Описание ООП НОО

Основная образовательная программа начального
общего образования

Описание ООП НОО
в соответствии с ФГОС 2021, с учетом Федеральной образовательной программой
начального общего образования, утвержденной приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 372.

ФОП НОО является основным документом, определяющим содержание общего
образования, а
также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и
внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС НОО соотношения обязательной
части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Целями реализации ФОП НОО являются:


обеспечение реализации конституционного права каждого гражданина Российской

Федерации на получение качественного образования, включающего обучение, развитие и во
спитание каждого обучающегося;


развитие единого образовательного пространства Российской Федерации на основе общи

х принципов формирования содержания обучения и воспитания, организации образовательно
го процесса;


организация образовательного процесса с учётом целей, содержания и планируемых резу

льтатов начального общего образования, отражённых в ФГОС НОО;


создание условий для свободного развития каждого обучающегося с учётом его

потребностей, возможностей и стремления к самореализации;


организация деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных

программ и учебных планов для одарённых, успешных обучающихся и (или) для детей социал
ьных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке.
Достижение поставленных целей реализации ФОП НОО предусматривает решение сле
дующих основных задач:


формирование общей культуры, гражданско-

патриотическое, духовнонравственное воспитание, интеллектуальное развитие, становление
творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;


обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимися целевых установок, п

риобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественн
ыми, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья;


становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и

неповторимости;
 обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;



достижение планируемых результатов освоения ФОП НОО всеми обучающимися, в том

числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающиеся с
ОВЗ);



обеспечение доступности получения качественного начального общего образования
;

выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших

выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и других, организацию обще
ственно полезной деятельности;
 организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно- технического
творчества и проектно-исследовательской деятельности;
 участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации.
ФОП НОО учитывает следующие принципы:
1) принцип учёта ФГОС НОО: ФОП НОО базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС
НОО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения на уровне
начального общего образования;
2) принцип учёта языка обучения: с учётом условий функционирования образовательной орг
анизации ФОП НОО характеризует право получения образования на родном языке из числа
языков народов Российской Федерации и отражает механизмы реализации данного принципа
в учебных планах, планах внеурочной деятельности;
3) принцип учёта ведущей деятельности обучающегося: программа обеспечивает конструиро
вание учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает
механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная
задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);
4) принцип индивидуализации обучения: программа предусматривает возможность и
механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с
особыми
способностями, потребностями и интересами с учетом мнения родителей (законных представ
ителей) обучающегося;
5) принцип преемственности и перспективности: программа обеспечивает связь и д
инамику в

формировании знаний, умений и способов деятельности, а также успешную адаптацию
обучающихся к обучению по образовательным программам основного общего образования,
единые подходы между их обучением и развитием на уровнях начального общего
и основного общего образования;
6) принцип интеграции обучения и воспитания: программа предусматривает связь урочной и
внеурочной деятельности, разработку мероприятий, направленных на обогащение знаний,
воспитание чувств и познавательных интересов обучающихся, нравственноценностного отношения к действительности;
7) принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не
допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или)
психическому
здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических тех
нологий. Объём учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий должны

соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами СанП
иН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания», утверждёнными постановлением Главного государс
твенного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2
(зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный № 6229
6), с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного вр
ача Российской Федерации от 30 декабря 2022 г. № 24 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 9 марта 2023 г., регистрационный № 72558), действующими
до 1 марта 2027 г. (далее - Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждёнными
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. №
28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., ре
гистрационный № 61573), действующими до 1 января 2027 г. (далее - Санитарноэпидемиологические требования).
ФОП НОО учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся. Наиболее ада
птивным сроком освоения ООП НОО является четыре года. Общий объём аудиторной работы
обучающихся за четыре учебных года не может составлять менее 2954 академических ча
сов и более 3345 академических часов в соответствии с требованиями к организации
образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной
неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут ра
зрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в
пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленно
м локальными нормативными актами образовательной организации. При формировании инд
ивидуальных учебных планов, в том числе для ускоренного обучения, объём дневной и неде
льной учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий, расписание заня
тий, объём домашних заданий должны соответствовать требованиям, предусмотренным
Гигиеническими нормативами и Санитарно- эпидемиологическими требованиями.
Планируемые результаты освоения ФОП НОО.
Планируемые результаты освоения ФОП НОО соответствуют современным целям начального
общего образования, представленным во ФГОС НОО как система личностных, метапредметны
х и предметных достижений обучающегося.
Личностные результаты освоения ФОП НОО достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности образовательной организации в соответствии с традиционным
и российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и спос
обствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренн
ей позиции личности.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных действий, которые
обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также становление способности к
самообразованию и саморазвитию. В результате освоения содержания программы начально
го общего образования обучающиеся овладевают рядом междисциплинарных понятий, а так
же различными знаков символическими средствами, которые помогают обучающимся примен
ять знания, как в типовых, так и в новых, нестандартных учебных ситуациях.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ФОП НОО.
Основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной де
ятельности и подготовки обучающихся, освоивших ООП НОО, является ФГОС НОО
независимо от формы получения начального общего образования и формы обучения. Таким
образом, ФГОС НОО определяет основные требования к образовательным результатам
обучающихся и средствам оценки их достижения.
Система оценки достижения планируемых результатов (далее система оценки) является частью

