РП по химии 8 класс 2023-2024

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки
Кабардино - Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ Лицей № 1 г.п. Терек

РАССМОТРЕНО
На заседании педагогического
совета лицея протокол
от «24» августа 2023г. № 1

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
__________ Накова Р.Л.
«24» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
____________ Балкарова Л.З.
Приказ
от «24» августа 2023г.№ 58

Рабочая программа
(ID 2617422)
Учебного предмета «Химия. Базовый уровень»
для обучающихся 8 классов основного общего образования
на 2023-2024 учебный год

г.п. Терек 2023г.
1

Пояснительная записка.
Рабочая программа по химии для основной школы составлена на основе:
Фундаментального ядра содержания общего образования и в соответствии с
Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
Федерального Закона от 29 декабря 2012 года, №273 (Федеральный закон «Об
образовании в РФ»);
Требований к результатам основного общего образования, представленных в
федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго
поколения. В ней также учитываются идеи развития и формирования универсальных учебных
действий для основного общего образования.
Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации
«Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;
Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального
перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования»
За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-9 классов
общеобразовательных учреждений, опубликованная издательством «Просвещение» в 2013
году (Сборник программ курса химии к учебникам химии авторов Г.Е.Рудзитиса,
Ф.Г.Фельдмана для 8-9 классов).
Цели обучения с учетом специфики учебного предмета
Основные целиизучения химии направлены:

на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии,
химической символике;

на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить
химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и
уравнений химических реакций;

на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей
в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения
знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных
компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

на применение полученных знании и умений для безопасного использования
веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения
практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред
здоровью человека и окружающее среде.
Задачи обучения.
Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка
обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.
Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их
достижения, использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за рамками
учебного процесса.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие
обучающихся; она призвана вооружить их основами химических знаний, необходимых для
повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования этих знаний, а
также способствовать безопасному поведению в окружающей среде и бережному отношению к
ней. Развитие познавательных интересов в процессе самостоятельного приобретения
2

химических знаний и использование различных источников информации, в том числе
компьютерных.
Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества,
необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
Общая характеристика учебного предмета.
В содержании данного курса представлены основополагающие теоретические сведения
по химии, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от
строения, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в
целях получения веществ, материалов, энергии.
Содержание учебного предмета включает сведения о неорганических веществах, их
строении и свойствах, а также химических процессах, протекающих в окружающем мире.
Наиболее сложные элементы Фундаментального ядра содержания общего образования по
химии, такие, как основы органической и промышленной химии, перенесены в программу
средней (полной) общеобразовательной школы.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомномолекулярное учение, периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о
строении атомов, видах химической связи, закономерностях протекании химических реакций.
В изучении курса значительна роль отводится химическому эксперименту: проведению
практических и лабораторных работ и описанию их результатов; соблюдению норм и правил
поведения в химических лабораториях.
Общая характеристика учебного процесса:
Основные технологии обучения:
Программа
курса
«Химии» построена
на
основе
спиральной
модели,
предусматривающей постепенное развитие и углубление теоретических представлений при
линейном ознакомлении с эмпирическим материалом
Тесты, самостоятельные работа, контрольные работы, устный опрос, защита проекта.
Преобладающими формами текущего контроля УУД являются самостоятельные и
контрольные работы, различные тестовые формы контроля.Промежуточная аттестация
проводится согласно локальному акту образовательного учреждения в форме контрольных
работ, зачётный урок – в форме тестирования – в конце года.
Содержание программы носит развивающий характер. Для организации процесса
обучения используются основные технологии обучения:личностно-ориентированные
технологии, интерактивные технологии, исследовательские методы, проектные методы,
игровые технологии, кейс метод.
Логические связи предмета «Химия» с остальными предметами учебного плана:
В программе учитывается реализация межпредметных связей с курсом физики (7 класс) и
биологии (6-7 классы), где дается знакомство с строением атома, химической организацией
клетки и процессами обмена веществ.
Планирование включает реализацию межпредметных связей химии с курсами: физики,
биологии, географии, экологии в соответствующих темах уроков в 8 – 9 классе.

