезисов выступления; перевод информации из одного вида в другой (текст в
таблицу, карту в текст и т.п.);
- использование различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
- создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;
- составление рецензии, аннотации;

Коммуникативные:
- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при
- уметь вести дискуссию, диалог;
- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

выступлении;

Предметные результаты.
В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен:
Усвоить следующие
темы
обязательного
минимума
содержания
основных
общеобразовательных программ:
Экономика и экономическая наука. Потребности. Свободные и экономические блага.
Ограниченность ресурсов. Факторы производства и факторные доходы (зарплата, рента, процент,
прибыль). Выбор и альтернативная стоимость. Главные вопросы экономики. Типы экономических
систем. Собственность. Конкуренция. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена.
Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Семейный бюджет. Источники доходов
семьи, основные виды расходов семьи. Реальные и номинальные доходы семьи. Личное подсобное
хозяйство. Сбережения населения. Страхование.
Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры. Экономические цели фирмы,
её основные организационные формы. Производство. Производительность труда. Факторы,
влияющие на производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Акции, облигации и другие
ценные бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Понятие маркетинга.
Реклама.
Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Государственная
политика в области занятости. Профсоюзы.
Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Социальные последствия
инфляции.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Виды налогов. Государственный бюджет.
Государственный долг. Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы. Основы
денежной политики государства.
Международная торговля. Обменные курсы валют. Государственная политика в области
международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Особенности современной экономики России.
Знать/понимать
 Функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные
виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг,
факторы экономического роста.
Уметь
Приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних
факторов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических
проблем.
Описывать: действие рынка, основные формы заработной платы, и стимулирования труда,
инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой
экономики.

8

Объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды
инфляции, причины международной торговли.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
 Получения и оценки экономической информации.
 Составления семейного бюджета.
 Оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и
гражданина.

Модуль 3. Финансовая грамотность.
Требования к личностным результатам освоения курса:
• понимание принципов функционирования финансовой системы современного
государства;
• понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия
с финансовыми институтами;
• понимание прав и обязанностей в сфере финансов.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
• владение умением решать практические финансовые задачи:
• владение информацией финансового характера, своевременный анализ и адаптация к
собственным потребностям,
• определение стратегических целей в области управления личными финансами;
• постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей;
• планирование использования различных инструментов в процессе реализации
стратегических целей и тактических задач в области управления личными финансами;
• подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач;
• владение коммуникативными компетенциями:
• нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения
задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для подбора информации и
обмена ею;
• анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.
Требования к предметным результатам освоения курса:
• владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками
финансовых отношений;
• владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в
процессе своей жизнедеятельности.

Раздел 2. Содержание учебной программы
Модуль 1. Технология
Технология решения творческих задач (28 часов)
Понятие творчества и развитие творческих способностей. Метод мозговой атаки. Основные
правила МА. Метод контрольных вопросов. Метод обратной мозговой атаки. Синектика.
Морфологический анализ. Морфологические матрицы. Ассоциации и творческое
мышление. Метод фокальных объектов. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций.
Функционально- стоимостный анализ. АРИЗ.
Экологические проблемы.
Природоохранные технологии. (17 часов)
НТР и её влияние на окружающую среду. Глобальные проблемы человечества. Энергетика
и экология. Загрязнение атмосферы. Загрязнение гидросферы. Уничтожение лесов и
9

химизация сельского хозяйства. Природоохранные технологии. Экологический
мониторинг. Экологическое сознание и экологическая мораль