системы оценки и управления качеством образования в образовательной организации и
служит основой при разработке образовательной организацией соответствующего
локального акта.
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования,
обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функция
ми являются: ориентация образовательного процесса на достижение планируемых
результатов
освоения ФОП НОО и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять
управление образовательным процессом.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в
образовательной организации являются:


оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как

основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего мон
иторинга образовательной организации, мониторинговых исследований муниципального, ре
гионального и федерального уровней;


оценка результатов деятельности педагогических работников как основа аттестационны

х процедур;


оценка результатов деятельности образовательной организации как основа

аккредитационных процедур.
Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают т
ребования ФГОС НОО, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обуч
ающимися ФОП НОО.
Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.
Внутренняя оценка включает: стартовую диагностику; текущую и тематическую оценки; ито
говую оценку; промежуточную аттестацию; психологопедагогическое наблюдение; внутренний мониторинг образовательных достижений
обучающихся.

Внешняя оценка включает:
независимую оценку качества подготовки обучающихся;





В соответствии с ФГОС НОО система оценки образовательной организации реализует
системно- деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных
достижений.
Системнодеятельностный подход к оценке образовательных достижений обучающихся проявляется в о
ценке способности обучающихся к решению учебно-познавательных и учебнопрактических задач, а также в оценке уровня функциональной грамотности обучающихся. О
н обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планиру
емые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме.
Уровневый подход к оценке образовательных достижений обучающихся служит основой для
организации индивидуальной работы с обучающимися. Он реализуется как по отношению
к содержанию оценки, так и к представлению и интерпретации результатов измерений.
Уровневый подход к оценке образовательных достижений обучающихся реализуется за счёт
фиксации различных уровней достижения обучающимися планируемых результатов. Достиже
ние базового уровня свидетельствует о способности обучающихся решать типовые учебные з
адачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми обучающимися в ходе учебного процесса,
выступает достаточным для продолжения обучения и усвоения последующего
учебного материала.
Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется через:
 оценку предметных и метапредметных результатов;
использование комплекса оценочных процедур как основы для оценки динамики индивид



уальных образовательных достижений обучающихся и для итоговой
оценки; использование контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и
процессе обучения и другие) для интерпретации полученных результатов в целях
управления качеством образования;


использование разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг д

руга, в том числе оценок творческих работ, наблюдения;


использование форм работы, обеспечивающих возможность включения обучающихся в са

мостоятельную оценочную деятельность (самоанализ, самооценка, взаимооценка);


использование мониторинга динамических показателей освоения умений и знаний, в том

числе формируемых с использованием информационнокоммуникационных (цифровых) технол
огий.
Целью оценки личностных достижений обучающихся является получение общего
представления о воспитательной деятельности образовательной организации
и её влиянии на коллектив обучающихся.
При оценке личностных результатов необходимо соблюдение этических норм и правил взаим
одействия с обучающимся с учётом его индивидуальнопсихологических особенностей развити
я.



Личностные достижения обучающихся, освоивших ФОП НОО, включают две группы рез
ультатов:
основы российской гражданской идентичности, ценностные установки и социально знач

имые качества личности;



готовность обучающихся к саморазвитию, мотивация к познанию и обучению,
активное

участие в социально значимой деятельности.
Учитывая особенности групп личностных результатов, учитель может осуществлять оценк
у только следующих качеств:
 наличие и характеристика мотива познания и учения;
 наличие умений принимать и удерживать учебную задачу, планировать учебные дей
ствия;
 способность осуществлять самоконтроль и самооценку.
Диагностические задания, устанавливающие уровень этих качеств, целесообразно
интегрировать с заданиями по оценке
метапредметных регулятивных универсальных учебных действий.
Оценка метапредметных результатов осуществляется через оценку достижения планируемы
х результатов освоения ФОП НОО, которые отражают совокупность познавательных,
коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается комплексом освоения программ
учебных предметов и внеурочной деятельности.
Оценка метапредметных результатов проводится с целью определения сформированно
сти:
 познавательных универсальных учебных действий;
 коммуникативных универсальных учебных действий;
 регулятивных универсальных учебных действий.
Овладение познавательными универсальными учебными действиями предполагает
формирование и оценку у обучающихся базовых логических действий, базовых
исследовательских действий, умений работать с информацией.
Овладение базовыми логическими действиями обеспечивает формирование у обучающихся у
мений:





сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналог



ии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенн

ые объекты;


находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюд

ениях на основе предложенного учителем алгоритма;


выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе

предложенного алгоритма;


устанавливать причинно-

следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знако
мых по опыту, делать выводы.
Овладение