3

Раздел 1
Результаты освоения учебного предмета «Химия».
Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в
направлении личностного развития:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению
к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;
2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому
и духовному многообразию современного мира;
3.
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору
профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных
профессиональных
предпочтений,
осознанному
построению
индивидуальной
образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
4. формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
5. формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
6.
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе
развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными
инструментами и техническими средствами информационных технологий;
7.
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности
жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
8. развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные
способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной
деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать
ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная
поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п. )
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы
основного общего образования являются:
1.
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2.
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа
условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и
выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в
отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
3.
умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать
определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить
эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и
заключения;
4.
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия
в соответствии с изменяющейся ситуацией;
5.
формирование и развитие компетентности в области использования инструментов
и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного
обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и
познавательных универсальных учебных действий;
4

6.
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
7.
умение извлекать информацию из различных источников (включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета),
свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных
носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
8.
умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами
наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
9.
умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом
образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и
социального взаимодействия;
10. умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе
проектные;
11. умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия
одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата
и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического
или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в
достижении цели определенной сложности;
12. умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на
основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной
деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение,
корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том
числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе
учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных
способов разрешения конфликтов.
Предметными результатами освоения Основной образовательной программы основного
общего образования являются:
1. формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их
превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и
символическим языком химии;
2. осознание объективно значимости основ химической науки как области современного
естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как
основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о
материальном единстве мира;
3. овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и
объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного
обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и
планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и
окружающей среды;
4. формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми
химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины
многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость
применения веществ от их свойств;
5. приобретения опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения
за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с
использованием лабораторного оборудования и приборов;
6. умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах,
связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
7. овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной
в разно форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий)
8. создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических
знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего
5

(полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое профессиональной
деятельности;
Планируемые результаты реализации программы «Формирование УУД» средствами
предмета химии:
Личностные универсальные учебные действия
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая
толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим,
нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего
и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при
следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах
возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных
общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и
обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и
принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и
сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения,
общественно полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических,
политических и экономических условий;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции
познавательного мотива;
• готовность к выбору профильного образования.
Регулятивные универсальные учебные действия
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической
задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Коммуникативные универсальные учебные действия
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
6

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её
с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и
делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не
враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное
высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы
работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей,
мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в
форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Познавательные универсальные учебные действия
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек
и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений,
ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых
признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим
объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты,включаяумение выделять главное и второстепенное, главную
идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и
употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
7

Раздел 2
Содержание учебного предмета «Химия»
Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных

Раздел 1.
представлений)
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые
вещества и смеси. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приемы безопасно
работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.
Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование,
выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические и химические явления. Химические
реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических
реакций.
Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки: ионная, атомная и
молекулярная. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы.
Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Язык химии. Знаки химических
элементов. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Относительная
молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по
химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам
бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по
валентности.
Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и
деятельность М.В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций.
Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и
промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение.
Оксиды.
Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода.
Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и
промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород – восстановитель.
Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.
Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические свойства воды.
Вода в природе и способы ее очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды.
Применение воды. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля
растворенного вещества.
Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса.
Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные
отношения газов при химических реакциях.
Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация.
Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства,
получение и применение оксидов.
Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щелочи и
нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований.
Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и
гидроксиды.
Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства
кислот. Вытеснительный ряд металлов.
Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей.
Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей.
Применение солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы
очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие
закон сохранения массы веществ.
8

Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определение
состава воздуха. Коллекция нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Получение водорода в аппарате Кипа, проверка водорода на чистоту, горение водорода,
собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды. Анализ воды. Синтез воды.
Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щёлочи
кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.
Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции,
иллюстрирующие основные признаки характерных реакции. Разложение основного карбоната
меди (II). Реакция замещения меди железом.
Ознакомление с образцами оксидов.
Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).
Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.
Практические работы
 Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление
с лабораторным оборудованием.
 Очистка загрязнённой поваренной соли.
 Получение и свойства кислорода
 Получение водорода и изучение его свойств.
 Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого
вещества.
 Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы соединений».
Расчетные задачи:
Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.
Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление
простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление массы
растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации.
Объёмные отношения газов при химических реакциях.
Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества одного из
продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества,
содержащего определённую долю примесей.
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева. Строение атома.
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных
элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы.
Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система как естественно – научное
классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации
химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б- группы, периоды. Физический смысл
порядкового элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп).
Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и
нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса.
Современная формулировка понятия «химический элемент».
Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое),
его ёмкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов первого – третьего периодов.
Современная формулировка периодического закона.
Значение периодического закона. Научные достижения Д.И. Менделеева: исправление
относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов,
перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д.И.
Менделеева.