Технология профессионального
самоопределения и карьеры. (23 часа)
Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда. Понятие
культуры труда. Профессиональная этика. Профессиональное становление личности.
Профессиональная карьера. Подготовка к профессиональной деятельности. Примерный
творческий проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера.
Модуль 2. Введение в экономику
Тема 1 «Государство и экономика» (6 часов)
Задачи государства в рыночной экономике. Роль государства в обеспечении условий
функционирования рынка. Права собственности и их защита. Антимонопольное регулирование.
Государство и естественные монополии. Государственное вмешательство в экономику.
Перераспределение доходов. Другие формы защиты государством интересов экономических
субъектов. Минимальный уровень оплаты труда. Максимальная продолжительность рабочего дня.
Социальные пособия. Общественные блага. Госсектор. Приватизация. Национализация. Внешние
эффекты. Методы борьбы государства с отрицательными внешними эффектами и стимулирования
положительных. Теневая экономика, причины её возникновения. Основные источники доходов
государства. Налоги. Виды налогов. Прямые налоги. Подоходный налог. Косвенные налоги. НДС.
Акцизы. Отчисления на социальное страхование. Внебюджетные фонды. Схемы налогообложения.
Пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение. Кривая Лаффера. Налоговые
льготы. Госбюджет. Дефицит и профицит госбюджета. Основные методы покрытия дефицита
госбюджета (сокращение расходов бюджета, повышение налогов, денежная эмиссия, заимствования
на внутреннем и внешнем рынке, продажа активов государства). Государственный долг.
Обучающий практикум «Решение задач по теме «Налогообложение».»
Зачётный практикум «Как рассчитать налог на доход и прибыль»
Тема 2. «Экономическое развитие»(8 часов)
Макроэкономика и микроэкономика. Совокупный спрос. Совокупное предложение.
Макроэкономическое равновесие. Агрегированные показатели. ВВП. Методика расчёта ВВП.
Конечные и промежуточные блага. Номинальные и реальные показатели. Структура ВВП по
источникам доходов и направлениям использования. Амортизация. Цели экономического роста.
Общественная функция благосостояния. Основные показатели уровня благосостояния. Индекс
человеческого развития. Величина ВВП на душу населения. Экономический рост. Факторы
экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Механизмы экономического роста.
Мультипликатор. Акселератор. Норма накопления. Темпы экономического роста. Порочный круг
бедности. Отрицательные последствия экономического роста. Нулевой рост. Устойчивое развитие.
Экономические циклы. Фазы экономического цикла (подъем, спад, депрессия, оживление).
Объективный характер и неизбежность экономических циклов.
Обучающий практикум «Решение задач по теме «Основные макроэкономические показатели.
Мультипликаторы.».»
Зачётный практикум «Анализ статистических данных, характеризующих изменения
показателей ВВП и ИЧР, решение задач».
Тема 3. «Макроэкономические проблемы» (9 часов)
Рынок труда и его особенности. Факторы, влияющие на ситуацию на рынке труда. Экономически
активное население. Ставка заработной платы. Повременная и сдельная оплата труда. Условия
труда. Занятость. Безработица. Основные критерии отнесения людей к категории безработных.
Фрикционная, структурная и циклическая безработица. Уровень безработицы. Естественный

10

уровень безработицы. Социальные последствия безработицы. Гос. политика в области занятости.
Мобильность рабочей силы. Профсоюзы и их роль в экономике. Трудовой договор. Забастовка.
Денежная масса. Ликвидность. Наличные и безналичные деньги. Скорость обращения денег.
Уравнение обмена Фишера. Создание денег. Денежные агрегаты М1, М2, М3. Кредитная эмиссия
банков. Инфляция. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Инфляционные ожидания. Скрытая
инфляция. Государственная макроэкономическая политика. Методы воздействия государства на
совокупный спрос. Фискальная (бюджетная) политика. Монетарная (денежно – кредитная)
политика. Госзаказы.
Деловая игра «Повышение квалификации».
Обучающий практикум «Решение задач по теме «Рынок труда».»
Обучающий практикум «Решение задач по теме «Инфляция. Реальные и номинальные
значения экономических показателей».»
Зачётный практикум «Порядок действий безработного».
Тема 4. «Международная экономика» (9 часов)
Международная торговля. Экспорт. Импорт. Сальдо внешней торговли. Принцип сравнительных
преимуществ. Государственная внешнеторговая политика. Протекционизм. Импортные пошлины
(тарифы). Демпинг. Торговые барьеры. Всемирная торговая организация (ВТО). Иностранные
инвестиции. Прямые и портфельные инвестиции. Экспорт капитала. Межнациональные
корпорации. СЭЗ. Валюта. Валютные курсы. Валютный рынок. Конвертируемость валют.
Покупательная способность валют. Паритет покупательной способности. Валютные интервенции.
Девальвация и ревальвация. Международное экономическое сотрудничество. Экономическая
интеграция и её основные этапы (таможенный союз, общий рынок, экономический союз). .
Международные экономические организации (Всемирный банк, МВФ).
Деловая игра «Международные отношения».

