РП по химии 11класс 2023-2024

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки
Кабардино - Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ Лицей № 1 г.п. Терек

РАССМОТРЕНО
На заседании педагогического
совета лицея протокол
от «24» августа 2023г. № 1

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
__________ Накова Р.Л.
«24» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
____________ Балкарова Л.З.
Приказ
от «24» августа 2023г.№ 58

Рабочая программа
(ID 2336877)
Учебного предмета «Химия. Базовый уровень»
для обучающихся 11 классов среднего общего образования
на 2023-2024 учебный год

г.п. Терек 2023г.

Пояснительная записка
Настоящая программа обучения химии разработана в соответствии с нормативными актами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(с последующими изменениями);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования» (с последующими изменениями);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253
«Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с последующими
изменениями);
- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189;
- концепция развития естественно - математического образования Российской федерации,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N
2506-р
- примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 28.06.2016 № 2/16-з);
- примерная программа среднего (полного) общего образования по химии для 10-11
классов общеобразовательных учреждений (Примерные программы по учебным
предметам. Химия.10-11 классы – М.: Вентана-Граф, 2017);
- учебный план, годовой календарный учебный график и локальные акты
муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Лицей №1 гп Терек» на
2021-2022 учебный год.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом
направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом
уровне являются:


умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);



определение сущностных характеристик изучаемого объекта;



умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить
доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде;



выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических
требований;



использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки,
передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов
познавательной и практической деятельности.

В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа опирается на
материал, изученный в 8–9 классах, поэтому некоторые темы курса рассматриваются
повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне. Такой подход позволяет
углублять и развивать понятие о веществе и химическом процессе, закреплять
пройденный материал в активной памяти учащихся, а также сохранять преемственность в
процессе обучения.
Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических
законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии
разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека.
При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и методам их
осуществления, а также способам защиты окружающей среды.
Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента.
Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации,
лабораторные опыты и практические работы. Рабочая программа по химии реализуется
через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных
способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий
коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения
технологии графического представления информации при структурировании знаний.
В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве
живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной
естественнонаучной картины мира, умения, востребованные в повседневной жизни и
позволяющие ориентироваться в окружающем мире, воспитать человека, осознающего
себя частью природы.
Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить
ключевые химические компетенции и понять роль химии среди других наук о природе,
значение ее для человечества.

Цели изучения химии.
1. Системное и сознательное усвоение основного содержания курсов химии,
способов самостоятельного получения, переработки, функционального и
творческого применения знаний, необходимых для понимания научной картины
мира.
2. Раскрытие роли химии в познании природы и её законов, в материальном
обеспечении развития цивилизации и повышении уровня жизни общества,
понимание необходимости школьного химического образования как элемента
общей культуры и основы жизнеобеспечения человека в условиях ухудшения
состояния окружающей среды.
3. Раскрытие универсальности и логики естественнонаучных законов и теорий,
процесса познания природы и его возвышающего смысла, тесной связи теории и
практики, науки и производства.
4. . Развитие интереса и внутренней мотивации учащихся к изучению химии, к
химическому познанию окружающего нас мира веществ.

5. Овладение методологией химического познания и исследования веществ,
умениями характеризовать и правильно использовать вещества, материалы и
химические реакции, объяснять, прогнозировать и моделировать химические
явления, решать конкретные проблемы.
6. Выработка умений и навыков решения химических задач различных типов,
выполнения лабораторных опытов и проведения простых экспериментальных
исследований, интерпретации химических формул и уравнений и оперирования
ими.
7. Внесение значимого вклада в формирование целостной картины природы,
научного мировоззрения, системного химического мышления, формирование на их
основе гуманистических ценностных ориентиров и выбора жизненной позиции.
8. Обеспечение вклада учебного предмета химии в экологическое образование и
воспитание химической, экологической и общей культуры учащихся.
9. Использование возможностей химии как средства социализации и
индивидуального развития личности.
10. Развитие стремления учащихся к продолжению естественнонаучного образования
и адаптации к меняющимся условиям жизни в окружающем мире.