базовыми

исследовательскими действиями

обеспечивает

формирование у обучающихся умений:


определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на

основе предложенных учителем вопросов;



с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации
;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на



основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению осо



бенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);


формулировать выводы и

подкреплять их доказательствами на

основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения,
классификации, сравнения, исследования);


прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичн

ых или сходных ситуациях.
Работа с информацией как одно из познавательных универсальных учебных действий обесп
ечивает сформированность у обучающихся умений:
 выбирать источник получения информации;


согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, предс

тавленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на



основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных предст



авителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при п
оиске в информацинно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - Интернет);
анализировать и создавать текстовую, видео-



, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
 самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями предполагает
формирование и оценку у обучающихся таких групп умений, как общение и
совместная деятельность.
Общение как одно из коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает сфо
рмированность у обучающихся умений:



воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями

и условиями общения в знакомой среде;


проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога

и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
 подготавливать небольшие публичные выступления;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступлени
я.
Совместная деятельность как одно из коммуникативных универсальных учебных действий
обеспечивает сформированность у обучающихся умений:


формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в

коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формат
а планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;



принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её

достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;




ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных образцо
в.

Овладение регулятивными универсальными учебными действиями согласно ФГОС НОО предп
олагает формирование и оценку у обучающихся умений самоорганизации (планировать
действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать
последовательность
выбранных действий) и самоконтроля (устанавливать причины успеха (неудач) в учебной дея
тельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок).
Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется как учителем в ходе
текущей и промежуточной оценки по учебному предмету, так и администрацией
образовательной организации в ходе мониторинга. В текущем учебном процессе
отслеживается способность обучающихся
разрешать учебные ситуации и выполнять учебные задачи, требующие владения познавател
ьными, коммуникативными и регулятивными действиями, реализуемыми в предметном препо
давании.
В ходе мониторинга проводится оценка сформированности универсальных учебных
действий. Содержание и периодичность мониторинга устанавливаются решением педагогиче
ского совета образовательной организации. Инструментарий для оценки сформированности
универсальных учебных действий строится на межпредметной основе и может включать
диагностические материалы по оценке функциональной грамотности, сформированности
регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий.
Предметные результаты освоения ООП НОО с учетом специфики содержания предметных о
бластей, включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на применение
знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных
условиях, а также на успешное обучение.
Оценка предметных результатов освоения ООП НОО осуществляется через оценку
достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным учебным предметам.
Основным предметом оценки результатов освоения ООП НОО в соответствии с
требованиями ФГОС НОО является способность к решению учебно-познавательных и учебнопрактических
задач, основанных на изучаемом учебном материале и способах действий, в том числе метап
редметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Оценка предметных результатов освоения ООП НОО осуществляется учителем в ходе
процедур текущего, тематического, промежуточного и итогового контроля.
Особенности оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету
фиксируются в приложении к ООП НОО.
Описание оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету должно вклю
чать:


список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и спо

собов оценки (например, текущая (тематическая); устно (письменно), практика);



требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при необходимост

и - с учётом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры);
 график контрольных мероприятий.

Стартовая диагностика проводится администрацией образовательной организации с цель
ю оценки готовности к обучению на уровне начального общего образования.
Стартовая диагностика проводится в начале 1 класса и выступает как основа (точка отсчёта)
для оценки динамики образовательных достижений обучающихся. Объектом оценки в рамках
стартовой диагностики является сформированность предпосылок учебной деятельности,
готовность к овладению чтением, грамотой и счётом.

Стартовая диагностика может проводиться педагогическими работниками с целью оценки го
товности к изучению отдельных учебных предметов (разделов). Результаты стартовой
диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализаци
и учебного процесса.

Текущая оценка направлена на оценку индивидуального продвижения обучающегося в
освоении программы учебного предмета.
Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей и направляющей усилия обуча
ющегося, включающей его в самостоятельную оценочную деятельность) и диагностической,
способствующей выявлению и осознанию учителем и обучающимся существующих проблем
в обучении.
Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы освоени
я которых зафиксированы в тематическом планировании по учебному предмету.
В текущей оценке используются различные формы и методы проверки (устные и
письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и групповые
формы, самои взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и другие) с учётом особенностей учебного
предмета.
Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного процесс
а.

Тематическая оценка направлена на оценку уровня достижения обучающимися тематичес
ких планируемых результатов по учебному предмету.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится, начиная со 2 класса, в конце кажд
ого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов накопленной о
ценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в классном
журнале.
Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых результатов
и универсальных учебных действий, является основанием для перевода обучающихся в сле
дующий класс.

Итоговая оценка является процедурой внутренней оценки образовательной организации и ск
ладывается из результатов накопленной оценки и итоговой работы по учебному предмету.

Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебнопознавательные и учебно-практические задачи, построенные на
основном содержании учебного предмета с учётом формируемых метапредметных действий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».