Модуль 3. Финансовая грамотность
1. Финансы в жизни человека (4 час.)
Что такое финансы (2 час.). Финансы, как денежные средства, ценные бумаги и иные
денежные обязательства государства, предприятия, семьи. Финансовые потребности. Цели
финансового планирования: финансовое благополучие и независимость. Краткосрочные,
среднесрочные и долгосрочные цели. Совокупный капитал человека. Сбережения и их
значение в жизни человека. Куда инвестировать сбережения.
Финансовые институты (2 час.). Общая характеристика деятельности финансовых
институтов. Финансовые институты как коммерческие учреждения, осуществляющие
финансовые операции. Виды финансовых институтов: банки, страховые компании,
инвестиционные компании, пенсионные фонды, фондовые биржи, межгосударственный
финансово-кредитный институт. Роль финансовых институтов в жизни человека, общества,
государства. Основное предназначение финансовых институтов – организация
посредничества, т.е. эффективного перемещения денежных средств от сберегателей к
заёмщикам.
2. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни (7 час.)
Банковская система (2 час.) Банки и их роль в современном обществе. Виды банков.
Центральный банк, функции. Коммерческие банки, функции. Кредитно-финансовые
организации и их функции. Банковская система как совокупность действующих в стране
банков, кредитных учреждений и отдельных экономических организаций, выполняющих
банковские операции. Задачи банковской системы: обеспечение экономического роста,
регулирование инфляции, регулирование платёжного баланса.
Банковские услуги (2 час). Банковские операции: активные операции, пассивные операции.
Сберегательный вклад. Ставка процентов. Капитализация процентов. Предоставление
кредитов, мобилизация денежных доходов и сбережений и их аккумуляция. Осуществление
11

наличных и безналичных платежей, выпуск и хранение ценных бумаг, трастовые
(доверительные) операции.
Что такое депозит (1 час.). Банковский депозит: достоинства и недостатки. Виды
депозитных вкладов. Депозит и инфляция. Возможности использования депозитов для
управления личным капиталом. Риски депозитных вкладов.
Кредит: зачем он нужен и где его получить (2 час). Кредитные организации в РФ. Виды
кредитов, характеристики кредита, параметры выбора необходимого вида кредита. Какой
кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть.
3. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов (3 час.)
Что такое ценные бумаги и какие они бывают (1час.). Понятие фондового рынка. Виды
ценных бумаг: акция, облигация, вексель, пай. Паевой инвестиционный фонд, общий фонд
банковского управления. Профессиональные участники рынка ценных бумаг. Брокер,
дилер. Типы валютных сделок.
Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления
(1час.). Разновидности паевых инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных
фондов от общих фондов банковского управления.
Операции на валютном рынке: риски и возможности (1час.). Валюта, валютный курс,
рынок FOREX. Типы валютных сделок. Риски и возможности. Граждане на рынке ценных
бумаг.
4. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата (4час.)
Что такое налоги и почему их нужно платить (2час.). Основы налогообложения граждан
РФ. ИНН и порядок его получения. Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами.
Виды налогов, уплачиваемых юридическими лицами. Основы налогового
законодательства. Права и обязанности налогоплательщика. Ответственность за неуплату
налогов.
Основы налогообложения граждан (2час.). Налоговая система, налоги, пошлины, сборы,
ИНН, налоговый вычет, пеня по налогам, налоговая декларация. Основания взимания
налогов с граждан. Что такое налоговые вычеты. Процедура получения налоговых вычетов.
Как заполняется налоговая декларация.
5. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду
(4 час.)
Страховой рынок России (1 час.). Виды и формы страхования. Страховой рынок. Основные
участники страхового рынка. Особенности развития страхового рынка в России.
Классификация страховых продуктов.
Обязательное и добровольное страхование (1 час.). Принципы выбора страховой
компании. Условия осуществления различных видов страхования. Факторы, влияющие на
стоимость страхового полиса. Страховая сумма, страховая стоимость, страховая премия.
Страховые выплаты (2 час.). Страховой случай, страховая выплата. Алгоритм действий
при наступлении страховых случаев.
6. Риски в мире денег: как защититься от разорения (4 час.)
Финансовые риски и стратегии инвестирования (2 час.). Что такое инвестиции,
инвестирование, инвестиционный портфель. Срок инвестирования, сумма инвестирования.
Как выбрать стратегию инвестирования. Финансовый риск, доходность. Виды рисков при
осуществлении финансовых операций.
Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников (2 час.). Виды рисков при
осуществлении финансовых операций. Виды финансовых пирамид. Хайп, фишинг,
фарминг. Признаки финансовой пирамиды. Способы защиты от финансовых
мошенничеств. Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети
Интернет.
12

7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления
(4 час.)
Пенсия и пенсионная система (2 час.). Понятие пенсии. Возможности пенсионного
накопления. Пенсионный фонд. Управляющая компания. Негосударственное пенсионное
обеспечение.
Пенсионная система России (2 час.). Виды пенсий в РФ. Как формируется пенсия. Что
такое СНИЛС. Как распорядиться своими пенсионными накоплениями. Способы
финансового обеспечения в старости, основания получения пенсии по старости.
Итоговое повторение, обобщение (2 час.)