Задачи изучения химии.


Формирование у учащихся знания основ химической науки: важнейших факторов,
понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений
мировоззренческого характера.



Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе,
лаборатории, в повседневной жизни.



Формирование специальных умений: обращаться с веществами, выполнять несложные
эксперименты, соблюдая правила техники безопасности; грамотно применять химические
знания в общении с природой и в повседневной жизни.



Раскрытие гуманистической направленности химии, ее возрастающей роли в решении
главных проблем, стоящих перед человечеством, и вклада в научную картину мира.



Развитие личности обучающихся: их интеллектуальное и нравственное
совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически
целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности.

При написании программы использована авторская программа Н.Н.Гара среднего общего
образования по химии для базового изучения химии в X – XI классах по учебнику Г.Е.
Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей
образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а
так же возрастными особенностями учащихся. Этот курс развивает линию обучения химии,
начатую в основной школе и построен по концентрическому принципу.

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
1.1. Личностные результаты.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя:











ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):








российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:




гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в
общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без
нарушения прав, и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и
свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам










международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая
и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:









нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности
к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой
природе, художественной культуре:








мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;
умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,
приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том
числе подготовка к семейной жизни:



ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:








уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:


физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.

1.2. Метапредметные результаты
1.2.1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:









самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

1.2.2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:












искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

1.2.3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:







осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.

1.3 Предметные результаты:
В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:








раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира
и в практической деятельности человека;
демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными
науками;
раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М.Бутлерова;
понимать физический смысл Периодического закона Д.И.Менделеева и на его основе
объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от
электронного строения атомов;
объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе
и строении;
применять правила систематической международной номенклатуры как средства
различения и идентификации веществ по их составу и строению;


























составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей
информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному
классу соединений;
характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать
причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных
представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения
области применения;
прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах
химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для
безопасного применения в практической деятельности;
приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и
природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического
каучука, ацетатного волокна);
проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты,
непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и
косметических средств;
владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и
лабораторным оборудованием;
устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического
равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий
протекания химических процессов;
приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе,
производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства
простых веществ – металлов и неметаллов;
проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам
сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его
состав;
владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными
веществами, средствами бытовой химии;
осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам,
структурным формулам веществ;
критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в
сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных
статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных
суждений и формирования собственной позиции;
представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством:
экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:





иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на
различных исторических этапах ее развития;
использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебноисследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания
органических веществ;
объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной,
неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической
активности веществ;





устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для
обоснования принципиальной возможности получения органических соединений
заданного состава и строения;
устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе
проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических
знаний.

Раздел 2. Содержание тем курса химии
Базовый уровень образования
11 класс
Раздел 1. Теоретические основы химии
Важнейшие понятия химии и их взаимосвязи. Атом. Вещество. Простые и сложные вещества.
Элемент. Изотопы. Массовое число. Число Авогадро. Моль. Молярный объем. Химическая
реакция. Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Электрон. Атомная орбиталь. Распределение
электронов по орбиталям. Электронная конфигурация атомов. Валентные электроны.
Основные законы химии. Закон сохранения массы, закон постоянства состава, закон Авогадро.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
Теория строения атома.
А. Лавуазье – творец химической революции и основоположник классической химии. Гениальные
предсказания Д.И. Менделеевым существования новых элементов.
Раздел 2. Вещество и их состав
Строение вещества. Химическая связь и ее виды. Ковалентная связь, ее разновидности и
механизмы образования. Электроотрицательность. Валентность. Степень окисления. Ионная
связь. Металлическая связь. Водородная связь. Вещества молекулярного и немолекулярного
строения. Аморфное и кристаллическое состояние веществ. Кристаллические решетки и их типы.
Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.
Комплексные соединения
Системы веществ. Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Растворитель и растворенное
вещество. Растворение как физико-химический процесс. Способы выражения концентрации
растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. Растворы
электролитов. Дисперсность. Дисперсные системы. Коллоидные растворы.
Гели и золи.
Взаимодействия и превращения веществ. Химические реакции в системе природных
взаимодействий. Реагенты и продукты реакций. Классификация органических и неорганических
реакций. Тепловые эффекты реакции. Термохимические уравнения реакций. Скорость
химической реакции. Энергия активации. Факторы, влияющие на скорость реакции. Катализ и
катализаторы. Ингибиторы. Промоторы. Каталитические яды. Ферменты. Обратимые и
необратимые реакции. Химическое равновесие. Факторы, смещающие равновесие. Принцип Ле
Шателье. Закон действующих масс.
Теория электролитической диссоциации. Электролиты. Анионы и катионы. Сильные и слабые
электролиты. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена в
водных растворах. Ионное произведение воды. Водородный показатель (pH) раствора.
Индикаторы. Гидролиз органических и неорганических соединений.