9

Раздел 3. Строение вещества.
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи:
ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете
электронной теории. Степень окисления. Правила определения степеней окисления
элементов.
Демонстрации:
Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными
связями.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
№
Разделы программы
Количество
Количество
Количество
п/п
часов
контрольных практических
работ
работ
1Основные понятия химии (уровень 54 (51 + 3
3
6
атомно – молекулярных
часа
представлений)
резервного
времени)
2Периодический закон и
6
периодическая система
химических элементов Д.И.
Менделеева. Строение атома
3Строение вещества. Химическая
7
1
связь.
4Резервное время
1
1
.
Итого:
68
5
6
В авторскую программу внесены некоторые изменения.
Резервное время (3 часа) используется следующим образом:

1час на решение расчетных задач «Нахождение массовой доли
растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды
для приготовления раствора определенной концентрации»

1 час - на проведение обобщающего урока по теме «Важнейшие классы
неорганических соединений»

1 час – на проведение итогового тестирования за курс химии 8 класса
Обоснование: при изучении названных тем недостаточно времени для проведения
обобщающих уроков и уроков по решению расчётных и качественных задач, а уроки эти
необходимы, так как направлены на реализацию важнейших требований к знаниям учащихся –
применение полученных УУД для выполнения тренировочных упражнений и подготовке к
контрольной работе. Обобщающее тестирование позволяет выявить степень овладения
учащимися знаниями по основным вопросам курса органической химии; готовность к сдаче
ЕГЭ по химии.
Формулировка названий разделов и тем соответствует авторской программе. Все
практические работы, демонстрации, лабораторные опыты взяты из программы курса химии
для 8-9классов автора Н.Н. Гара.

10

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Состав учебно-методического комплекта:
1.
Рудзитис Г.Е. Химия: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Г.Е.
Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение.
2.
Химия: 8 кл.: электронное приложение к учебнику.
3.
Гара Н.Н. Химия: задачник с «помощником»: 8-9 классы / Н.Н. Гара. – М.:
Просвещение.
4.
Гара Н.Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е.
Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 8-9 классы/ Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
5.
Радецкий А.М. Химия: дидактический материал: 8-9 кл. / А.М. Радецкий. –
М.: Просвещение.
6.
Гара Н.Н. Химия. Уроки: 8 кл. / Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
Список литературы для учащихся:
Учебники:
1.
Рудзитис Г.Е. Химия: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Г.Е.
Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение.
2.
Гара Н.Н. Химия: задачник с «помощником»: 8-9 классы / Н.Н. Гара. – М.:
Просвещение.
Список литературы для педагогов:
1.
Рудзитис Г.Е. Химия: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Г.Е.
Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение.
2.
Химия: 8 кл.: электронное приложение к учебнику.
3.
Гара Н.Н. Химия: задачник с «помощником»: 8-9 классы / Н.Н. Гара. – М.:
Просвещение.
4.
Гара Н.Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е.
Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 8-9 классы/ Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
5.
Радецкий А.М. Химия: дидактический материал: 8-9 кл. / А.М. Радецкий. –
М.: Просвещение.
6.
Гара Н.Н. Химия. Уроки: 8 кл. / Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
7.
Боровских Т.А. Тесты по химии. Первоначальные химические понятия.
Кислород. Водород. Вода, растворы. Основные классы неорганичесих соединений: 8 кл.:
к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия. 8 класс». – М.: Издательство
«Экзамен», 2010.
Перечень технических средств кабинета:
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения
Печатные пособия
Комплект портретов ученых-химиков
Серия справочных таблиц по химии («Периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический
ряд напряжений металлов», «Окраска индикаторов в различных средах»).
Информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) по всем
разделам курса химии
Электронные библиотеки по курсу химии
Технические средства обучения
Компьютер
Мультимедийный проектор
Экран проекционный
11

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для химического
эксперимента. Общего назначения
Комплекты для лабораторных опытов и практических занятий по химии
Модели
Натуральные объекты, коллекции
Реактивы (по норме)
Перечень цифровых информационных ресурсов Интернета:
1. http://ege.yandex.ru/chemistry/
2. http://chem.reshuege.ru/
3. http://himege.ru/
4. http://pouchu.ru/
5. http://enprophil.ucoz.ru/index/egeh_alkeny_alkadieny/0-358
6. http://ximozal.ucoz.ru/_ld/12/1241___4_.pdf
7. http://fictionbook.ru/author/georgiyi_isaakovich_lerner/biologiya_polniyyi_spravochni
k_dlya_podg/read_online.html?page=3
8. http://www.zavuch.info/methodlib/134/
9. http://keramikos.ru/table.php?ap=table1000405http://sikorskaya-olja.narod.ru/EGE.htm
10. www.olimpmgou.narod.ru.
11. http://mirhim.ucoz.ru/index/khimija_8_3/0-41
Состав медиатеки:
1.
Открытая химия. Версия 2.6. (Полный интерактивный курс химии для учащихся
школ, лицеев, гимназий, колледжей, студентов технических вузов). ООО «Физикон» 2015.
2.
CD-ROM Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9
классы.-М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2012г.
3.
CD-ROM Учебное электронное издание Химия (8-11 класс) Виртуальная
лаборатория. МарГТУ, Лаборатория систем мультимедия, 2014г.
4.
CD-ROM Электронная библиотека «Просвещение». Мультимедийное
пособие нового образца. 8 класс. М.: Просвещение, 2015г