Раздел 3 . Учебно-тематическое планирование 11 класс

№

Название раздела, темы

Экологические проблемы. Природоохранные технологии

Кол-во
часов
1
26
17

Технология профессионального самоопределения и карьеры

13

Введение в экономику. Государство и экономика. . Налоги и бюджет
Благосостояние и экономический рост. Экономические циклы. Рынок
труда и безработица
Денежная масса. Инфляция. Государственная макроэкономическая
политика . Международное разделение труда
Финансовая грамотность. Банки: чем они вам полезны в жизни
Фондовый рынок
Почему надо платить налоги
Страхование: что и как надо страховать
Собственный бизнес: как создать и не потерять
Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления
Итоговое занятие

11
10

Введение
Технология. Технология решения творческих задач.

15

14
7
5
9
9
2
1
Итого 140

13

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Темы

Кол – во Дата
часов
проведения

модуль 1. Технология
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

Введение .
Технология решения творческих задач.
Понятие творчества и развитие творческих способностей
Метод мозговой атаки.
Основные правила МА
Метод контрольных вопросов.
Практическая работа
Метод обратной мозговой атаки.
Синетика.
Решение синектических задач.
Морфологический анализ.
Морфологические матрицы.
Правила составления многомерной матрицы.
Ассоциации и творческое мышление
Метод фокальных объектов.
Решение задач с помощью МФО.
Метод гирлянд случайностей и ассоциаций.
Функционально- стоимостный анализ.
Решение задач с помощью ФСА
Алгоритм решения изобретательских задач.
Основные правила АРИЗ.
Изобретения.
Рационализаторские предложения.
Создание творческого проекта.
Создание творческого проекта.
Создание творческого проекта.
Защита проектов

Экологические проблемы. Природоохранные
технологии.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.

Экологические проблемы.
Природоохранные технологии.
НТР и её влияние на окружающую среду.
Глобальные проблемы человечества.
Практическая работа.
Энергетика и экология.
Нетрадиционные виды энергии.
Практическая работа.
Загрязнение атмосферы.
Оценка наличия в атмосфере загрязнений.
Загрязнение гидросферы.
Практическая работа.
Уничтожение лесов и химизация сельского хозяйства.
Природоохранные технологии.

14

1
26
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17

04.09
05.09
07.09
08.09
11.09
12.09
14.09
15.09
18.09
19.09
21.09
22.09
25.09
26.09
28.09
29.09
02.10
03.10
05.10
06.10
09.10
10.10
12.10
13.10
16.10
17.10
19.10

1
1
1
1
1
1
1
1

20.10
23.10
24.10
26.10
06.11
07.11
08.11
09.11
13.11
14.11

1
1
1
1
1

16.11
17.11
20.11
21.11

42.
43.
44.

Экологический мониторинг.
Экологическое сознание и экологическая мораль
Контрольная работа.

Технология профессионального самоопределения
и карьеры.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.

58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.

Технология профессионального самоопределения и
карьеры.
Понятие профессиональной деятельности.
Разделение и специализация труда.
Сферы, отрасли, предметы труда.
Процесс профессиональной деятельности
Понятие культуры труда
Эффективность производства.
Профессиональная этика
Профессиональная карьера.
Примерный творческий проект «Мои жизненные планы и
профессиональная карьера.
Примерный творческий проект «Мои жизненные планы и
профессиональная карьера.
Примерный творческий проект «Мои жизненные планы и
профессиональная карьера.
Защита проектов
Модуль 2. Введение в экономику
Макроэкономика
Государство и экономика. Налоги и бюджет.
Роль государства в экономике в разные исторические
эпохи
Социальные функции государства.
Практикум. Государство и экономика.
Доходы государства
Виды налогов
Кривая Лаффера
Бюджет
Практикум. Налоги и бюджет
ВВП
Структура ВВП
Контрольная работа.
Благосостояние и экономический рост. Экономические
циклы. Рынок труда и безработица
Общественная функция благосостояния
Факторы экономического роста
Последствия экономического роста
Практикум. Благосостояние и экономический рост
Фазы экономического цикла
Практикум. Экономические циклы
Рынок труда
Безработица . причины безработицы
Виды безработицы
Практикум. Рынок труда и безработица
Денежная масса. Инфляция. Государственная