Окислительно-восстановительные реакции. Метод электронного баланса.
Электролиз. Химические источники тока, гальванические элементы и аккумуляторы.
Простые и сложные реакции.
Раздел 3. Металлы, неметаллы и их соединения
Металлы главных подгрупп. Характерные особенности металлов. Положение металлов в
периодической системе. Металлы – химические элементы и простые вещества. Физические и
химические свойства металлов. Общая характеристика металлов IA-группы. Щелочные металлы
и их соединения. Строение, основные свойства, области применения и получение
Общая характеристика металлов IIA-группы. Щелочноземельные металлы и их важнейшие
соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.
Краткая характеристика элементов IIIA-группы. Алюминий и его соединения. Амфотерность
оксида и гидроксида алюминия. Алюминотермия. Получение и применение алюминия.
Металлы побочных групп. Железо как представитель d-элементов. Аллотропия железа.
Основные соединения железа (II) и (III). Качественные реакции на катионы железа.
Получение и применение металлов. Коррозия металлов и способы защиты от нее. Сплавы.
Производство чугуна и стали.
Характерные особенности неметаллов. Положение неметаллов в периодической системе.
Неметаллы – химические элементы и простые вещества. Физические и химические свойства
неметаллов.
Галогены. Общая характеристика галогенов – химических элементов, простых веществ и их
соединений. Химические свойства и способы получения галогенов. Галогеноводороды.
Галогениды. Кислородсодержащие соединения хлора.
Благородные газы.
Обобщение знаний о металлах и неметаллах. Сравнительная характеристика металлов и
неметаллов и их соединений. Оксиды, гидроксиды и соли: основные свойства и способы
получения. Сравнительная характеристика свойств оксидов и гидроксидов неметаллов и
металлов.
Неорганические и органические вещества. Неорганические вещества. Органические вещества.
Их классификация и взаимосвязь. Обобщение знаний и неорганических и органических
реакциях.
Развитие биологической химии – актуальная потребность нашего времени.
Производство и применение веществ и материалов. Химическая технология. Принципы
организации современного производства. Химическое сырье. Металлические руды. Общие
способы получение металлов. Металлургия, металлургические процессы. Химическая
технология синтеза аммиака.
Вещества и материалы вокруг нас. Биологически активные вещества (ферменты, витамины,
гормоны). Химия и здоровье. Анальгетики. Антибиотики. Анестезирующие препараты. Средства

бытовой химии. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами
бытовой химии.
Химия на дачном участке. Минеральные удобрения. Пестициды. Правила их использования.
Химия средств гигиены и косметики.
Экологические проблемы химии. Источники и виды химических загрязнений окружающей
среды. Химические производства и их токсичные, горючие и взрывоопасные отходы, выбросы.
Химико-экологические проблемы охраны атмосферы, гидросферы, литосферы. Парниковый
эффект. Смог. Кислотные дожди. Разрушение озонового слоя. Сточные воды. Захоронение
отходов. Экологический мониторинг. Экологические проблемы и здоровье человека. Химия и
здоровый образ жизни.
Химические процессы в живых организма.
Методы научного познания. Описание, наблюдение, химический эксперимент. Химический
анализ и синтез веществ.
Естественнонаучная картина мира. Химическая картина природы.