12

Раздел 3
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ХИМИИ
В 8 КЛАССЕ (2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)
№ урока
Д/з
Дата урока
Тема урока
По
Факт
плану
Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений) (53 ).
1
Предмет
химии.
Химия
как
часть §1 вопр. 1-4 стр. 6естествознания. Вещества и их свойства.
7;
2
Методы познания в химии: наблюдение,
§2, стр11 вопр.1,2
эксперимент
3
Практическая работа №1. Правила техники §3
безопасности при работе в химическом кабинете.
Ознакомление
с
лабораторным
оборудованием.
4
Чистые вещества и смеси. Способы разделе§4, вопр.1-5,стр.17
ния смесей
5
Практическая работа № 2. Очистка загряз- §5, упр.5-6, стр.20
ненной поваренной соли.
6
Физические
и
химические
явления. §6, стр. 24, вопр. 1Химические реакции.
3
7
Атомы и молекулы, ионы.
§7, вопр.1,3,5,8,
стр 28
8
Вещества молекулярного и немолекулярного §8, стр. 32, вопр.
строения. Кристаллические решетки.
1,3 + тестовые
задания
9
Простые и сложные вещества. Химический §9,10 вопр.1,3 +
элемент. Металлы и неметаллы.
тесты стр. 36
10
Язык химии. Знаки химических элементов.
§11, 12 вопр. 1,3 +
Относительная атомная масса.
тесты стр.41
11
Закон постоянства состава веществ
§13, вопр. 2, стр.46
12
Химические
формулы.
Относительная §14, вопр. 2,3,4,
молекулярная масса. Качественный и стр. 49
количественный состав вещества.
13
Массовая доля химического элемента в §15, вопр. 2,4 +
соединении.
тесты, стр.53-54
14
Валентность
химических
элементов. §16, вопр. 3,4 +
Определение валентности элементов по тесты, стр. 48
формулам бинарных соединений.
15
Составление химических формул бинарных §17, вопр. 2,5,7,
соединений по валентности.
стр.60
16
Атомно-молекулярное учение.
§18, вопр.2,3,
стр.62
17
Закон сохранения массы веществ.
§19, вопр. 1, 4 стр.
65
18
Химические уравнения.
§20,вопр.3,
4,6,стр.67
19
Типы химических реакций
§21, вопр. 2,3,
13

20

21
22

23

24
25
26
27

28
29
30

31
32

33
34

35

36

37
38

стр.71
Повторение
и
обобщение
по
теме §1-21 повтор., упр.
«Первоначальные химические понятия»
5, стр.58, упр.4,стр
60
Контрольная работа №1 по теме:
«Первоначальные химические понятия».
Кислород, его общая характеристика и на- §22, вопр. 1, 4, 6,
хождение в природе. Получение кислорода и стр. 75.
его физические свойства
Химические свойства кислорода. Оксиды.
§23, 24 вопр. 4, 6,
Применение. Круговорот кислорода в
7, стр. 80
природе.
Практическая работа №3. Получение и свой- §25
ства кислорода.
Озон. Аллотропия кислорода
§26, вопр. 1 +
тесты, стр. 87
Воздух и его состав. Защита атмосферного §27, вопр. 1, 3, 4,
воздуха от загрязнения.
стр. 91
Водород, его общая характеристика и нахож- §28, вопр. 2, 4 +
дение в природе. Получение водорода и его
тесты, стр. 96
физические свойства.
Химические свойства водорода. Применение. §29, вопр.3,
4,стр.101
Практическая работа №4.
«Получение §30
водорода и исследование его свойств»
Вода. Методы определения состава воды - §31, вопр. 1, 4, 5,
анализ и синтез. Вода в природе и способы её стр.106
очистки. Аэрация воды.
Физические и химические свойства воды.
§32, тесты, стр.
Применение воды.
109
Вода — растворитель. Растворы.
§33, вопр. 5 +
Насыщенные и ненасыщенные растворы.
тесты, стр. 113
Растворимость веществ в воде.
Массовая доля растворенного вещества.
§34, вопр.4, 5, стр.
116
Решение расчетных задач «Нахождение §34 повтор., задачи
массовой доли растворенного вещества в 7, 8, 9 + тесты, стр.
растворе.»
117
Практическая работа №5. Приготовление §35
растворов солей с определенной массовой
долей растворенного вещества
Повторение и обобщение по темам
§22-35, задачи: 6
«Кислород»,
стр.117.
«Водород», «Вода. Растворы».
Контрольная работа №2 по темам
«Кислород», «Водород», «Вода. Растворы».
Моль — единица количества вещества. Мо- §36, вопр. 3, 5 +
лярная масса.
тесты, стр.122
14