15

1
1
1
13

23.11
24.11
27.11

1

28.11

1
1
1
1
1
1
1
1
1

30.11
01.12
04.12
05.12
07.12
08.12
11.12
12.12
14.12

1

15.12

1

18. 12

1

19.12

11
1

21.12

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10

22.12
25.12
26.12
28.12
29.12
9.01
11.01
12.01
15.01
16.01

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15

18.01
19.01
22.01
23.01
25.01
26.01
29.01
30.01
01.02
02.02

79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.

94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.

макроэкономическая политика . Международное
разделение труда
Денежная масса
Практикум. Денежная масса
Инфляция. Причины инфляции
Виды инфляции
Практикум. Инфляция.
Джон Мейнард Кейнс
Фискальная и монетарная политика
Фридрих фон Хайек
Контрольная работа
Внешняя торговля
Протекционизм
Валютные курсы
Практикум. Международное разделение труда
Международная экономическая интеграция.
Итоговая контрольная работа
Модуль 3. Финансовая грамотность
Банки: чем они вам полезны в жизни
Управление личными финансами и выбор банка
Практикум. Управление личными финансами и выбор
банка
Как сберечь накопления с помощью депозитов.
Как сберечь накопления с помощью депозитов.
Практикум. Как сберечь накопления с помощью
депозитов.
Проценты по вкладу: большие и маленькие
Практикум. Проценты по вкладу
Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных
металлах
Кредит: зачем он нужен и где его получить
Кредит: зачем он нужен и где его получить
Какой кредит выбрать и какие условия кредитования
предпочесть
Какой кредит выбрать и какие условия кредитования
предпочесть
Практикум. Какой кредит выбрать и какие условия
кредитования предпочесть
Как управлять деньгами с помощью банковской карты
Фондовый рынок
Финансовые риски и стратегии инвестирования
Финансовые риски и стратегии инвестирования
Инвестиции в ценные бумаги
Инвестиции в ценные бумаги
Граждане на рынке ценных бумаг
Практикум. Граждане на рынке ценных бумаг
Зачем нужны ПИФы
Почему надо платить налоги
Зачем платить налоги.
Налоговые правонарушения и санкции
Налог с физических лиц
Налоговые вычеты и льготы

16

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
1
1

05.02
06.02
08.02
09.02
12.02
13.02
14.02
15.02
19.02
20.02
21.02
22.02
26.02
27.02
29.02
01.03

1
1
1

06.03
08.03
09.0312.03

1
1
1

13.03
15.03
16.03

1
1
1

19.03
20.03
21.03

1

22.03

1

23.03

1
7
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1

01.04

02.03
05.03

02.04
04.04
05.04
08.04
09.04
11.04
12.04
15.04
16.04
18.04
19.04

119. Практикум. Налоговые вычеты и льготы
Страхование: что и как надо страховать
120. Страховой рынок России
121. Страховой рынок России
122. Практикум. Страховой рынок России
123. Страхование имущества
124. Личное страхование
125. Личное страхование
126. Ущерб третьим лицам
127. Ущерб третьим лицам
128. Выбор страховщика
Собственный бизнес: как создать и не потерять
129. С чего нужно начать
130. Пишем бизнес - план
131. Практикум. Пишем бизнес - план
132. Бухгалтерский учет в собственном бизнесе
133. Налогообложение малого и среднего бизнеса
134. Финансовые риски для бизнесмена
135. Финансовые мошенничества: как не стать жертвой
136. Финансовая пирамида
137. Виртуальные ловушки
Обеспеченная старость: возможности пенсионного
накопления
138. Как формируется пенсия
139. Как распорядиться пенсионными накоплениями
140. Итоговое занятие

17

1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1

22.04

2
1
140

22,23.05
24.05

23.04
25.04
26.04
29.04
30.04
02.05
03.05
06.05
07.05
08.05
09.05
10.05
13.05
14.05
16.05
17.05
20.05
21.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».