3. Тематическое планирование
11 класс
№

Раздел, тема

Количество
часов

Контрольных
работ

Практических
работ

Раздел 1. Теоретические основы химии (22ч)
1.

Важнейшие понятия, законы и
теории химии. Теория строения
атома. Периодический закон и
периодическая система.

7

-

-

2.

Строение и многообразие веществ

3

1

-

3.

Смеси и растворы веществ

3

-

1

4.

Химические реакции

9

1

-

Раздел II. Неорганическая химия. Взаимосвязь органической и неорганической
химии (12 ч)
5.

Металлы

4

6.

Неметаллы

4

7.

Классификация и взаимосвязь
неорганических и органических
веществ

4

1

2

34

3

3

Итого

-

-

Приложение №1
Перечень учебно-методического обеспечения
Натуральные объекты.
Коллекции минералов горных пород, металлов, сплавов, минеральных удобрений, пластмасс,
каучуков, волокон. Коллекции используются только для ознакомления учащихся с внешним
видом и физическими свойствами изучаемых веществ и материалов.
Химические реактивы и материалы.
Простые вещества – медь, бром, натрий, кальций, алюминий, магний, железо.
Оксиды – меди (II), кальция, железа (III), магния.
Кислоты – соляная, серная, азотная, фосфорная.
Основания – гидроксид натрия, гидроксид кальция, гидроксид бария, 25% водный раствор
аммиака.
Соли – хлориды натрия, меди (II), железа (III), алюминия; нитраты калия, натрия, серебра;
сульфаты меди(II), железа(II), железа(III), аммония; иодид калия, бромид натрия.
Органические соединения – этанол, уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин,
лакмус.
Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы.
Химическая посуда подразделяется на две группы: посуда для демонстрационных опытов и
посуда для выполнения опытов учащимися.
1. Приборы для работы с газами – получение, собирание, очистка, сушка, поглощение газов;
реакции между потоками газов; реакции между газами в электрическом разряде; реакции
между газами при повышенном давлении.
2. Аппараты и приборы для опытов с жидкими и твердыми веществами – перегонка,
фильтрование, кристаллизация; проведение реакций между твёрдым веществом и
жидкостью, жидкостью и жидкостью, между твёрдыми веществами.
Вне этой классификации находятся две группы учебной аппаратуры:
1. Для изучения теоретических законов химии – иллюстрация закона сохранения массы
веществ, демонстрация электропроводности растворов, демонстрация движения ионов в
электрическом поле, для изучения скорости реакции и химического равновесия.
2. Для иллюстрации химических основ заводских способов получения некоторых веществ
(серной кислоты, аммиака).
Модели.
Модели предназначены для облегчения восприятия и осмысления содержания. Объектами
моделирования в химии являются атомы, молекулы, кристаллы. Заводские аппараты,
происходящие процессы. Используются модели кристаллических решёток алмаза, графита, воды.
Углекислого газа, йода, железа, меди, магния. Наборы моделей атомов для составления
шаростержневых моделей молекул.
Учебные пособия на печатной основе.
К этой группе дидактических средств относят таблицы, графические диаграммы, схемы, эскизы,
рисунки, фотографии, портреты выдающихся учёных-химиков. Изобразительные пособия
способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, мобилизации их внимания и