39

Вычисления по химическим уравнениям.

40

Закон Авогадро. Молярный объем газов.

§37, вопр. 1,2,
стр.125
§38,стр. 126-127,
вопр. 1, стр. 128
§39, задачи 2, 3,
стр 130.
§40, вопр. 2, 4, стр.
135
§41, вопр. 2, задача
3, стр. 139
§42, вопр. 2 +
тесты, стр. 144-145

Объемные отношения газов при химических
реакциях
42
Оксиды:
классификация,
номенклатура,
свойства, получение, применение.
43
Гидроксиды. Основания: классификация,
номенклатура, получение.
44
Химические свойства оснований. Реакция
нейтрализации. Окраска индикаторов
в
щелочной и нейтральной средах. Применение
оснований.
45
Амфотерные оксиды и гидроксиды.
§43, вопр. 4 +
тесты, стр.148
46
Кислоты.
Состав.
Классификация. §44, вопр. 3, задача
Номенклатура. Получение кислот.
4, стр. 152
47
Химические свойства кислот
§45, вопр. 3, 4, стр.
155
48
Соли. Классификация. Номенклатура. Спо§46, вопр. 2, 3,
собы получения солей
стр.160
49
Свойства солей
§47,стр. 161-162,
вопр. 1, 5, стр. 164
50
Генетическая связь между основными клас§47,стр. 163-164,
сами неорганических соединений
вопр.3, стр.164
51
Практическая работа №6.Решение экспери- §48
ментальных задач по теме «Основные классы
неорганических соединений»
52
Повторение
и
обобщение
по
теме §40-47, упр.2,
«Важнейшие
классы
неорганических стр.164, разобрать
соединений»
схему, стр. 162-163
53
Контрольная работа №3 по теме:
«Основные классы неорганических
соединений».
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.
Менделеева. Строение атома. (7 часов)
54
Классификация
химических
элементов. §49, вопр. 1, 3, 5
Понятие о группах сходных элементов.
стр. 171
55
Периодический закон Д. И. Менделеева.
§50, вопр. 2, задача
3 + тесты, стр. 176
56
Периодическая таблица химических элемен- §51, вопр. 3, тесты,
тов (короткая форма): А- и Б-группы, стр.180
периоды.
57
Строение атома. Состав атомных ядер. Изо- §52, вопр. 3 +
топы. Химический элемент — вид атома с тесты, стр. 184
одинаковым зарядом ядра
58
Расположение электронов по энергетическим §53, тесты, стр.
41

15

59
60

61
62

63
64
65
66

67
68

уровням.
Современная
формулировка 188
периодического закона
Значение периодического закона. Научные §54, вопр. 1, 3,
достижения Д. И. Менделеева
стр.190
Повторение и обобщение по теме:
§49-54, вопр.1, стр.
Периодический закон и периодическая
188, вопр.2, стр184
система химических элементов Д. И.
Менделеева. Строение атома.
Раздел 3. Строение вещества. Химическая связь. (7 часов)
Электроотрицательность химических
§55, вопр. 1 +
элементов
тесты, стр. 193
Ковалентная связь. Полярная и неполярная §56, стр.194-196 до
ковалентные связи
ионной, вопр. 2 (б,
в), 3, стр.198
§56, стр. 196-198,
Ионная связь
вопр. 4, стр.198
Валентность и степень окисления. Правила §57, вопр. 1, стр.
определения степеней окисления
202
элементов
Окислительно-восстановительные реакции §57 повтор., вопр.
2, стр. 202
Контрольная работа №4 по темам:
§55-57 повтор.,
«Периодический закон и периодическая
задача 3, стр. 202,
система химических элементов Д. И.
тесты стр.193
Менделеева. Строение атома. Строение
веществ. Химическая связь»
Итоговое тестирование за курс 8 класса
Резервное время.
Обобщение курса химии 8 класса

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».