интереса, выделению сущности предмета или явления. Решению возникшей в ходе урока
проблемы.
Таблицы постоянного эспонирования: «Периодическая система химических элементов Д.И.
Менделеева», «Таблица растворимости кислот, оснований и солей», «Электрохимический ряд
напряжений металлов». Возможно использование других дидактических материалов: тетради на
печатной основе, отдельные листы-инструкции, карточки с заданиями разной степени трудности
для изучения нового материала, самопроверки и контроля знаний учащихся. Для ускорения
навыков химического эксперимента используются инструктивные таблицы.
Технические средства обучения (ТСО).
К ТСО относят технические устройства, с помощью которых обучающимися воспринимается
информация экранно-звуковых средств обучения.
Статичные экранно-звуковые средства – диафильмы, диапозитивы, слайды для графопроектора.
Квазидинамичные – серии транспарантов, показывающие динамику исследования.
Динамичные – документальные мультипликационные , хроникальные и другие фильмы.
Компьютер, мульимедийный проектор, экран, интерактивная доска.
Приложение №2
Список литературы
Литература для учащихся
1. Химия 10. Учебник Для общеобразовательных школ ( базовый уровень) Н.Е. Кузнецовой,
И.М. Титовой, Н.Н. Гара, М.: «Вентана–Граф», 2017.
2. Химия 11. Учебник для общеобразовательных школ (базовый уровень) Н.Е. Кузнецова,
А.Н. Лёвкина, М.А. Шаталова, М.: «Вентана–Граф», 2017.
3. Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000.
768с
4. ХИМИЯ. Подготовка к ЕГЭ. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни. 10-11
классы: под ред. В.Н.Доронькина. - Ростов н/Д: изд-во Легион, 2017. 476 с.
Литература для учителя
1. Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы – Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,
2000.-768с
2. Зоммер К. Аккумулятор знаний по химии. Пер. с нем. 2-е изд. – М.: Мир, 1984. – 294с., ил.
3. Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в ВУЗы.- М.: Новая волна, 1996.462с.
4. Лёвкин А. Н., Карцова А.А. Школьная химия: самое необходимое. – СПб.: «Авалон»;
«Азбука-классика»: 2006. – 288с.
5. Карцова А.А., Лёвкин А.Н. Органическая химия: задачи и практические работы. – СПб.:
«Авалон»; «Азбука-классика»: 2005. – 240с.
6. Артеменко А.И. Органическая химия: учебник для студентов средних спец. учеб.
заведений. – М.: Высшая школа, 1998. – 544с.
7. Петров А.А., Бальян Х.В., Трощенко А.Т. Органическая химия: учебник для вузов//под
ред. Стадничука М.Д. – СПб.: «Иван Федоров», 202. – 624с.
8. Реакции неорганических веществ: справочник /Р.А.Лидин, В.А. Молочко, Л.Л. Андреева;
под ред. Р.А. Лидина. – М.: Дрофа, 2007. – 637с.
9. Лидин Р.А. Справочник по общей и неорганической химии. – М.: Просвещение:
Учеб.лит., 1997. – 256с.
10. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. – М.: Владос, 2000.335с.

11. http://www.alhimik.ru - Alhimik. Полезные советы, эффектные опыты, химические новости,
виртуальный репетитор, консультации, казусы и ляпсусы, история химии
12. http://lib.morg.chem.msu.ru/tutorials/korenev/1.doc - Общая и неорганическая химия: часть 1.
Материалы по общей химии для учащихся химико-биологических классов: основные
понятия химии, строение атома, химическая связь.
13. http://lib.inorg.chem.msu.ru/tutorials/korenev/2.doc - Общая и неорганическая химия: часть
2. Материалы по неорганической химии для учащихся специализированных химикобиологических классов: основные классы неорганических соединений, их свойства и
способы получения.
14. http://hemi.wallst.ru/ - Экспериментальный учебник по общей химии для 8-11 классов,
предназначенный как для изучения химии "с нуля", так и для подготовки к экзаменам.
15. http://www.en.edu.ru/ Естественнонаучный образовательный портал.
16. http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ
и явлений.
17. http://college.ru/chemistry/index.php Открытый колледж: химия
18. http://www.chem.msu.su/rus/school/zhukovl/welcome.html

Раздел 3
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел 3
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Химия 11 класс (34 часа)

Дата

Тема урока

Д/з

№ п/п
план

факт

Раздел 1. Теоретические основы химии (22ч)
1

2
3
4

Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и
сложные вещества

§ 1, упр. 1-3,
с. 7; записи в
тетради

Закон сохранения массы веществ, закон сохранения
и превращения энергии при химических реакциях

§ 2, упр.4-6,
стр.7

Закон постоянства состава веществ. Вещества
молекулярного и немолекулярного строения
Периодический закон и Периодическая система
химических элементов Д.И. Менделеева.

§ 2, упр.7,
задачи 1,2, стр.7
Задание в
тетради.

5

Строение электронных оболочек атомов химических § 3, упр.5-7,
элементов
задача 1, стр.22

6

Строение атомов переходных элементов

§ 4, читать

7

Валентность. Валентные возможности и размеры
атомов химических элементов

§ 5, упр.11-17,
стр.22

8

Химическая связь. Ионная и ковалентная химические §§6, 8, упр. 1-4,
связи. Типы кристаллических решеток.
с. 41, задача 1 с.
42

9

Металлическая связь. Металлическая
кристаллическая решётка. Водородная связь.

§§6, 8, упр. 8,
задача2, с. 41-42

Причины многообразия веществ

§ 9, упр. 9, с. 41,
задача 3, с. 42

Дисперсные системы. Растворы.
Концентрация растворов

§ 10, упр. 10-13,
с. 41

10

11

12

Практическая работа № 1. Приготовление
растворов заданной концентрации.

с.42, отчёт о
работе
Повт. гл. 2,3

13

Контрольная работа № 1 по темам :
« Основные законы химии. ПЗ ПС Д.И.Менделеева,
Строение вещества».

14

Сущность и классификация химических реакций

§ 11, упр.3, 4,8
задача 1,2, с. 48
§ 12, упр. 1, 4-6
задачи 1-2, с.63

15

Скорость химических реакций. Катализ

16

Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье.
§§13-14, упр 7Производство серной кислоты контактным способом 12, задачи 3,4,
с. 63

17

Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые
электролиты. Водородный показатель (pH) раствора

§§ 15-16, упр. 13, задача 1, с. 74

18

Реакции ионного обмена в водных растворах.

§ 17, упр. 4,
задача 2, с. 74

Гидролиз органических и неорганических веществ

§ 18, упр. 5-11,
с. 74

Обобщение и систематизация знаний по теме
«Химические реакции»

Подготовит. к
контр. работе,
задания в
тетради

21

Контрольная работа № 2 по теме « Типы
химических реакций

Погвт. гл. 4

22

Анализ контрольной работы

Погвт. гл. 4

19

20

Раздел II. Неорганическая химия. Взаимосвязь органической и неорганической химии (12 ч)
Общая характеристика. Получение и применение
металлов
23

24

Обзор металлов главных подгрупп (А-групп)
периодической системы химических элементов

Введение в тему
(с. 77-79). упр. 14, с. 89; подгот.
сообщения
§ 19, упр. 5-6,
задачи на выход
продукта
реакции в тетр.
§ 21, задания по
карточкам,
подгот. сообщен.

25

26

27

28

29

30

31

Обзор металлов побочных подгрупп (Б-групп)
периодической системы химических элементов
(медь, цинк, железо)
Оксиды и гидроксиды металлов
Обзор свойств неметаллов. Окислительновосстановительные свойства типичных неметаллов

§§ 22, 23, 26-27
упр. 1-4, 7-12,
задачи 2, 4, с.
118
§ 29, упр. 16-18,
задача 3, с. 118
§ 30, упр. 1-4,
задача 2, стр.138

Оксиды неметаллов и кислородсодержащие кислоты § 31, упр. 5-10,
13 (а), задача 1
с. 138
Водородные соединения неметаллов
§ 32, упр. 11,13
(б, в)
Подготов. к п/р
Генетическая связь неорганических и органических §§ 33,34, с. 143,
соединений.
работа с
Химия в промышленности и быту.
цепочками
превращений
Практическая работа № 2 Решение
стр.144, отчёт о
экспериментальных задач по неорганической химии работе

32

Практическая работа № 3 Решение
экспериментальных задач по органической химии

стр.145, отчёт о
работе

33

Обобщение и систематизация знаний по темам
«Металлы» и «Неметаллы»

Повт. гл. 5,6

34

Контрольная работа № 3 по темам
« Металлы», «Неметаллы»

Повт. гл. 5,6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».